Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Евтифеевой О.Э, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Победа", поданную 27 февраля 2023 года, на решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 26 августа 2022 года
по административному делу N 2а-94/2022 по административному исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Победа" к Администрации Томского района, Управлению территориального развития Администрации Томского района, заместителю Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф Ирине Викторовне, заместителю Главы Томского района - начальнику Управления территориального развития Администрации Томского района Празукину Денису Константиновичу о признании незаконными решений, возложении обязанности осуществить действия.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости (СНТСН) "Победа" (далее - административный истец, кассатор, Товарищество) обратилось в Томский районный суд Томской области с административным исковым заявлением к Администрации Томского района (с учетом изменения требований):
о признании незаконными решений Администрации Томского района об отказе в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", содержащиеся в письмах Администрации Томского района от 30.03.2020 N 02-33/1081, от 13.05.2020 N 01-05-427, от 24.08.2020 N 01-05-1164, от 10.12.2020 N 01-05-2090, от 02.03.2021 N 01-05-459, от 28.05.2021 N 01-05-1268, от 26.05.2021 N 01-05-1241;
о признании незаконным бездействия Администрации Томского района, выразившегося в неисполнении положений пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
о признании незаконным заявления заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района Гекендорф И.В. от 14.01.2021 N 3К/21/13, послужившего основанием для принятия приказа Управления территориального развития Администрация Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории";
о возложении на Администрацию Томского района обязанности исполнить требования пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
о возложении на Администрацию Томского района обязанности рассмотреть заявления СНТСН "Победа" о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", от 17.03.2020, от 29.04.2020, от 26.11.2020, от 27.01.2021, от 18.05.2021.
В обоснование административных исковых требований указано, что 17.03.2020 СНТСН "Победа" впервые обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В письме от 30.03.2020 N 02-33/1081 Администрация Томского района отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что испрашиваемый земельный участок накладывается на земельные участки, которые ранее предоставлены гражданам в пользование на основании решений Администрации Томского района "О формировании земельных участков в с. Батурино".
29.04.2020 СНТСН "Победа" повторно обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления того же земельного участка. Письмом от 13.05.2020 N 01-05-427 Управление территориального развития Администрации Томского района повторно отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что имеются ранее принятые решения Администрации Томского района "О формировании земельных участков в с. Батурино", которые не отменены.
СНТСН "Победа" обратилось в Управление территориального развития Администрации Томского района с целью получения информации, о границах земельных участков, в том числе, их координатах, с которыми якобы пересекается испрашиваемый земельный участок. Первый заместитель Главы Томского района - начальник Управления территориального развития в своем письме от 24.08.2020 N 01-05-1164 посоветовал обратиться в Архивный отдел Администрации Томского района для получения правоустанавливающих документов, а именно, заверенных копий постановлений Администрации Томского района. На основании указанного письма СНТСН "Победа" обратилось в Архивный отдел Управления делами Администрации Томского района с соответствующим заявлением, на которое был дан отказ в связи с конфиденциальностью запрашиваемых сведений.
26.11.2020 СНТСН "Победа" вновь подано заявление о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка. Администрацией Томского района принято решение о возврате заявления СНТСН "Победа" в связи с отсутствием решения общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, о чем сообщалось в письме Управления территориального развития Администрации Томского района от 10.12.2020 N 01-05-2090. При этом в ранее поданных заявлениях о предварительном согласовании предоставления земельного участка решение общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, также отсутствовало, но данный факт при рассмотрении указанных обращений по существу должностными лицами Администрации Томского района не был указан в качестве основания для отказа.
27.01.2021 СНТСН "Победа" в очередной раз обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка. В письме от 02.03.2021 N 01-05-459 Управление территориального развития Администрации Томского района отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что имеется ранее принятое решение Администрации Томского района "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", которое не отменено. Как стало известно позднее из письма Управления территориального развития Администрации Томского района от 28.05.2021 N 01-05-1286 одновременно с письмом от 02.03.2021 N 01-05-459 Управления территориального развития Администрации Томского района принят Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории".
30.04.2021 СНТСН "Победа" подано обращение на имя Главы Томского района Терещенко А.А. и прокурора Томской области Семенова А.Н. В указанных обращениях СНТСН "Победа" описывало сложившуюся ситуацию, просило предоставить координаты границ, с которыми пересекается испрашиваемый земельный участок без персональных данных, копии решений (решения) Администрации Томского района "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", послужившего основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, реквизиты данного решения (в обезличенном виде), а также сообщало о многочисленных нарушениях действующего законодательства со стороны должностных лиц Администрации Томского района.
18.05.2021 СНТСН "Победа" снова обратилось в Администрацию Томского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", вид испрашиваемого права: безвозмездное пользование.
На вышеуказанные письма СНТСН "Победа" от 30.04.2021, от 18.05.2021 Управлением территориального развития Администрации Томского района дан ответ в одном письме от 28.05.2021 N 01-05-1286. В нем сообщалось что, по результатам рассмотрения заявления СНТСН "Победа" от 18.05.2021 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что имеется ранее принятое решение Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", которое не отменено. Кроме того, вышеуказанным приказом образованы 32 земельных участка с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, с целью проведения аукциона. Управление территориального развития Администрации Томского района в письме от 28.05.2021 N 01-05-1286 сообщило, что Администрацией Томского района проведена проверка законности вынесенных ранее решений, по результатам проверки нарушений в действиях сотрудников Администрации не установлено. При этом о проверке законности письма Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 01-05-459 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка" в письме от 28.05.2021 N 01-05-1286 не указано. Письмо СНТСН "Победа" от 30.04.2021 Главой Томского района Терещенко А.А. по существу не рассмотрено. Также был нарушен запрет направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, установленный пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Обращение же СНТСН "Победа" от 30.04.2021 фактически содержало жалобу на действия должностных лиц Управления территориального развития Администрации Томского района, в частности, ФИО17 Однако именно эти должностные лица и рассматривали обращение СНТСН "Победа" от 30.04.2021.
