Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., с удей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Бухареве И.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Шидловского... на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 01 августа 2022 года, которым постановлено:
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области включить в специальный стаж Шидловского... периоды работы:
с 15.03.1965 по 26.04.1965, с 28.04.1965 по 09.11.1965, с 06.09.1968 по 30.07.1969, с 24.12.1970 по 29.06.1971, с 03.05.1973 по 27.08.1973, с 12.09.1973 по 04.05.1975, с 01.08.1978 по 01.11.1980;
с 06.04.1990 по 31.12.1991, произвести перерасчет пенсии с учетом включенных периодов работы.
В удовлетворении остальной части иска отказать;
установила:
Шидловский В.А. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 06.09.2016 является получателем пенсии по старости, с расчетом которой не согласен. Так, отношение его средней месячной заработной платы к среднему заработку по стране определено 3, 581, указанная величина была сокращена до 1, 2, что является неверным, так как отношение заработков должно применяться в повышенном размере 1, 9 в связи с наличием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера. Согласно данным о стаже ответчик засчитал в стаж работы в районах Крайнего Севера 12 лет 04 месяца 25 дней (периоды работы с 21.05.1975 по 22.06.1978, с 25.11.1980 по 16.03.1990). При этом периоды работы: с 15.03.1965 по 26.04.1965 в должности электросварщика в Вентспилсском механическом заводе; с 28.04.1965 по 09.11.1965 в должности электросварщика 5 разряда в Вентспилсском зверо-хозяйстве; с 06.09.1968 по 30.07.1969 в должностях газоэлектросварщика, электросварщика центральной котельной в Вентспилсском морском порту; с 24.12.1970 по 29.06.1971 в должности электрогазосварщика центральной котельной в Вентспилсском морском порту; с 03.05.1973 по 27.08.1973 в должности газоэлектросварщика в Совхозе "Днепро"; с 12.09.1973 по 04.05.1975 в должности газоэлектросварщика в Специализированном ремонтно-строительном управлении N4 Облремстройтреста; с 21.08.1978 по 01.11.1980 в должности электросварщика в Днепропетровской ремонтно-эксплуатационной базе флота; с 06.04.1990 по 31.12.1991 в должности электросварщика в Харьковском специализированном ремонтно-дорожном управлении N1 зачтены как работа в обычных условиях.
По мнению истца, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж по Списку N 2 и при суммировании с учтенными пенсионным органом периодами образуют по состоянию на 01.01.2002 стаж работы в районах Крайнего Севера более 15 лет (12 лет 4 месяца 25 дней (зачтенных ответчиком) + 7 лет 11 месяцев 20 дней (не зачтенных ответчиком по Списку N 2), что дает истцу право на применение при расчете пенсии отношения заработков в повышенном размере - 1, 9.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просил обязать ГУ ? Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N9 по Москве и Московской области: - включить в специальный стаж Шидловского В.А. периоды работы: с 15.03.1965 по 26.04.1965 в должности электросварщика в Вентспилсском механическом заводе; с 28.04.1965 по 09.11.1965 в должности электросварщика 5разряда в Вентспилсском зверо-хозяйстве; с 06.09.1968 по 30.07.1969 в должностях газоэлектросварщика, электросварщика центральной котельной в Вентспилсском морском порту; с 24.12.1970 по 29.06.1971 в должности электрогазосварщика центральной котельной в Вентспилсском морском порту; с 03.05.1973 по 27.08.1973 в должности газоэлектросварщика в Совхозе "Днепро"; с 12.09.1973 по 04.05.1975 в должности газоэлектросварщика в Специализированном ремонтно-строительном управлении N4 Облремстройтреста; с 21.08.1978 по 01.11.1980 в должности электросварщика в Днепропетровской ремонтно-эксплуатационной базе флота; с 06.04.1990 по 31.12.1991 в должности электросварщика в Харьковском специализированном ремонтно-дорожном управлении N1; произвести перерасчет размера пенсии с даты ее назначения - с 06.09.2016, исчисляя размер страховой части пенсии с 01.07.2022, исходя из ИПК равного 193, 65; взыскать задолженность за период с 06.09.2016 до 01.08.2022 в размере 516 694 руб. 12 коп.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал; представитель ответчика исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении исковых требований просит истец Шидловский В.А. по доводам апелляционной жалобы.
