Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Минина Ю. П. на решение Великолукского районного суда Псковской области от 28 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 июля 2022 года по административному делу N 2а - 235/2022 по административному исковому заявлению Минина Ю. П. к заместителю прокурора Великолукского района Псковской области Андрееву Е. В. и прокуратуре Псковской области о признании незаконными действия (бездействия) должностных лиц.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав объяснения представителя прокуратуры города Псковской области Поповой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Минин Ю.П. обратился в суд с административным иском к заместителю прокурора Великолукского района Псковской области Андрееву Е.В. и прокуратуре Псковской области, в котором просил суд признать незаконными действия Андреева Е.В. по перенаправлению жалобы преднамеренным оставлением жалобы N 72/4-41-27/2021 от 30.11.2021 без рассмотрения со стороны прокуратуры Великолукского района Псковской области. Признать незаконными действия административного ответчика Андреева Е.В. в части не рассмотрения и не принятия прокурорского решения в отношении нарушений, прописанных в жалобе. Признать сопроводительное письмо прокуратуры Великолукского района от 06.12.2021 N 339ж-2020 оформленным с нарушениями и не отвечающим требованиям, прописанным в п. 1.7, п. 3.7, п. 4.3, п. 4.4, п. 6.1, п. 6.4, п. 6.5 Инструкции от 30.01.2013 N 45, п. 1.1, п. 1.4, п. 1.6, п. 1.9, п. 1.10, п. 1.13 Указаниях Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами", в ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 9, п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 10, ст. 14 ФЗ N 59-ФЗ. Дать правовую всестороннюю оценку сопроводительному письму прокуратуры Великолукского района от 06.12.2021.
В обоснование требований указано, что в ОСП Великолукского, Куньинского, Новосокольнического районов Псковской области находится на исполнении исполнительное производство N 60026/20/46463 от 15.04.2020 о взыскании с него в пользу Щемелёвой Ю.П. алиментов на содержание двоих "данные изъяты" "данные изъяты". 30 ноября 2021 года он обратился в прокуратуру Великолукского района с жалобой N 72/4-41-27/2021 на действия судебного пристава - исполнителя, в которой просил обеспечить прокурорскую проверку и принять прокурорское решение на нарушения, прописанные в жалобе; обязать должностных лиц ОСП Великолукского, Куньинского и Новоскольнического районов обеспечить исполнение требований, прописанных в главе 18 ФЗ N 229-ФЗ, в п. 1.1 Указаний от 12.05.2009 Генеральной прокуратуры РФ; в 10-тидневный срок представить в его адрес постановление с решением на жалобу по форме постановления в приложении N 53 или N 49, N 46, N 47 к приказу ФССП РФ N 238, в обеспечение внесения жалобы в исполнительное производство N N от 15.04.2020; обеспечить прокурорскую проверку принятых решений должностными лицами судебных приставов на жалобу и результат прокурорской проверки предоставить в его адрес; запретить судебным приставам оформлять сводное письмо, ответ на обращение, служебное письмо, а предоставлять письменные ответы по отдельности на его обращения; не направлять жалобу в адрес должностных лиц судебных приставов, так как его жалоба направлена им.
Решением Великолукского районного суда Псковской области от 28 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 июля 2022 года, в удовлетворении административного иска Минина Ю.П. отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 06 февраля 2023 года, Минин Ю.П, ссылаясь на существенное нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Псковской области просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Минин Ю.П. 30 ноября 2021 года обратился к прокурору Великолукского района Ивановой Ю.А. с жалобой N 72/4-41-27/2021 на действия судебных приставов - исполнителей ОСП Великолукского, Куньинского и Новоскольнического районов УФССП России по Псковской области Скворцовой А.А. и Кузьменковой И.Г, в которой просил провести прокурорский надзор за исполнением законов РФ при осуществлении сотрудниками органов принудительного исполнения своих функций, обеспечить прокурорскую проверку и принять прокурорское решение на нарушения, прописанные в жалобе; обязать должностных лиц ОСП обеспечить исполнение требований, прописанных в главе 18 ФЗ N 229-ФЗ, в пункте 1.1 Указаний от 12.05.2009 Генеральной прокуратуры РФ, в 10-тидневный срок представить в его адрес постановление с решением на жалобу по форме постановления в приложении N 53 или N 49, N 46, N 47 к приказу ФССП РФ N 238, в обеспечение внесения жалобы в исполнительное производство; обеспечить прокурорскую проверку принятых решений должностными лицами судебных приставов на жалобу и результат прокурорской проверки предоставить в его адрес; запретить судебным приставам оформлять сводное письмо, ответ на обращение, служебное письмо, а предоставлять письменные ответы по отдельности на его обращения; не направлять жалобу в адрес должностных лиц судебных приставов, так как его жалоба направлена им.
6 декабря 2021 года указанная жалоба была направлена с сопроводительным письмом N 339ж - 2020 заместителем прокурора Великолукского района Андреевым Е.В. начальнику ОСП Великолукского, Куньинского, Новоскольнического районов Федоровой Т.В.
20 декабря 2021 года в прокуратуру Великолукского района из ОСП Великолукского, Куньинского, Новоскольнического районов УФССП России по Псковской области поступил ответ на обращение по жалобе Минина Ю.П. N 72/4- 41-27/2021.
Считая подобные действия должностного лица прокуратуры незаконными, Минин Ю.П. обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что у Андреева Е.В. имелись полномочия по направлению жалобы Минина Ю.П. начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов, как содержащую доводы о незаконности действий подчиненных ему судебных приставов - исполнителей. Семидневный срок направления жалобы соблюден. Ответ из службы судебных приставов был направлен как в адрес прокуратуры Великолукского района, так и в адрес заявителя Минина Ю.П. Тем самым был обеспечен контроль со стороны органов прокуратуры за результатами рассмотрения обращения Минина Ю.П. Содержание ответа соответствует существу поставленных в обращении Мининым Ю.П. вопросов.
Несогласие административного истца с содержанием ответа на обращение само по себе не свидетельствует о незаконности действий (бездействии) административных ответчиков.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанции.
Право гражданина на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, закреплено положениями части 1 статьи 218 КАС РФ.
Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован Федеральным законом РФ от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 10 ФЗ N 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 12 ФЗ N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5.1. Инструкции N 45.
Из положений частей, 2, 3, 6 ФЗ N 59-ФЗ следует, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Положения о возможности перенаправления обращений, подлежащих разрешению другими органами и организациями, содержаться также в пункте 3.5 указанной выше Инструкции N 45, согласно которому такие обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об это заявителей и разъяснением приятого решения.
Оспариваемые действия административного ответчика соответствуют также пункту 1.4 Указания Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 года N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами", согласно которому на прокуроров городов, районов в том числе возложена обязанность по обеспечению надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, в том числе при рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решении и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов - исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что должностным лицом прокуратуры - заместителем прокурора Великолукского района Андреевым Е.В. при рассмотрении обращения Минина Ю.П. нарушений законодательства о рассмотрении обращений граждан, а также прав административного истца допущено не было; от рассмотрения обращения Минина Ю.П. прокуратура Великолукского района не уклонилась, незаконных действий, бездействия должностными лицами не допущено, нарушение прав и законных интересов административного истца отсутствует.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию административного истца с изложенными выводами судов первой и апелляционной инстанций, оценкой фактических обстоятельств дел.
Установленные законом основания для отмены обжалованных судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Великолукского районного суда Псковской области от 28 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 июля 2022 года по административному делу N 2а - 235/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Минина Ю. П. - без удовлетворения.
Решение Великолукского районного суда Псковской области от 28 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 28 июля 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.