Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В., судей Дегтеревой О.В., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Ипатове С.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В., гражданское дело (номер дела в суде первой инстанции 02-6393/2021) по апелляционной жалобе Килина А.И. на решение Кузьминского районного суда города Москвы от 07 декабря 2021 года, которым постановлено:
"Взыскать в пользу УСЗН ЮВАО г. Москвы с Килина А.И. неосновательно полученную региональную социальную доплату к пенсии в сумме сумма
Взыскать в доход бюджета г. Москвы с Килина А.И. государственную пошлину в сумме сумма",
УСТАНОВИЛА:
Истец УСЗН ЮВАО г. Москвы обратился в суд с иском к ответчику Килину А.И. о взыскании излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г. в размере сумма, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Килин А.И. являясь получателем пенсии по старости, с 13.07.2011 г. получал региональную социальную доплату к пенсии, однако с 01.01.2021 г. выплата доплаты была приостановлена в связи с поступившими сведениями из ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области о произведенном перерасчете пенсии. По сведениями, полученным в рамках межведомственного информационного взаимодействия, установлено, что Килин А.И. с 11.11.2013 г. по настоящее время является генеральным директором холдинговой фирмы "КАНПУ-Менеджер СпецСтрой", о чем не сообщил в УСЗН, то есть в спорный период не мог быть отнесен к числу неработающих пенсионеров, что исключало получение им данной доплаты.
Представитель истца и ответчик в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить ответчик Килин А.И. (процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы восставлен определением суда от 29.12.2022 г.- л.д.67).
Судебная коллегия, выслушав объяснения ответчика Килина А.И, возражения представителя истца фио, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы ответчика в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом установлено, что ответчик Килин А.И. является пенсионером и получателем средств городского бюджета в виде региональной социальной доплаты к пенсии с 13.07.2011 г. по 31.12.2020 г, назначенной в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии".
В личном деле Килина А.И. имеется заявление о назначении (перерасчете) региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам от 08.08.2011 г, в соответствии с которым Килин А.И. обязался извещать Отдел о поступлении на работу в течение 10 календарных дней (л.д. 8), кроме того, ответчиком получена памятка с разъяснением обстоятельств, влекущих прекращение выплаты РСД (л.д. 9).
В марте 2021 г. Отделом, в рамках межведомственного взаимодействия, были получены сведения из ГУ - Главное Управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области ПО "Жулебино" о произведенном перерасчете пенсии. Выплата региональной социальной доплаты Килину А.И. была приостановлена с 01.01.2021 г. в автоматизированном режиме. По сведениям, полученным в рамках межведомственного информационного взаимодействия, установлено, что Килин А.И. является генеральным директором Холдинговой фирмы "КАНПУ-Менеджер СпецСтрой" с 11.11.2013 г, о чем в течение 10 дней истцу не сообщил.
В результате сокрытия Килиным А.И. обстоятельств, влияющих на получение городской доплаты к пенсии, последним неосновательно получены денежные средства региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.12.2013 г. по 31.12.2020 г. в сумме сумма, переплата РСД за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г. составила сумма, указанную сумму истец и просил взыскать с ответчика, как неосновательно полученные денежные средства.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований УСЗН ВАО г. Москвы о взыскании с Килина А.И. неосновательно полученной региональной социальной доплаты к пенсии в сумме сумма, исходя из того, что осуществление трудовой деятельности качестве генерального директора ООО "Холдинговая фирма "КАНПУ-Менеджер СпецСтрой" не дает право ответчику на получение доплат к пенсии, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии ответчиком утрачено, о наличии излишне выплаченных сумм региональной социальной доплаты к пенсии ответчику известно, доказательств погашения суммы излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, возражений по существу спора в материалы дела не представлено, доказательства, представленные истцом, ответчиком не опровергнуты.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит к неработающим пенсионерам пенсионеров, не осуществляющих работу и (или) деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст. 7 названного закона, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
В силу п. 10 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 года N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты, положения которого ниже приводятся в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии.
При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно сведений о трудовой деятельности, предоставляемых из информационной базы ресурсов Пенсионного фонда РФ (л.д.12), а также сведений содержащимся в открытом доступе в ЕГРЮЛ, установлена регистрация Килина А.И. в налоговом органе в качестве генерального директора и единственного учредителя ООО "Холдинговая фирма "КАНПУ-Менеджер СпецСтрой" с 22.11.2013 г.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств того, что Килин А.И. получал в спорный период дополнительные доходы, судебная коллегия отклоняет, поскольку данные доводы не опровергают факта участия Килина А.И. в ООО "Холдинговая фирма "КАНПУ-Менеджер СпецСтрой", осуществления трудовой деятельности на должности генерального директора в данном обществе.
Поскольку Килин А.И. являлся генеральным директором и единственным учредителем ООО "Холдинговая фирма "КАНПУ-Менеджер СпецСтрой" с 22.11.2013 г, то именно он должен был организовывать деятельность общества и выплачивать заработную плату себе как директору общества. В случае отсутствия фактической деятельности общества именно Килин А.И. имел возможность и должен был либо ликвидировать общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая фирма "КАНПУ-Менеджер СпецСтрой" и исключить запись о нем из ЕГРЮЛ, либо назначить директором общества другое лицо.
При этом, постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП и Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ не указывают на получение дохода как на обязательное условие для признания пенсионера работающим.
Так, в пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указаны основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Следовательно, юридически значимым обстоятельством является то, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В период работы генеральным директором ООО "Холдинговая фирма "КАНПУ-Менеджер СпецСтрой" Килин А.И. в силу статей 15, 133 - 139 Трудового кодекса Российской Федерации должен был получать заработную плату, и потому подлежал обязательному пенсионному страхованию.
Кроме того, Килин А.И. принял на себя обязательство сообщать в течение 10 дней в УСЗН обо всех обстоятельствах, влекущих изменение размера РСД или прекращение ее выплаты, в том числе поступление пенсионера не оплачиваемую работу (оформление трудового договора) либо заключение пенсионером гражданско- правового, авторского или лицензионного договора, что подтверждается распиской-уведомлением от 08.08.2011 г, памяткой от 08.08.2011 г. (л.д. 8-9).
Однако, являясь генеральным директором и единственным учредителем ООО "Холдинговая фирма "КАНПУ-Менеджер СпецСтрой" с 22.11.2013 г, и осознавая эти обстоятельства, Килин А.И. не сообщил о них в УСЗН, производящий выплаты региональной социальной доплаты, то есть нарушил принятое на себя обязательство.
В связи с вышеизложенным, оснований для применения ст. 1109 ГК РФ, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего исковое заявление, не являются основанием к отмене решения, поскольку исковое заявление подписано представителем истца- начальником отдела социальной защиты населения района Выхиной- Жулебино ЮВАО г. Москвы, чьи полномочия на подачу, подписание и совершение от имени УСЗН ЮВАО г. Москвы других процессуальных действий специально оговорены в соответствующей доверенности, выданной УСЗН ЮВАО г. Москвы (л.д.13-14).
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 07.12.2021 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 07 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Килина А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.