Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты". на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 17 августа 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 26 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 21 декабря 2021 года N572 О, оставленным без изменения решением главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 19 января 2022 года N6 О, общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - ООО "Тюмень Водоканал", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 17 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 26 сентября 2022 года, постановление должностного лица и решение вышестоящего должностного лица отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление - начальник отдела государственного экологического надзора по Тюменской области, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты". просит об отмене судебных актов оставлении в силе постановления должностного лица.
В возражениях на жалобу защитник общества просит об оставлении судебных актов без изменения, жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, возражения на жалобу, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Частью 2 статьи 18 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела на основании решения от 20 октября 2021 года в период с 29 октября 2021 года по 24 ноября 2021 года в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) проводилась плановая выездная проверка в отношении производственной площадки, объекта, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, п. Копытово, ул. Раневской, д.16, контролируемое лицо ООО "Тюмень Водоканал". Вышеуказанный объект поставлен на государственный учет в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относится к объектам I категории воздействия на окружающую среду. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки.
В ходе проверки выявлено, что ООО "Тюмень Водоканал" осуществляет хозяйственную деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления. Деятельность в области обращения с отходами производства и потребления до 10 августа 2021 года ООО "Тюмень Водоканал" осуществляло на основании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 10 августа 2016 года. С 11 августа 2021 года отсутствуют действующие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для производственной площадки ООО "Тюмень Водоканал", расположенной по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, п. Копытово, ул. Раневской, д.16.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Тюмень Водоканал" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела общество привлечено к административной ответственности. Решением вышестоящего должностного лица постановление об административном правонарушении оставлено без изменения.
При рассмотрении жалобы на постановление судья районного суда пришел к выводу о наличии оснований для отмены вынесенных по делу постановления и решения должностных лиц, прекращении производства по делу. При этом судья (с учетом представленных в материалы дела доказательств) исходил из того, что ООО "Тюмень Водоканал" принимались меры по разработке нормативов образования отходов производства и потребления лимитов на их размещение, однако приказом заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 01 октября 2021 N1804 в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Тюмень Водоканал" (очистные сооружения канализации код объекта "данные изъяты", площадка по адресу: г. Тюмень, п. Копытово, ул. Раневской, д.16) было отказано; при этом решением арбитражного суда, вступившим в законную силу, вышеуказанный приказ признан недействительным.
Судья областного суда согласился с выводами судьи районного суда, оставив его решение без изменения.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление. Из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В жалобе на судебные акты, вступившие в законную силу, должностное лицо, не соглашаясь с выводами, изложенными в судебных актах, приводит доводы о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, о доказанности вины.
Вышеизложенные доводы жалобы по существу сводятся к утверждению о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины ООО "Тюмень Водоканал" в его совершении, направлены на переоценку установленных судьей обстоятельств дела и сделанных в связи с этим выводов, но не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения по причине допущенных судьей процессуальных нарушений, которым в настоящем случае вынесено законное и обоснованное решение, соответствующее статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в неисполнении обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган.
При установленном факте отсутствия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, нижестоящими судебными инстанциями сделан обоснованный вывод об отсутствии состава административного правонарушения в связи с тем, что ООО "Тюмень Водоканал" принимались меры по разработке нормативов образования отходов производства и потребления лимитов на их размещение, они направлялись на утверждение, но в их утверждении было отказано приказом заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 01 октября 2021 N1804, который признан недействительным в установленном порядке. Оснований для проверки обоснованности приказа, которым отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, и который уже в ином порядке (арбитражными судами) признан недействительным, не имеется.
Установленные обстоятельства, вопреки позиции подателя жалобы, указывают на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключают возможность привлечения к административной ответственности по данной норме.
Оснований полагать, что при установлении юридически значимых обстоятельств, при исследовании и оценке доказательств по делу судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности положений статей 24.1, 26.1, 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не усматривается.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 17 августа 2022 года, решения судьи Тюменского областного суда от 26 сентября 2022 года отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 17 августа 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 26 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" оставить без изменения, жалобу начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" "данные изъяты". - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.