Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Рубцовой Н.В., Тиханской А.В., при секретаре Курочкиной Е.С., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело N2а-398/2022 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N2 фио к территориальной избирательной комиссии адрес об отмене решения об итогах голосования, о результатах выборов
по апелляционной жалобе представителя административного истца фио на решение Лефортовского районного суда адрес от 06 октября 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии адрес об отмене решения о результатах голосования и об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N2.
В обоснование требований административный истец указал, что 21.06.2022 совет депутатов назначил выборы, что подтверждается публикацией на сайте "Вестник МГИК" http://mosaorizbirkom.ru/vvbory-deputatov-predstavitel-nvh-orqanov- mestnoao-samoupravlenia-v-gorode-moskve-11-sentabra-2022-qoda. 13.07.2022 истец был зарегистрирован в качестве кандидата на указанных выборах. 24.06.2022 МГИК приняла решение N11/1 о проведении голосования в течение нескольких дней. 21.07.2022 МГИК приняла решение N15/2 о дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) на выборах представительных органов местного самоуправления 11.09.2022. 28.07.2022 МГИК приняла решение N17/8 о порядке дистанционного электронного голосования на выборах представительных органов местного самоуправления 11.09.2022 (порядок ДЭГ). Правительство Москвы и "Московская торгово-промышленная палата" в период избирательной кампании по выбору депутатов совета депутатов 11.09.2022 проводили среди избирателей агрессивную акцию "#ВыбираемВместе2022" за участие в ДЭГ "Миллион - призов". Из сообщения на сайте https://aa-vmeste.ru/events/22 победителями стали 646 100 человек, среди которых 100 человек выиграли автомобиль и 646 000 человек выиграли призовые баллы, которые можно обменять на товары и услуги партнеров акции. Правила розыгрышей, опубликованы на сайте https://aa-vmeste.rU/events/22#public-offer. Как следует из публичной оферты, для участия в розыгрыше не требуется никаких специальных действий, кроме регистрации и участия в ДЭГ (пункты 3.1 - 3.3 оферты). Таким образом, каждый из участников ДЭГ, за исключением направивших уведомление об отказе от участия, стал участником этой лотереи, что могло повлиять на их волеизъявление. Одним из соорганизаторов акции "#ВыбираемВместе2022" являлось Правительство Москвы, что следует из публичной оферты. Информация о розыгрыше многократно размещалась на интернет-портале Правительства Москвы mos.ru.
При этом Правительство Москвы возглавляет мэр Москвы - фио, и он же являлся членом высшего совета ВПП "Единая Россия". По мнению истца, акция мэра фио "#ВыбираемВместе2022" ("Миллион призов") оказала воздействие на свободное волеизъявление избирателей, побудила граждан участвовать в муниципальных выборах не в целях реализации своего конституционного права по избранию депутатов совета депутатов, а для получения материальной выгоды, что противоречит принципу свободных выборов, стала средством агитации и подкупом избирателей, чтоб побудить их проголосовать электронно за кандидатов, выдвинутых "Единой Россией" и объединением адрес, поддержанными мэром фио, что подтверждается публикацией на сайте https://www.sobvanin.ru/moi-raion-nasha-komanda, в том числе кандидатов ЕР и МР, выигравших в ДЭГ, фио, фио, фио, фио, Шоладеми фио. Исходя из широко разошедшихся многочисленных сообщений СМИ, сообщений и информации самого адрес Касперского" и Департамента информационных технологий адрес, на выборах 09-11.09.2022 в адрес использовалась система, разработанная адрес Касперского". В неизвестном месте и в неизвестном истцу составе был организован штаб общественного наблюдения за выборами, разыскать который истцу не удалось. Соответственно, и доступ к наблюдению за ходом ДЭГ, за транзакциям в блокчейне системы ДЭГ ему получить не удалось. Направить наблюдателей за ДЭГ в неизвестное место расположения общественного штаба не удалось. С 09.09.2021 до 11.09.2021 в округе N 2 состоялось голосование на указанных выборах, в том числе в форме ДЭГ с использованием специального программного обеспечения (СПО) портала государственных услуг адрес (ПГУ) www.pgu.mos.ru. Оператором портала является департамент информационных технологий адрес (ДИТ). ДЭГ осуществлялось посредством ГИС ДЭГ.
