Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Александровой Ю.К, судей Герасимчук Т.А, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2- 6544/2022 по иску Надеевой Ларисы Валерьевны к Некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" о возложении обязанности обеспечить выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома по кассационной жалобе Некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К, объяснения представителя ответчика- Лыткина П.А, действующего на основании доверенности от 9 января 2023 года, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Надеева Л.В. обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее- НОРК "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов") о возложении обязанности обеспечить в срок до 1 сентября 2023 года выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома по адресу: "адрес", с утеплением фасада дома.
В обоснование требований указано, что истцу принадлежит квартира N в жилом доме. Многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ N572 со сроком проведения капитального ремонта фасада здания (наружных стен) в 2019 году. До настоящего времени капитальный ремонт фасада здания не произведен, в краткосрочных программах капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ ремонт фасада здания не фигурирует.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16 января 2023 года, иск удовлетворен.
На НОРК "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" возложена обязанность обеспечить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома по адресу: "адрес"
В кассационной жалобе НОРК "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Представлены письменные возражения на жалобу.
Истец, третьи лица, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено, что Надеевой Л.В. принадлежит на праве собственности квартира N в многоквартирном жилом доме N "адрес"
Постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на ДД.ММ.ГГГГ, в которую дом N, расположенный по ул. Первомайская г. Сыктывкара, включен со сроком проведения капитального ремонта фасада дома в ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Правительства Республики Коми от 28.07.2020 N 379 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2021 - 2023 годы.
Согласно перечню многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2021-2023 годы, многоквартирный дом по адресу: "адрес" в краткосрочный план по видам работ по капитальному ремонту "ремонт фасада" не включен, краткосрочным планом предусмотрен капитальный ремонт в отношении названного МКД по видам работ - "ремонт крыши".
Указанный многоквартирный жилой дом имеет год постройки ДД.ММ.ГГГГ, дом имеет общий износ на ДД.ММ.ГГГГ - 28%, аварийным не признан.
В соответствии с письмом Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" от ДД.ММ.ГГГГ N имеет место необходимость проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома.
Согласно заключению ИП Потапова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ N общее техническое состояние ограждающих конструкций (оштукатуренных кирпичных стен: главный, боковой, задний фасад, цементных бордюров, декоративных выступов фасада) многоквартирного дома по адресу: "адрес" находится в критично недопустимом состоянии (предаварийное состояние), наблюдается неконтролируемое разрушение оштукатуренной кирпичной кладки, кирпичной кладки и цементирующих элементов стен, превышение срока эксплуатации кирпичных стен без капитального ремонта на 8, 5 лет и более. Имеются многочисленные мелкие трещины, разломы, самопроизвольное падение частей кирпича и цементного раствора из мест крепления. В связи с систематическим неконтролируемым падением элементов кирпичной кладки и кусков цементного раствора с фасадной части МКД имеется угроза жизни и здоровью лиц, проживающих в доме, и третьих лиц. Для приведения фасада в нормативное техническое и безопасное состояние необходим неотложный капитальный ремонт ограждающих конструкций (фасада).
Актом осмотра многоквартирного "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного консультантом Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району, по периметру многоквартирного дома местами наблюдаются разрушения, выкрашивания, повреждения штукатурного и окрасочного слоёв отделки с внешней стороны стен здания, имеются участки оголённой кирпичной кладки, частичное растрескивание и разрушение поверхностного слоя кирпичей внешних стен МКД. Актом также установлены наличие разрушений и повреждений крылец подъездов МКД, стен пристроек в подвальное помещение, цокольной части здания. Для предотвращения разрушения кирпичной кладки стен здания указано на необходимость провести работы по восстановлению штукатурного и окрасочного слоёв облицовки с внешней стороны стен МКД, а также выполнить ремонт крылец МКД, восстановить стены пристроек входов в подвальное помещение.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 167, 168, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Коми от 24.06.2013 N 57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми", оценив представленные доказательства, пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку дом по адресу: "адрес" включен в региональную программу, срок капитального ремонта фасада дома установлен в 2019 году и на день рассмотрения спора истек, истцом представлены доказательства необходимости неотложного капитального ремонта фасада дома, которые стороной ответчика не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции, указал, что утверждение краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2021-2023 годы Постановлением Правительства Республики Коми от 28.07.2020 N 379, не свидетельствует об окончательном определении перечня многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капительного ремонта, поскольку неоднократными изменениями, внесёнными в данное постановление, перечень домов изменялся.
Также с учетом положений частей 3 - 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации были отклонены доводы об отсутствии решения собственников помещений МКД о проведении капитального ремонта, поскольку принятию этого решения должно предшествовать представление региональным оператором предложение о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и /или работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонт, другие предложения, связанные проведением капитального ремонта, которые и подлежат рассмотрению на общем собрании собственников. Региональным оператором обязанность по представлению указанных предложений в установленный срок (не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонт) не исполнена.
Суд кассационной инстанции полагает, что при постановлении решения суда и апелляционного определения, вопреки доводам кассационной жалобы, судами верно определены обстоятельства по делу, выводы судов мотивированы, правовая позиция, основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
В силу ч. 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Установленный Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми" порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу вышеприведенных положений законодательства недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
Учитывая изложенное, также, что из -за неконтролируемого падения элементов кирпичной кладки и кусков цементного раствора с фасадной части МКД имеется угроза жизни и здоровью лиц, проживающих в доме, и третьих лиц, оснований для отказа в удовлетворении иска у судов не имелось.
Доводы заявителя по существу повторяют позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.