Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Сумбаевой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1342/2022 (УИД 23OS0000-01-2022-001080-91) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Строй" об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов, по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Альфа Строй", Законодательного собрания Краснодарского края, администрации Краснодарского края, департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, министерства труда и социального развития Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Брянцевой Н.В, пояснения представителя административного ответчика Законодательного собрания Краснодарского края Кучера А.О, пояснения, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, представителей административного ответчика администрации Краснодарского края ФИО4, заинтересованных лиц: департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края ФИО6, министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО7, поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО11, полагавшего решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
18 апреля 2007 г. Законодательным собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" (далее по тексту Закон N 1229-КЗ).
Нормативный правовой акт опубликован в изданиях: 10 мая 2007 г. "Кубанские новости", N 68, "Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края" 21 мая 2007 г. за N 53 (II).
8 октября 2007 г. главой администрации Краснодарского края принято постановление N 950 "О согласовании заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте с управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан" (далее по тексту Постановление N 950).
Первоначальный текст данного нормативного правового акта опубликован 30 октября 2007 г. в издании "Кубанские новости" за N 178.
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Строй" (далее по тексту - ООО "Альфа Строй", Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором с учетом изменения требований, просило признать незаконными:
- пункт 1.6 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 августа 2016 г. N 642 "Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Краснодарского края";
- часть 3 статьи 5 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае";
- постановление главы администрации Краснодарского края от 8 октября 2007 года N 950 "О согласовании заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте с управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан".
Определением Краснодарского краевого суда от 2 ноября 2022 г. требования административного иска об оспаривании отдельных положений Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. N 1229-КЗ и постановления главы администрации Краснодарского края от 8 октября 2007 г. N 950 выделены в отдельное производство.
Требования мотивированы тем, что часть 3 статьи 5 Закона N 1229-КЗ и постановление N 950 устанавливают требование об обязательном согласовании заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте с органами социальной защиты населения Краснодарского края, что, по мнению административного истца противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - постановлению Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490, которым утвержден исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Изложенное свидетельствует о нарушении прав ООО "Альфа Строй" как организации, занимающейся проектно-изыскательной деятельностью.
Решением Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2022 г. административный иск Общества удовлетворен.
Признаны недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда часть 3 статьи 5 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае"; постановление главы администрации Краснодарского края от 8 октября 2007 года N 950 "О согласовании заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте с управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан".
На Законодательное Собрание Краснодарского края и администрацию Краснодарского края возложена обязанность опубликовать настоящее решение Краснодарского краевого суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу в официальных печатных изданиях, в которых были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты, а также разместить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах Законодательного Собрания Краснодарского края и администрации Краснодарского края.
В апелляционной жалобе, с учетом неоднократных дополнений, общество с ограниченной ответственностью "Альфа Строй" просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, отменив полностью Закон N 1229-КЗ и Постановление N 950, как несоответствующие требованиям частей 3-7 и части 9 статьи 5.2, части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Административные ответчики Законодательное собрание Краснодарского края и администрация Краснодарского края, заинтересованные лица департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, министерство труда и социального развития Краснодарского края просили решение суда отменить, в иске Общества отказать.
Относительно доводов апелляционных жалоб Прокуратурой Краснодарского края и департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административных ответчиков Законодательного собрания Краснодарского края ФИО5 и администрации Краснодарского края ФИО4, представители заинтересованных лиц: департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края ФИО6, министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО7 просили решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
Представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Альфа Строй" о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещен своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Выслушав представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия, руководствуясь частью 1 статьи 308 КАС РФ, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований Обществом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как указано выше, представительным органом Краснодарского края принят Закон Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае".
Часть 3 статьи 5 указанного закона устанавливает, что задания на проектирование объектов социальной инфраструктуры согласовываются в установленном порядке с органами социальной защиты населения Краснодарского края. Порядок согласования заданий на проектирование с указанными органами социальной защиты населения определяется высшим исполнительным органом Краснодарского края.