Истцу точно неизвестно, где располагалось оборудование, из каких компонентов оно стояло, какое программное обеспечение использовалось, кто управлял этим оборудованием и администрировал программное обеспечение при реализации ДЭГ. Истец не смог найти компетентного в сфере компьютерного оборудования, программирования, IT-технологий и интернет-коммуникаций специалиста, который смог бы выполнить функцию наблюдателя за ДЭГ в течение всех трех дней голосования. Сам же истец не обладает соответствующими знаниями и полноценно понять, что именно происходит в ДЭГ не мог. В этой части ему пришлось полагаться на сообщения СМИ о ходе ДЭГ. По мнению истца вышеизложенные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение пп. 1 п. 13 ст. 64 Федерального закона N 67-ФЗ, ТИК не соблюдала установленный законом порядок ДЭГ - избиратели не подавали заявления для участия в ДЭГ, а произвольным решением были "приписаны" в ДЭГ.
Решением Лефортовского районного суда адрес от 06 октября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, действуя через представителя, просит об отмене состоявшегося по делу судебного акта, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца фио, возражения представителя административного ответчика по доверенности фио, заключение прокурора фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (часть 15 статьи 239 КАС РФ).
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно пункту 1.2 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 39 постановления от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснил, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона.
Согласно частям 3 и 4 статьи 88 Избирательного кодекса адрес суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; других нарушений законодательства о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного статьей 57 настоящего Кодекса; отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации нарушили часть 1 статьи 55 настоящего Кодекса, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; установление иных нарушений законодательства о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
При этом в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 г. N 8-П судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального адрес от 21.06.2022 года N 468-71 были назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес на 11.09.2022 года.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 28.08.2003 г. N 3/5-32 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию адрес.
В соответствии с решением Московской городской избирательной комиссии от 24.06.2022 г. N 11/1 голосование на указанных выборах проводилось в течение нескольких дней подряд - 9, 10 и 11 сентября 2022 г.
На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года (далее - выборы) проводилось дистанционное электронное голосование (далее - ДЭГ) на основании решения Московской городской избирательной комиссии от 21 июля 2022 года N 12/2.
Порядок ДЭГ утвержден решением Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/8 в соответствии со статьей 64.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 68.1 Избирательного кодекса адрес и с учетом Требований к проведению дистанционного электронного голосования, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2022 г. N 86/715-8 (далее - Требования к ДЭГ).
Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" (далее - ГИС ДЭГ), доступ к которому избирателю предоставляется с использованием полной учетной записи в государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) адрес" (далее - Портал Москвы).
При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателя и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя и результатом его волеизъявления.
В соответствии с пунктом 1.9 Требований к ДЭГ для обеспечения проведения дистанционного электронного голосования ЦИК России (избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с ЦИК России) вправе сформировать одну или несколько территориальных комиссий дистанционного электронного голосования (далее - ТИК ДЭГ). В случае если ТИК ДЭГ не формируется, полномочия по обеспечению проведения дистанционного электронного голосования устанавливаются в соответствии с порядком дистанционного электронного голосования. В соответствии с пунктом 1.4 Порядка ДЭГ при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, формирование территориальной комиссии дистанционного электронного голосования не производится. В целях обеспечения проведения дистанционного электронного голосования соответствующие полномочия осуществляла Московская городская избирательная комиссия.
Согласно пункту 15.2 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" список избирателей, участников референдума может составляться, уточняться и использоваться в электронном виде в порядке и сроки, определенные при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а при проведении иных выборов и референдумов - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Требования к составлению, уточнению и использованию списков избирателей, участников референдума в электронном виде утверждены Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2022 года N 86/717-8.
Порядок составления, уточнения и использования списков избирателей на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, утвержден решением Московской городской избирательной комиссии от 11 августа 2022 года N 21/4.
