Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Семейкиной С.А., Солдатовой С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-11/2023 по апелляционным жалобам Правительства Севастополя, департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
на решение Севастопольского городского суда от 17 января 2023 г, вынесенное по административному иску Макаренко Павла Андреевича, общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Корабельный" о признании нормативного правового акта недействующим в части, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Севастополя от 8 апреля 2019 г. N 219-ПП утвержден Порядок расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов (далее - Порядок).
В разделе 3 "Условия пересмотра арендной платы" в пункте 3.4 Порядка содержится норма, устанавливающая 3-кратную ставку арендной платы за земельный участок, предоставленный в аренду для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в случае, если по истечении 3 лет со дня его предоставления в аренду, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости.
Индивидуальный предприниматель Макаренко Павел Андреевич обратился в суд с административным иском к Правительству Севастополя, в котором просит признать недействующим пункт 3.4 Порядка с даты его опубликования 18 апреля 2019 г, мотивируя тем, что, являясь арендатором земельного участка для целей жилищного строительства, к нему применена указанная норма с выставлением требования об уплате арендной платы в 3-кратном размере. Полагает противоречащей данную норму требованиям законодательства, - Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также Порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
С аналогичными требованиями и их обоснованием в Севастопольский городской суд обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Корабельный" (далее - ООО "СЗ "Корабельный").
Определением Севастопольского городского суда от 18 ноября 2022 г. административные дела по искам ИП Макаренко П.А. и ООО "СК "Корабельный" объединены в одно производство.
Решением Севастопольского городского суда от 17 января 2023 г. требования ИП Макаренко П.А. и ООО "СК "Корабельный" удовлетворены; признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3.4 Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 8 апреля 2019 г. N 219-ПП.
С решением суда не согласны Правительство Севастополя и департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, которые в апелляционных жалобах просят об отмене решения с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных административных требований. В доводах апелляционной жалобы ссылаются на неверно установленные судом обстоятельства дела, без учета особенностей застройки города федерального значения Севастополя, на неправильное применение норм закона.
В поступивших возражениях от административных истцов, от представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Севастополе, от прокурора города Севастополя содержится ходатайство об оставлении апелляционных жалоб без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, поддержали свои позиции.
В заключении прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцов М.Н. полагал решение суда не подлежащим отмене.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами административного дела достоверно подтверждено, что административные истцы ИП Макаренко П.А. и ООО "СК "Корабельный" являются арендаторами земельных участков из состава земель собственности субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополь.
С ИП Макаренко П.А. 29 февраля 2016 г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилых домов с обустройством торговых помещений, сроком на 9 лет. Земельный участок предоставлен без торгов, в порядке переоформления прав.
Письмом департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя от 30 мая 2022 г. ИП Макаренко П.А. был уведомлен об изменении арендной платы и установлении ее в размере 3-кратной арендной ставки в соответствии с пунктом 3.4 Порядка, и перерасчете арендной платы за период с 1 марта 2019 г. по 31 декабря 2021 г.
ООО "СК "Корабельный" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка, на основании договора от 22 апреля 2019 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренду земельного участка от 30 октября 2018 г. Договор заключен сроком на 9 лет 11 месяцев, также без торгов, в порядке переоформления прав.
Письмом департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя от 1 февраля 2022 г. ООО "СК "Корабельный" был уведомлен об изменении арендной платы и установлении ее в размере 3-кратной арендной ставки в соответствии с пунктом 3.4 Порядка, и ее перерасчете за период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г.
Изложенное свидетельствует о наличии прав у ИП Макаренко П.А. и ООО "СК "Корабельный" на оспаривание нормативного правого акта в указанной части в соответствии со статьей 208 КАС РФ.