По исполнении данной правовой нормы 8 октября 2007 г. главой администрации Краснодарского края принято постановление N 950 "О согласовании заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте с управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан", которым регламентирован Порядок согласования заданий на проектирование с указанными органами социальной защиты населения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав правовые положения пунктов 16, 22 статьи 1, статьи 5.2, части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490, пришел к выводу, что принятые в 2007 г. Закон N 1229-КЗ и постановление N 950 в части необходимости согласования задания на проектирование объектов социальной инфраструктуры с органами социальной защиты населения Краснодарского края не соответствуют актуальному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Согласно преамбуле, в первоначальной редакции, Закон N 1229-КЗ разработан в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и направлен на создание для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, равных с другими гражданами условий для участия в жизни общества, равных возможностей для реализации гражданских, экономических, политических и других прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции). Каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (части 1 и 2 статьи 40).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Российская Федерация, являясь государством-участником Конвенции о Правах Инвалидов, заключенной 13 декабря 2006 года, признавая важность доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами, взяла на себя обязательство соблюдать без каких бы то ни было ограничений или изъятий положения Конвенции и принимать надлежащие и эффективные меры по полному включению и вовлечению инвалидов в местное сообщество, в том числе обеспечению доступа инвалидов к разного рода услугам, отвечающим их нуждам.
Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в преамбуле которого установлено, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 названного Федерального закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, вопреки доводам представителя административного истца об отсутствии у административных ответчиков полномочий на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, Закон N 1229-КЗ и постановление N 950 приняты уполномоченными органами в пределах их компетенции с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения в действие.
В вопросе соответствия оспариваемых нормативных актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями)).
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", устанавливая минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам технического обеспечения), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статьи 1, 2, 3), гласит, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 12).
Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 г. N 815 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Свод Правил СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденный данный постановлением, предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
В силу части 1 статьи 3 и частей 1, 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (в частности, постановлений Правительства Российской Федерации), а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и регулирует отношения, в том числе по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, а также в неурегулированной части - законодательством об охране окружающей среды, и также основывается на принципах соблюдения требований охраны окружающей среды (пункт 9 статьи 2).
Частями 1, 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с названным кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 "Методическими рекомендациями по разработке задания на проектирование" (приложение к приказу ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 30 декабря 2021 г. N 357) задание на проектирование представляет собой документ, содержащий решения и мероприятия, необходимые для подготовки проектной документации в отношении конкретных видов объектов капитального строительства, их частей, а также исходно-разрешительную документацию, достаточную для подготовки проектной документации в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
Требование об обязательном включении в состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также проектной документации, подготовленной в отношении отдельных этапов строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения раздела 11 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства" установлено постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Приказ Минстроя России от 21 апреля 2022 г. N 307/пр "Об утверждении формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации" и Приказ Минстроя России от 1 марта 2018 г. N 125/пр "Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке" также имеет пункт 28 аналогичного содержания, в котором указано на необходимость выполнения требований по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объекту.
В соответствии с частью 2 пункта 8 постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" на территориальные органы социальной защиты населения возложена координация работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры.
Пунктами 10 и 11 постановления Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22 декабря 1999 г. "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" установлено, что при подготовке и утверждении задания на проектирование застройки или АПЗ на проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры местными органами социальной защиты населения и органами архитектуры и градостроительства в числе исходных показателей устанавливаются основные обязательные (функциональные) требования, выполнение которых средствами архитектуры и градостроительства обеспечивает создание условий доступности строящихся зданий и сооружений для инвалидов. Задание на проектирование застройки или АПЗ на проектирование и строительство объекта социальной инфраструктуры утверждается в установленном порядке при условии предварительного его согласования с территориальным органом социальной защиты населения и передается заказчиком вместе с заданием на проектирование подрядной проектной организации.
Приведенные выше нормы законодательства свидетельствуют о комплексном правовом регулировании спорных правоотношений на федеральном уровне, которые направлены на полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность в процессе проектирования и строительства, что формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
Из материалов дела видно, что в интересах собственника земельного участка ФИО8, действующая по доверенности ФИО9, 14 апреля 2022 г. обратилась в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительства объекта, приложив проектную документацию на административное здание делового управления, расположенного по адресу: "адрес" подготовленную ООО "Альфа Строй".
Ответом от 22 апреля 2022 г. за N 29/5845-1 департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар отказал в выдаче разрешения на строительство, ссылаясь, в том числе, на отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации, а также согласованного с управлением социальной защиты населения города Краснодара задания на проектирование.