Как следует из пункта 2.1.1. названного Порядка, список избирателей составляется ИКМО на основании сведений, представляемых: главой управы района адрес в административном округе, включающем в себя районы, по месту нахождения ИКМО, префектом адрес по городскому адрес; командиром воинской части (в отношении избирателей, место жительства которых находится в пределах расположения воинской части, и избирателей, которые проходят военную службу по призыву, в случае если их место жительства до призыва на военную службу находилось на территории соответствующего муниципального образования, и приказом командира воинской части зачислены в штат воинской части); из пункта 2.1.2 - на основании сведений, содержащихся в региональном фрагменте Регистра избирателей, участников референдума Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", Московская городская избирательная комиссия формирует сведения об избирателях, обладающих активным избирательным правом на территории адрес.
Сведения загружаются в распределенную базу данных СПО ГИС ЭСИ.
Также в распределенную базу данных загружаются сведения об избирателях, имеющих в соответствии с Порядком ДЭГ возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании.
Как следует из Пункта 3.1 названного Порядка, на основании информации о фактическом предоставлении избирателям, включенным в сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, доступа к бюллетеню дистанционного электронного голосования (далее - электронный бюллетень) в Мосгоризбиркоме в электронном виде формируется список принявших участие в дистанционном электронном голосовании (далее - список принявших участие в ДЭГ) в разрезе избирательных округов.
В период проведения дистанционного электронного голосования после прохождения избирателем процедур идентификации, аутентификации и получения избирателем доступа к бюллетеню дистанционного электронного голосования избиратель включается в список принявших участие в ДЭГ.
Согласно пункту 3.2. Порядка дистанционного электронного голосования, при отображении списка принявших участие в ДЭГ средствами отображения информации СПО ДЭГ Москвы указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, номер мобильного телефона участника дистанционного электронного голосования (далее - участник ДЭГ), а в поле для отметки о доступе к электронному бюллетеню проставляется серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации участника ДЭГ.
Пунктом 3.3. Порядка дистанционного электронного голосования предусмотрено, что со списком принявших участие в ДЭГ вправе ознакомиться члены Мосгоризбиркома.
Пунктом 3.4. Порядка дистанционного электронного голосования предусмотрено, что избиратель, получивший в соответствии с пунктом 6.8 Порядка доступ к электронному бюллетеню, исключается из списка избирателей по месту жительства на избирательном участке в порядке, установленном соответствующей комиссией, определяющей порядок составления, уточнения и использования списков избирателей.
Раздел 6 Порядка дистанционного электронного голосования устанавливает, что дистанционное электронное голосование проводится с 8.00 9 сентября 2022 года до 20.00 11 сентября 2022 года.
В указанные сроки для избирателя, включенного в сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании (с учетом изменений, внесенных в соответствии с пунктом 2.6 Порядка), посредством СПО ДЭГ Москвы обеспечивается возможность получить доступ к электронному бюллетеню и проголосовать на выборах, на которых он обладает активным избирательным правом.
Как следует из Пункта 6.3. Порядка дистанционного электронного голосования для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель обращается на Портал Москвы, и проходит процедуры идентификации и аутентификации, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
Как следует из пункта 6.4. Порядка дистанционного электронного голосования в случае, если избиратель не удовлетворяет требованиям, установленным пунктом 1.3 Порядка, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется.
В случае, если избиратель принял участие в голосовании в порядке, предусмотренном статьями 68, 70 Избирательного кодекса адрес, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется.
Исходя из пункта 6.5. Порядка дистанционного электронного голосования при получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ обеспечивается возможность ознакомиться с порядком проведения дистанционного электронного голосования. Без подтверждения факта ознакомления с порядком проведения дистанционного электронного голосования переход к процедуре голосования не осуществляется.
Пунктом 6.6. Порядка дистанционного электронного голосования установлено, что после перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании участнику ДЭГ необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. Код подтверждения формируется по запросу участника ДЭГ средствами СПО ДЭГ Москвы и направляется посредством смс-сообщения на указанный в подсистеме "Личный кабинет" Портала Москвы номер мобильного телефона. Длина кода должна быть не менее пяти цифр. Полученный код подтверждения участнику ДЭГ следует ввести в соответствующее поле экранной формы. Согласно п. 6.7. в случае ввода участником ДЭГ некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, СПО ДЭГ Москвы предоставляет ему код подтверждения повторно (не чаще одного раза в минуту). Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20.00 11 сентября 2022 года.