Изучая полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, порядок его принятия и опубликования, суд в соответствии с пунктом 1 статьи 17, части 1 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 3 статьи 11, частью 1 статьи 24, положениями части 2 статьи 31, статьями 24, 35 Устава города Севастополя, частью 1 статьи 5, частью 1 статьи 8, пунктом 10 статьи 25, пунктами 9 и 10 статьи 27 Закона о Правительстве Севастополя, статьей 4 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", подпунктом "в" части 2 статьи 5 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", подпункта 1 пункта 5.3 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24 ноября 2015 г. N 1084-ПП, пришел к верному выводу о том, что Правительство Севастополя, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Севастополя, в пределах своих полномочий вправе устанавливать ставки арендной платы, других платежей за пользование землей, осуществлять управление в области земельных отношений; принимая нормативные акты в виде постановлений? тем самым оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции в форме постановления.
Судом проверен порядок принятия нормативного акта, его опубликование, нарушений в процедуре судом не установлено.
Судебная коллегия с указанным выводом согласна. Апелляционные жалобы не содержат замечаний относительно указанных выводов.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из положений о платности пользования землей, закрепленной в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускающих при этом произвольного установления его размера, необходимости соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, устанавливающих принципы формирования арендной платы, являющихся общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не распространении на спорные правоотношения положений пункта 7 Порядка определения арендной платы.
Данные выводы соответствуют закону и разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиума Верховного Суда Российской федерации от 26 июня 2015 г.
Вместе с тем выводы о распространении на спорные правоотношения по использованию земельного участка с видом разрешенного использования для жилищного строительства по установлению кратности ставки арендной платы принципа экономической обоснованности, закреплённого в абзаце 2 Основных принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, судом построен без учета следующего.
Названным постановлением Правительства утверждены фактически два документа - Принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В числе Принципов перечислены: принцип экономической обоснованности; предсказуемости расчета размера арендной платы; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении прав на земельные участки; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений, принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения; с указанием их применения для установления арендной платы.
Правила расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, расположенные на территории Российской Федерации, определены во втором документе.
Нормой пункта 7 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, установлено, что в случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.
Несмотря на то, что данная норма распространяет свое действия на земли, находящиеся в государственной собственности, она носит ориентирующий характер для установления соответствующих платежей для иных публичных образований Российской Федерации, в том числе субъектами Российской Федерации.
Реализуя полномочия, предоставленные статьями 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ориентируясь на положения пункта 7 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, Правительство Севастополя приняло оспариваемую норму.
Из неоднократно изложенной позиции Верховного Суда Российской Федерации следует, что экономическое обоснование увеличения арендной платы при нарушении сроков использования земельного участка, предоставленного для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), не требуется, и, несмотря на отмену с 1 марта 2015 г. положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, данная позиция сохраняет актуальность для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу положений статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 46-АПГ18-38). Увеличение же арендной платы в отношении земель с иными видами разрешенного использования без экономического обоснования, не допускается (определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N 16-АПГ18-9, от 25 апреля 2019 г. N 18-АПА19-25 и др.)
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 20 ноября 2014 г. N 2603-О указывал, что подобные ограничения (при соблюдении совокупности условий) арендных прав, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права, поскольку находятся на балансе публичных и частных интересов, призваны обеспечить эффективное использование земли, являющейся публичной собственностью и одновременно источником доходной части бюджетов соответствующих уровней, и посредством введения экономических стимулов для возведения и введения в эксплуатацию объектов жилищного строительства в оптимальные сроки на земельные участки, которые предоставлены с более низкой арендной ставкой, призваны стимулировать жилищное строительство.
Изложенное судом первой инстанции не учтено, что в силу требований статьи 310 КАС РФ, является основанием к отмене судебного акта с вынесением нового об отказе в требованиях.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Севастопольского городского суда от 17 января 2023 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных требований Макаренко Павла Андреевича, общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Корабельный" о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 3.4 Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 8 апреля 2019 г. N 219-ПП, - отказать.
Апелляционные жалобы Правительства Севастополя, департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Севастопольский городской суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.