Административный истец ООО "Альфа Строй", выполняя функции технического заказчика, выражает несогласие требованием, изложенным в оспариваемых нормативных актах о согласовании задания на проектирование с региональным министерством социальной защиты населения, что противоречит федеральному законодательству, а именно, статье 5.2, части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490.
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 1 сентября 2021 г.) в целях сокращения административных барьеров в строительстве, а также ускорения строительного процесса были внесены взаимосвязанные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЭ "О защите конкуренции", Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Федеральным законом введено понятие "проект по строительству объекта капитального строительства", под которым понимается перечень мероприятий, осуществляемых застройщиком, техническим заказчиком, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) иными организациями в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства, ввода такого объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на него, установлены этапы реализации проекта, а также запрет на предъявление требований о получении документов, сведений, материалов и согласований, не предусмотренных исчерпывающим перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, и необходимых для выполнения в ходе реализации проекта мероприятий, предусмотренных частями 3-7 статьи 5.2 Федерального закона.
Правительством Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490 во исполнение вышеприведенного Закона N 275-ФЗ принято постановление "Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В данном перечне в главе III. "Выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования", в разделе 1. "Проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий" под N 436 в столбце "Наименование документов, сведений, материалов, согласовании" поименовано "Задание на проектирование", в качестве одного из документов, предоставляемых для проведения экспертизы проектной документации.
Объем и количество документов, необходимых для проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, установлен разделом II Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" от 5 марта 2007 г. N 145, а также Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
Согласно подпункт "д" пункта 13 раздела II постановления Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", задание на проектирование передается заказчиком исполнителю на стадии проектирования и является обязательным документом, предоставляемым совместно с проектной документацией в государственную экспертизу для прохождения экспертизы.
Подпункты 10 "б", 11 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 N 87, также предусматривают необходимость включения в Раздел 1 проектной документации "Пояснительная записка" в числе прочих документов, копии задания на проектирование - в случае подготовки проектной документации на основании договора и копий правоустанавливающих документов на объект капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 2 к приказу Минстроя России от 1 марта 2018 г. N 125/пр "Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке", подготовка задания на проектирование объекта строительства (далее - задание на проектирование) осуществляется застройщиком (техническим заказчиком) в соответствии с типовой формой задания на проектирование объекта.
Как было указано выше приведенные положения законодательства, содержат требования по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объекту капитального строительства.
В указанной связи принятие нового федерального законодательства, направленного на сокращение сроков строительства объектов капитального строительства, не исключает обязанность предоставления застройщиком (техническим заказчиком) для проведения экспертизы проектной документации в качестве одного из документов задания на проектирования, согласованного с территориальными органами социальной защиты населения.
В этой связи нельзя признать обоснованной ссылку административного истца в апелляционной жалобе, а также аналогичные выводы, изложенные в решении судом, на то, что оспариваемые положения региональных нормативных правовых актов не обеспечивают выполнение требований действующего в Российской Федерации законодательства о градостроительной деятельности, не допускающих требовать согласования проектной документации, поскольку из его содержания этого не следует.
Установив, что оспариваемые положения Закона N 1229-КЗ и постановления N 950 соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215, частью 3 статьи 310 КАС РФ, приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля, суд не вправе давать толкование оспариваемых положений нормативных правовых актов применительно к фактическим обстоятельствам, связанным с получением разрешения на строительство ФИО8 При несогласии с решением муниципального органа истец вправе оспорить его в суде в установленном законом порядке с соблюдением правил подсудности.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно выделил исковые требования по каждому оспариваемому нормативному правовому акту в отдельные производства, основан на неправильном толковании процессуального права, поскольку в силу части 2 статьи 136 КАС РФ совершение указанных процессуальных действий является правом суда, которое может быть реализовано в случае, если суд признает целесообразным раздельное рассмотрение заявленных требований.
Доводы жалобы об оспаривании административным истцом в полном объеме Закона N 1229-КЗ опровергаются материалами административного дела, из которого следует, что ООО "Альфа Строй" подано заявление о признании недействующей части 3 статьи 5 Закона Краснодарского края N 1229-КЗ, что в судебном заседании 2 ноября 2022 г. подтвердила представитель Общества ФИО9 (л.д.70 том 1).
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2022 г.- отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Альфа Строй" о признании недействующей части 3 статьи 5 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" и постановления главы администрации Краснодарского края от 8 октября 2007 года N 950 "О согласовании заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте с управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан", отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.