Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Каировой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "ИНА- XXI " о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" в части пункта 1037 приложения к постановлению, о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 13328 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП), в части пункта 13605 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП), в части пункта 1308 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП), в части пункта 103753 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 138534-ПП), в части пункта 13215 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП), в части пункта 12659 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 29 ноября 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" (далее - постановление Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 29 ноября 2013 года, а также в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68, 10 декабря 2013 года.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение) (далее - Перечень на 2014 год). Пунктом 1037 в Перечень на 2014 год включено здание с кадастровым номером ОКС, расположенное по адресу: г. Москва, АДРЕС.
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП изложено в новой редакции, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее - Перечень на 2017 год). Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещен 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2018 года (далее - Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 138534-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2023 года (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт опубликован 6 декабря 2022 года в издании "Вестник Москвы", N 67, т. 1, а также размещен 23 ноября 2022 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 13328 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП), пунктом 13605 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП), пунктом 1308 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП), пунктом 13853 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 138534-ПП), пунктом 13215 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП), пунктом 12659 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в Перечни на 2017-2018, 2020-2023 годы соответственно включено здание с кадастровым номером ОКС, расположенное по адресу: г. Москва, АДРЕС.
ООО "ИНА-XXI" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП в части включения в Перечень на 2014 года пункта 1037, о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в в Перечень на 2017 год пункта 13328, в Перечень на 2018 год пункта 13605, в Перечень на 2020 год пункта 1308, в Перечень на 2021 год пункта 13853, в Перечень на 2022 год пункта 13215, в Перечень на 2023 год пункта 12659, то есть в части включения в Перечни вышеуказанного здания.
В обоснование требований ООО "ИНА-XXI" ссылается на то, что вышеназванный объект не отвечает критериям, закрепленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Представитель ООО "ИНА-XXI" Шагина А.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы Чуканов М.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ1 площадью 2 233, 9 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ2 площадью 45, 9 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ3 площадью 862 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ4 площадью 1 883, 5 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ5 площадью 3 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ6 площадью 3, 3 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ7 площадью 4, 9 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ8 площадью 5, 2 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ9 площадью 7, 1 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ10 площадью 7, 8 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ11 площадью 8, 7 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ12 площадью 1 803, 8 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ13 площадью 1 778 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ14 площадью 1 509 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ15 площадью 730, 7 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ16 площадью 729, 1 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ17 площадью 730, 4 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ18 площадью 739, 4 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ19 площадью 722, 1 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ20 площадью 659, 9 кв. метров, нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ21 площадью 2 164, 4 кв. метров, общей площадью 16 632, 1 кв. метров.
Помещения расположены в здании с кадастровым номером ОКС общей площадью 16 676, 6 кв. метров, что подтверждается выписками из ЕГРН.
В соответствии с примечанием к приложению 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в настоящий перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Поскольку объект с кадастровым номером ОКС включен в Перечни на 2014, 2017-2018, 2020-2023 годы, на административном истце с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" лежит обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих обществу нежилых помещений. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права ООО "ИНА-XXI" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП и постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП обладал достаточной компетенцией для их принятия.
Постановления (в том числе в оспариваемых редакциях) подписаны Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещены на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемых постановлений.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции на период действия Перечня на 2014 год) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции законов г. Москвы от 7 мая 2014 года N 25, от 26 ноября 2014 года N 56) на период действия Перечней на 2015 и 2016 год налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с Законом г. Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 "О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года в пункте 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 слова "общей площадью свыше 3 000 кв. метров" исключены, а в пункте 2 статьи 1.1 цифры "2 000" заменены цифрами "1 000", тем самым законодателем субъекта изменена площадь зданий, которые в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годах могут признаваться объектами налогообложения, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость.
Таким образом, на территории г. Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (на налоговые периоды, начиная с 2014 года);
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (на налоговые периоды, начиная с 2015 года).
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром либо торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здание включено в оспариваемые Перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка, также здание фактически используется для размещения офисов. П роверяя доводы административного ответчика о правомерности включения здания в Перечни, суд исходит из следующего.
Согласно ответу Филиала ППК "Роскадастр" по Москве на судебный запрос установлена связь нежилого здания с земельным участком с кадастровым номером ЗУ. Земельный участок находится в собственности административного истца с 3 июля 2012 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Названный земельный участок на дату принятия Перечней на 2014-2022 годы имел вид разрешенного использования "объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7); объекты размещения помещений и технических устройств подземных гаражей, стоянок (1.2.3)". 26 июля 2022 года в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 21 июля 2022 года были внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка "Деловое управление (4.1); Служебные гаражи (4.9)". Изменение вида разрешенного использования земельного участка было произведено по обращению правообладателя - ООО "ИНА-XXI" - от 17 июня 2022 года.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Вид разрешенного использования земельного участка на дату принятия оспариваемых Перечней на 2014, 2017-2018, 2020-2022 годы содержал указание на коды по классификации, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов". При этом в качестве одного из способа использования земельного участка прямо предусматривалось размещение на нем офисных помещений.