Пункт 6.8. Порядка дистанционного электронного голосования определяет, что после корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность после ознакомления с информацией о кандидатах осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки (отметок) в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам), в пользу которого (которых) сделан выбор.
При этом в силу пункта 6.9. Порядка дистанционного электронного голосования доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ в ходе его текущей интернет-сессии на срок не более одного часа. По истечении одного часа (но не позднее 20.15 11 сентября 2022 года) кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается, а участник ДЭГ информируется о завершении процедуры голосования. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ только на том устройстве, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню.
Как следует из пункта 6.11. Порядка дистанционного электронного голосования после осуществления волеизъявления участником ДЭГ изменение волеизъявления (повторное волеизъявление, возврат к электронному бюллетеню) не допускается.
Пункт 6.13. Порядка дистанционного электронного голосования предусматривает, что избиратель, получивший доступ к электронному бюллетеню, не вправе получить избирательный бюллетень на соответствующем избирательном участке.
В соответствии с положениями Порядка дистанционного электронного голосования, избиратель вправе самостоятельно определить форму участия в выборах, проводимых 11 сентября 2022 года, (на избирательном участке, воспользовавшись бумажным избирательным бюллетенем, либо на избирательном участке дистанционного электронного голосования, воспользовавшись электронным избирательным бюллетенем), реализовать или не реализовать свое активное избирательное право. Участие в дистанционном электронном голосовании является дополнительной гарантией активного избирательного права и не обязывает гражданина принимать участие в голосовании только в электронной форме.
В соответствии с пунктами 4.4 и 6.2 Порядка ДЭГ устройство участника дистанционного электронного голосования используется последним для доступа к электронному бюллетеню и осуществлению волеизъявления. Волеизъявление избирателя и есть вся внешняя информация, которая может попасть в специальное программное обеспечение государственной информационной системы ДЭГ далее - СПО ГИС ДЭГ) от избирателя и для получения и сохранения в неизменном виде которой указанное СПО ГИС ДЭГ и функционирует. Доступ к СПО ГИС ДЭГ и поступление информации с устройств избирателей осуществляется посредством защищенного портала mos.ru. Любая другая информация, кроме волеизъявления избирателя, даже с принадлежащего ему незащищенного устройства не может попасть в СПО ГИС ДЭГ, поскольку будет отклонена еще на уровне портала mos.ru.
СПО ГИС ДЭГ прошло в соответствии с пунктом 1.8 Требований к ДЭГ сертификацию и получила сертификаты ФСТЭК России от 20.08.2021 N 4441 и N4442, о чем в Государственном реестре сертифицированных средств защиты информации имеются соответствующие записи. Указанный реестр опубликован и доступен для ознакомления на сайте ФСТЭК России по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://fstec.ru/tekhnicheskaya-zashchita-informatsii/dokumenty-po- sertifikatsii/153-sistema-sertifikatsii/591 -gosudarstvennyj-reestr- sertifitsirovannykh-sredstv-zashchity-informatsii-n-ross-ru-0001-01bi00. Кроме того, СПО ГИС ДЭГ получило аттестат соответствия требованиям по защите информации от 08.09.2022 N 0535.00115.2022.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
Во исполнение данного принципа открытости и гласности избирательного процесса избирательное законодательство предусматривает различные правовые механизмы, в частности, механизм участия в избирательном процессе наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, представителей СМИ.
Так, разделом 10 Порядка дистанционного электронного голосования предусмотрена процедура наблюдения за ДЭГ.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Согласно пункту 1.2 Порядка дистанционного электронного голосования при проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя и результатом его волеизъявления.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Вместе с тем, административное исковое заявление не содержит информации о каких-либо реальных нарушениях при подготовке и проведении ДЭГ на выборах, которые бы не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Принимая во внимание положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Суд, разрешая возникший административный спор пришел к правильным выводам о том, что нарушений избирательного законодательства, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено; обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным, по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ; выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены собранными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено; позиция административного истца получила надлежащую оценку суда, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда адрес от 06 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.