Определением судебной коллегии произведена замена ответчика ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на его правопреемника ОСФР по г. Москве и Московской области.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской, извещенный о слушании дела, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь нормами ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца Мансурову М.П, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в части решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы истца имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шидловскому В.А. назначена пенсия с 06.09.2016 по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно данным о стаже периоды работы: с 15.03.1965 по 26.04.1965, с 28.04.1965 по 09.11.1965, с 06.09.1968 по 30.07.1969, с 24.12.1970 по 29.06.1971, с 03.05.1973 по 27.08.1973, с 12.09.1973 по 04.05.1975, с 01.08.1978 по 01.11.1980 и с 06.04.1990 по 31.13.1991 включены в стаж как обычные условия по ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В трудовой книжке Шидловского В.А. имеются записи о периодах работы, в том числе: с 28.04.1965 по 09.11.1965 в должности электросварщика 5разряда в Вентспилсском зверо-хозяйстве; с 06.09.1968 по 30.07.1969 в должностях газоэлектросварщика, электросварщика центральной котельной в Вентспилсском морском порту; с 24.12.1970 по 29.06.1971 в должности электрогазосварщика центральной котельной в Вентспилсском морском порту; с 03.05.1973 по 27.08.1973 в должности газоэлектросварщика в Совхозе "Днепро"; с 12.09.1973 по 04.05.1975 в должности газоэлектросварщика в Специализированном ремонтно-строительном управлении N4 Облремстройтреста; с 21.08.1978 по 01.11.1980 в должности электросварщика в Днепропетровской ремонтно-эксплуатационной базе флота; с 06.04.1990 по 31.12.1991 в должности электросварщика в Харьковском специализированном ремонтно-дорожном управлении N1.
Разрешая исковые требования об обязании ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: с 15.03.1965 по 26.04.1965, с 28.04.1965 по 09.11.1965, с 06.09.1968 по 30.07.1969, с 24.12.1970 по 29.06.1971, с 03.05.1973 по 27.08.1973, с 12.09.1973 по 04.05.1975, с 01.08.1978 по 01.11.1980 и с 06.04.1990 по 31.13.1991 и произвести перерасчет размера пенсии с учетом указанных периодов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 22, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", дав оценку представленным доказательствам, пришел к выводу об удовлетворении данных требований иска, исходя из того, что при рассмотрении дела подтверждена занятость истца в указанные периоды на работах, предусмотренных Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173.
Решение суда в указанной части в апелляционном порядке не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом суммирования периодов работы для определения стажа работы в районах Крайнего Севера и применения повышенного размера отношения заработка - 1, 9, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы в должности электросварщика: с 15.03.1965 по 26.04.1965, с 28.04.1965 по 09.11.1965, с 06.09.1968 по 30.07.1969, с 24.12.1970 по 29.06.1971, с 03.05.1973 по 27.08.1973, с 12.09.1973 по 04.05.1975, с 01.08.1978 по 01.11.1980 и с 06.04.1990 по 31.13.1991 относятся к Списку N 2, влияют на право выхода истца на пенсию, но не для определения повышающего коэффициента, к стажу истца не подлежит применению повышающий коэффициент 1, 9, поскольку стаж его работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС) составляет 12 лет 4 месяца 25 дней, то есть менее 15 лет предусмотренных Федеральным законом N 400-ФЗ; в соответствии со ст. 30 и ст. 28 п. 2 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливается районный коэффициент к средней заработной плате только тем лицам, которым назначена досрочная пенсия по старости за работу в РКС и местностях приравненных к районам Крайнего Севера, всем остальным пенсионерам учитывается отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране не свыше 1, 2.
Данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ч. 4 ст. 30 указанного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 7 - 14 ст. 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с п. 6 - 9 ст. 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 и 16 - 18 п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено пп. 6 п. 1 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2, 6 и 13 п. 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
В таком же порядке учитывается повышенное отношение заработков для мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, проработавших по состоянию на 01.01.2002 не менее 15 лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях, приравненных к ним, и имеющих на 01.01.2002 требуемый страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, независимо от места их жительства.
В целях единообразного применения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерством труда и социального развития Российской Федерации даны разъяснения от 22.04.2003 N "О порядке применения п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей".
Пунктом 1 данного разъяснения указано, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1, 4; 1, 7; 1, 9, предусмотренное п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 01.01.2002 проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно данным о стаже периоды работы Шидловского В.А. с 21.05.1975 по 22.06.1978, с 25.11.1980 по 16.03.1990, осуществлявшейся в г. Норильск, бесспорно включены пенсионным органом в стаж работы в районах Крайнего Севера, продолжительность данного стажа составила 12 лет 04 месяца 25 дней.
Периоды работы истца с 15.03.1965 по 26.04.1965, с 28.04.1965 по 09.11.1965, с 06.09.1968 по 30.07.1969, с 24.12.1970 по 29.06.1971, с 03.05.1973 по 27.08.1973, с 12.09.1973 по 04.05.1975, с 01.08.1978 по 01.11.1980, с 06.04.1990 по 31.12.1991 (7 лет 11 месяцев 20 дней) решением суда признаны работой, соответствующей Списку N2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, и включены в стаж специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 651, в соответствии с пунктом 1 которого приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Таким образом, в целях назначения страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" учитывается работа в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, которая суммируется с работой, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в том числе с работой по Списку N 2).
Впервые суммирование работ с особыми условиями труда и работ в районах Крайнего Севера было введено с 1 января 1992 г. Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно статье 14 которого к работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона (включая работы с вредными и тяжелыми условиями труда).
Затем пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения в настоящее время содержатся в пункте 6 части 1 статьи 32, части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пунктам 2 - 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: 2) работы с тяжелыми условиями труда; 11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Суммирование периодов работ осуществляется в следующем порядке - путем прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 11, периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, как ранее действовавшим пенсионным законодательством, так и действующим в настоящее время пенсионным законодательством суммирование стажей предусмотрено для определения права на досрочное назначение пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с зачетом периодов трудовой деятельности (фактической работы).
С учетом указанного работу истца с 15.03.1965 по 26.04.1965, с 28.04.1965 по 09.11.1965, с 06.09.1968 по 30.07.1969, с 24.12.1970 по 29.06.1971, с 03.05.1973 по 27.08.1973, с 12.09.1973 по 04.05.1975, с 01.08.1978 по 01.11.1980, с 06.04.1990 по 31.12.1991, предусмотренную Списком N2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, в силу части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует считать приравненной к работе в районах Крайнего Севера при определении стажа работы в указанных районах.
После суммирования вышеуказанных периодов (7 лет 11 месяцев 20 дней) с периодами, включенными пенсионным органом в стаж работы в районах Крайнего Севера (12 лет 04 месяца 25 дней), по состоянию на 01.01.2002 стаж работы Шидловского В.А. в районах Крайнего Севера составил 20 лет 05 мес. 04 дня. Страховой стаж истца более 30 лет; на момент обращения за назначением пенсии 06.09.2016 он достиг возраста 70 лет, что свидетельствует о соблюдении требований для отнесения истца к категории граждан, которым может быть установлено повышенное отношение к заработной плате.