Указанное являлось достаточным основанием для включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку такой вид разрешенного использования в полной мере соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенная в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П Конституционного Суда Российской Федерации правовая позиция к возникшим в настоящем случае правоотношениями не применима, поскольку административный истец обязан соблюдать при эксплуатации нежилого здания целевое назначение и правовой режим земельного участка и, будучи собственником такого земельного участка, не был лишен законной возможности инициировать изменение вида его разрешенного использования, с тем чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости, чем и воспользовался 17 июня 2022 года.
Также из представленных административным истцом договоров аренды на дату принятия Перечней на 2014, 2017 годы усматривается, что в здании находилось ЗАО "СК "Транснефть", которое занимало площадь 3 733, 3 кв. метров, то есть 22, 45% от общей площади здания, что подтверждает использование здания в соответствии с тем видом разрешенного использования земельного участка, который соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Являются необоснованными доводы административного истца о том, что помещения, занятые ЗАО "СК "Транснефть", не могут быть отнесены к офисным со ссылкой на то обстоятельство, что указанная организация является дочерним предприятием нефтеперерабатывающей компании. Напротив, ЗАО "СК "Транснефть" является страховой компанией, следовательно, оказывает услуги по страхованию, а занимаемые обществом помещения используются для взаимодействия с клиентами, ведения бухгалтерского учета, работы с документами и подпадают под понятие "офис".
Кроме того, здание было включено в Перечни на 2017-2018 годы по критерию его фактического использования. В соответствии с пунктом 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, 1 сентября 2015 года в отношении здания было проведено обследование, по результатам которого составлен акт N * (далее - Акт 2015 года). Согласно выводам акта 74, 31% от общей площади здания используется для размещения офисов.
Оценивая представленный в материалы дела акт, суд учитывает, что в силу пункта 3.4 Порядк а определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Акт 2015 года в полной мере соответствует вышеприведенным положениям постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП. Так, обследование здания было проведено с доступом в него, в акте запечатлены информационные таблички "ИНА", "Атомэнергопроект", "Транснефть", "Кафе Бульвар".
Суд отмечает, что, несмотря на то обстоятельство, что на основании Акта 2015 года здание было включено в Перечни на налоговые периоды с 2016 по 2019 годы, административным истцом Перечни на 2016 и 2019 годы не оспариваются, а оспариваются только Перечни на 2017-2018 годы. Между тем в соответствии с положениями Порядка на Госинпекцию не возложена обязанность по ежегодному проведению обследования зданий.
В том случае, если фактическое использование здания в период после составления Акта 2015 года изменилось, административный истец не был лишен возможности обратиться за проведением его повторного обследования в соответствии с пунктами 3.9(1), 3.9(2) Порядка.
То обстоятельство, что согласно акту N *1/ОФИ от 7 февраля 2019 года здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, правового значения для включения его в Перечни на 2020-2022 годы не имеет, поскольку оно отвечает критерию вида разрешенного использования земельного участка.
Относительно включения здания в Перечень на 2023 год суд отмечает, что действовавший на дату принятия оспариваемого перечня вид разрешенного использования земельного участка содержал указание на код 4.1 по классификации, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 Указанный вид разрешенного использования предусматривает размещение на участке объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Таким образом, ви д разрешенного использования земельного участка предусматривает возможность эксплуатации расположенного на нём здания в различных целях, включая коммерческую деятельность, направленную на извлечение прибыли путем взаимодействия с клиентами, а равно иных видов управленческой деятельности, не связанных с самостоятельной деловой или коммерческой деятельностью.
В такой ситуации содержание вида разрешенного использования земельного участка должно было быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на этом участке. При этом фактическое использование объекта недвижимости может быть подтверждено любыми доказательствами, отвечающими признакам относимости и допустимости, а не только актом, составленным по результатам обследования здания.
В свою очередь из представленного административным истцом договора аренды, заключенного с "Газпромбанк" (АО) следует, что обществом используются помещения общей площадью 10 343, 1 кв. метров, то есть 62, 2% от общей площади здания.
Тот факт, что согласно информационному письму "Газпромбанк" (АО) в занимаемых помещениях расположены внутренние службы банка, а также осуществляется деятельность, связанная с использованием и разработкой продуктов информационных технологий для собственных нужд, при этом клиентское обслуживание в здании по адресу: г. Москва, АДРЕС не осуществляется, о неправомерности действий Правительства Москвы по включению здания в оспариваемые Перечни не свидетельствует.
Так, все подразделения банка в конечном итоге обеспечивают его коммерческую деятельность, направленную на извлечение прибыли, что в силу толкования статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, рассматривается как офисная деятельность вне зависимости от непосредственно осуществления клиентского обслуживания. Данные выводы подтверждаются и позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2023 года по делу А40-276692/2021.
Факт использования более 20% от общей площади помещений в здании для размещения офисов в налоговом периоде 2023 года подтверждается и актом N *2/ОФИ от 3 марта 2023 года. Указанный акт хоть и не явился основанием для включения здания в оспариваемые Перечни, однако, с учетом совокупности исследованных по делу доказательств, подтверждает фактическое использование здания в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В такой ситуации суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО "ИНА-XXI" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП и постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ООО "ИНА- XXI " отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 2 мая 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.