Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при секретаре Казаковой Е.В., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению адрес о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части пункта 2311 приложения 2 к постановлению, -
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 11 декабря 2013 года принято постановление N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление, постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 11 декабря 2013 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 17 декабря 2013 года.
Пунктом 1.2 названного постановления утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее также - Перечень, приложение N 2).
адрес обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта N 2311 Приложения 2 к постановлени ю Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", в обоснование требований указав на то, что объект недвижимости по адресу: адрес самовольной постройкой не является, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами. В такой ситуации пункт 2311 Перечня противоречит положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца фио в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества адрес просил в удовлетворении требований отказать, указав, что спорный объект недвижимости имеет признаки самовольной постройки, в связи с чем оснований для признания приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП недействующим в указанной части не имеется.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20, пункта 1 статьи 44 Закона адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес", части 2 статьи 4 Закона адрес от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в адрес", пунктов 2, 13 статьи 11, пункта 1 статьи 13 Закон адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
В соответствии с требованиями статьи 19 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, которое в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 19 Закона адрес от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" официально опубликовано и подписано Мэром Москвы, следовательно, введено в действие в установленном порядке.
Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Проверяя оспариваемое в части Постановление на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу положений пункта 2 статьи 4 Закона адрес от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в адрес" органы исполнительной власти адрес осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности адрес; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Как указано в пункте 2 приведенной нормы субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что адрес является собственником нежилого здания площадью 190, 6 кв.м с кадастровым номером 77:07:0015001:1813 по адресу: адрес. (л.д.10-14)
Объект недвижимого имущества по названному адресу включен в вышеуказанный Перечень Приложением к постановлению Правительства Москвы от 23 июля 2019г N 917-ПП согласно примечания - пристройка (л.д.22)
Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес проведены обследования, по результатам которых с учетом выявленных признаков самовольной постройки объект были включен в оспариваемый Перечень, что следует из акта от 18 июля 2017 года. (л.д.37)
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Правовым последствием включения здания в соответствующий Перечень является обязанность Департамента городского имущества адрес обратиться в суд с требованиями о сносе самовольной постройки.
Так, в целях реализации предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативных положений пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП установлено, что Департамент городского имущества адрес в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, в срок до 31 января 2014 г, а при актуализации перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, в течение одного месяца с даты актуализации заявляет в суд соответствующие требования. Департамент городского имущества адрес при обращении в суд заявляет требование о предоставлении истцу права сноса с привлечением соответствующего государственного учреждения адрес самовольной постройки (освобождения земельных участков) за счет ответчика в случае неисполнения судебного акта в течение месяца с момента его вступления в законную силу.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, в том числе возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 339-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 3.1, согласно которому решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом. Приведенное правовое положение действует на момент рассмотрения настоящего административного спора.
В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда адрес от 15 июня 2021 года по делу N А40-100845/20-64-751 в удовлетворении требований Правительства Москвы и Департамента городского имущества адрес к адрес о признании пристройки площадью 396, 2 кв.м к зданию с кадастровым номером 77:07:0015001:1813 самовольной постройкой, обязании в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу привести здание в первоначальное состояние в соответствии с технической документацией МосгорБТИ по состоянию на 16 января 2007г. путем сноса пристройки общей площадью 396, 2 кв.м, в случае неисполнения решения суда осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, благоустройства освобожденной территории, освобождении земельного участка от пристройки отказано. (л.д.15-19)
Как следует из вышеуказанного решения суда ранее в технической документации ГБУ "МосгорБТИ" по состоянию на 16 января 2017 года было учтено нежилое одноэтажное здание площадью 190 кв.м.
В ходе обследования установлено, что в 2007-2009г. г. произведена реконструкция здания, а именно возведена пристройка площадью 366 кв.м. В 2013году часть пристройки площадью 286 кв.м. демонтирована, другая часть площадью 80 кв.м. не демонтирована.
Таким образом, пристройка площадью 80 кв.м к зданию с кадастровым номером 77:07:0015001:1813, расположенному по адресу: адрес обладает признаками самовольного строительства.
Как отражено в решении Арбитражного суда адрес от 15 июня 2021г. спорная пристройка к зданию демонтирована, что следует из рапорта Госинспекции о результатах планового обследования от 09 апреля 2021года N 97070208. В связи со сносом пристройки предмет спора отсутствует.
Кроме того, обращаясь в Арбитражный суд адрес Правительство Москвы и Департамент городского имущества адрес заявили требования о признании отсутствующим право собственности адрес на здание по адресу: адрес, в части пристройки площадью 396, 2 кв.м.
При рассмотрении дела N А40-100845/20-64-751 данные требования были удовлетворены.
Решение Арбитражного суда адрес от 15 июня 2021г. вступило законную силу 18 июля 2021 года.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Принимая во внимание, что, несмотря на наличие у административного ответчика, являвшегося лицом, участвовавшим в рассмотренном арбитражным судом дела, формального права на включение оспариваемого пункта в приложение N 2 к Постановлению, иных правовых последствий помимо необходимости обращения Департамента городского имущества адрес в суд с требованиями о предоставлении истцу права сноса самовольных построек оспариваемое Постановление не предусматривает, при этом такое право в установленном пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП порядке было реализовано.
Учитывая, что на основании пункта 3.1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации решение о сносе самовольной постройки иными органами помимо суда принято быть не может, а Арбитражным судом адрес установлен факт демонтажа пристройки, в удовлетворении требований о признании пристройки самовольной, обязании приведения здания в первоначальное состояние в соответствии с технической документацией МосгорБТИ на 6 января 2007 года, об освобождении земельного участка от пристройки отказано, признании отсутствующим право собственности адрес на здание по адресу: адрес, в части пристройки площадью 396, 2 кв.м. и как следует из ЕГРН сведения о спорной пристройке удалены, суд приходит к выводу о том, что дальнейших правовых оснований нахождения пункта 2311 в приложении 2 к указанному постановлению не имеется.
Включение пунктом 2311 объекта недвижимости по адресу: адрес Перечень противоречит положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований адрес о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в части пункта 2311.
С учетом того, что постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в оспариваемой части ранее применялось, суд признает указанный правовой акт недействующим с момента вступления настоящего решения суда в силу.
Доводы административного ответчика о том, что решение Арбитражного суда адрес по делу NА40-100845/2020-64-751 не имеет преюдициального значения, являются несостоятельными, противоречащими материалам дела и установленным обстоятельствам.
Факт пребывания объекта недвижимости в приложении N 2 к Постановлению N 819-ПП нормы названного постановления связывают с последующим наличием у уполномоченных органов права на обращение в судебные органы с требованием о признании построек самовольными и их последующем сносе в целях освобождения земельных участков, принадлежащих адрес. В случае, когда полномочия соответствующих органов на обращение в суд уже реализованы, правовых оснований для последующего нахождения объектов недвижимости в приложении N 2 к Постановлению N 819-ПП не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Признать недействующим пункт 2311 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда А.Е.Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 02 мая 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.