В г. Норильск, за период работы в котором (с января 1985 г. по декабрь 1989 г.) при расчете пенсии учитывался среднемесячный заработок, установлен районный коэффициент в заработной плате 1, 8, соответственно, при оценке пенсионных прав подлежало применению повышенное отношение заработных плат - 1, 9, так как фактическое отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячному по стране - 3, 581.
Вышеизложенное не было учтено судом первой инстанции, в результате чего суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об обязании произвести перерасчет назначенной Шидловскому В.А. страховой пенсии с применением величины отношения его среднемесячной заработной платы к среднемесячному заработку по стране - 1, 9.
Вывод суда о том, что согласно ст. 30 и ст. 28 п. 2 Закона N173-ФЗ районный коэффициент к заработной плате устанавливается только тем лицам, которым назначена досрочная пенсия по старости за работу в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к районам Крайнего Севера, не соответствует указанным нормам закона, на которые сослался суд, и сделан без учета нормативных положений пенсионного законодательства, регулирующего вопросы установления страховой пенсии, во взаимосвязи с нормами Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, предусматривающими обеспечение ПФР разъяснительной работы среди населения по вопросам выплаты пенсий.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2013 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Пунктом 31 Правил N 884н установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (действовавшего на дату обращения с заявлением о назначении пенсии), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 N 288, Федерального закона Российской Федерации от 05 мая 1997 года N 77-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения на дату обращения с заявлением о назначении пенсии были возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на при назначении страховой пенсии по старости, на установление отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Пенсионный орган при обращении истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на установление отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере 1, 9 с целью своевременной реализации права на назначение пенсии в полном размере.
При этом суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) не исследовал и не дал надлежащей правовой оценки приведенным доводам Шидловского В.А. о наличии вины пенсионного органа по не разъяснению ему права на назначение пенсии по наиболее выгодному для него основанию в связи с работой в районах Крайнего Севера, с применением положений ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", при наличии у ответчика всех необходимых данных о соответствующем праве истца.
Между тем указанные доводы истца подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергнуты. Доказательств с достоверностью подтверждающих тот факт, что истцу ответчиком разъяснялись права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности, право на назначение страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, установление отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере 1, 9 при назначении страховой пенсии по старости с 06.09.2016, с целью своевременной реализации права на назначение пенсии в полном размере ответчиком не представлено. При этом на дату назначения страховой пенсии по старости у ответчика имелись достаточные данные для назначения пенсии с учетом положений ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" и применения повышенного размера отношения заработков.
Ввиду того, что суд первой инстанции не установил, была ли исполнена пенсионным органом обязанность по информированию (разъяснению) Шидловскому В.А. пенсионных прав, имеется ли у него право при назначении пенсии на установление отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере 1, 9 за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для перерасчета назначенной Шидловскому В.А. страховой пенсии и об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части не могут быть признаны правомерными, как не отвечающие требованиям норм материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет пенсии подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
В силу п. 2 ст. 26 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ОСФР ПФР по г. Москве и Московской области произвести перерасчет назначенной Шидловскому В.А. страховой пенсии по старости с применением величины отношения среднемесячной заработной платы к среднемесячному заработку по стране в размере 1, 9 с даты назначения страховой пенсии 06.09.2016 и произвести выплату недополученных с учетом перерасчета сумм страховой пенсии, поскольку истец имеет право на получение пенсии с указанной даты в размере, рассчитанном с учетом повышенного отношения заработков, при этом пенсия не была получена истцом своевременно и в полном объеме по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 01 августа 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет страховой пенсии.
Принять в отмененной части по делу новое решение.
Обязать ОСФР по г. Москве и Московской области (ИНН 7703363868) произвести перерасчет Шидловскому... (СНИЛС...) страховой пенсии по старости с применением величины отношения среднемесячной заработной платы к среднемесячному заработку по стране в размере 1, 9 с даты назначения страховой пенсии, 06 сентября 2016 года, и произвести выплату недополученных с учетом перерасчета сумм страховой пенсии.
В остальной части решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 01 августа 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.