В приложенной копии приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з цифры координат границ образуемых земельных участков размыты и не поддаются прочтению. Администрацией Томского района не исполняются требования земельного законодательства, в частности требования, предусмотренные пунктом 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В результате бездействия Администрации Томского района информация о границах земельных участков согласно утвержденных схем не отражена на публичных кадастровых картах, что не позволило СНТСН "Победа" определить границы испрашиваемого земельного участка для ведения садоводства. Письмами Администрации Томского района от 30.03.2020 N 02-33/1081, от 13.05.2020 N 01-05-427, от 24.08.2020 N 01-05-1164, от 10.12.2020 N 01-05-2090, от 02.03.2021 N 01-05-459, от 28.05.2021 N 01-05-1286 незаконно отказано в согласовании на основании того, что до 01.03.2015 приняты решения об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в которых не был предусмотрен их срок действия, сведения о границах земельных участков, установленные в вышеуказанных решениях не были внесены в ЕГРН.
Моментом, когда СНТСН "Победа" стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов со стороны Томского района является 28.05.2021, поскольку именно в этот день был получен Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з, свидетельствующий о фактах злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц Администрации Томского района.
Определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление территориального развития Администрации Томского района, заместитель Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В, заместитель Главы Томского района - начальник Управления территориального развития Празукин Д.К.
Решением Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. (далее-решение суда первой инстанции) административный иск удовлетворен частично.
Признаны незаконными решения Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 01-05-459, от 26.05.2021 N 01-05-1241 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". На Управление территориального развития Администрации Томского района возложена обязанность рассмотреть заявления СНТСН "Победа" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 27.01.2021 и от 18.05.2021 в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С Администрации Томского района в пользу муниципального образования "Город Томск" взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 26 августа 2022 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 года в части признания незаконным решения Управления территориального развития Администрации Томского района от 26 мая 2021 г. N 01-05-1241 отменено, принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения Управления территориального развития Администрации Томского района от 26 мая 2021 г. N 01-05-1241 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка;
отменено решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения Управления территориального развития Администрации Томского района от 28 мая 2021 г. N 01-05-1286 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принято в указанной части новое решение, которым признано незаконным решение Управления территориального развития Администрации Томского района от 28 мая 2021 г. N 01-05-1286 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на Управление территориального развития Администрации Томского района возложена обязанность повторно рассмотреть заявления садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Победа" от 30 апреля 2021 г. и от 19 мая 2021 г.;
отменено решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. в части отказа в признании незаконным бездействия Администрации Томского района Томской области, выразившегося в неисполнении положений пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской федерации, принято в указанной части новое решение, которым признано незаконным бездействие Администрации Томского района Томской области, выразившееся в неисполнении требований пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в не направлении в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения от 2 марта 2021 г. об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в орган регистрации прав указанного решения с приложением схем расположения земельных участков;
отменено решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. в части взыскания с Администрации Томского района в пользу муниципального образования "Город Томск" государственной пошлины в размере 2000 рублей.
В остальной части решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СНТСН "Победа" ставится вопрос об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении заявленных требований, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права и принятии решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Также кассатор просит взыскать государственную пошлину в полном размере.
Кассатор выражает несогласие с выводами суда о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, установленного п. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, поскольку суд необоснованно связывает течение срока с датой ответа органа местного самоуправления и днем, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, указывая, что СНТСН "ПОБЕДА" с момента подачи первого заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 17.03.2022 до момента получения письма Управления территориального развития Администрации Томского района от 28.05.2021 N 01-05-1286 не знала, а только предполагала о возможных нарушениях своих прав, и последовательно занималось сбором доказательств незаконных действий административного ответчика путем подачи обращений и запросов в различные органы государственной и муниципальной власти, что подтверждается совокупностью доказательств имеющихся в материалах дела. В судебном заседании достоверно не установлены даты получения административным истцом решений Администрации Томского района, Управления территориального развития Администрации Томского района относительно которых суд считает истекшим срок для обращения в суд.
Кассатор считает, что начало течения срока для обращения в суд судами не установлено.
Кассатор считает ошибочным вывод суда о том, что заявление заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района И.В. Гекендорф от 14.01.2021 NЗК/21/13 не повлекло для административного истца правовых последствий в виде нарушения прав, свобод и законных интересов.
Кассатор в обоснование данного довода указывает, что согласно п. 6 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
Таким образом заявление заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района И.В. Гекендорф от 14.01.2021 N3К/21/13 будет рассмотрено раньше, чем заявление СНТСН "ПОБЕДА" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 18.05.2021, что свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны И.В. Гекендорф.
Кроме того, кассатор указывает, что согласно письму прокуратуры Томского района вместе с заявлением СНТСН "ПОБЕДА" о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка поступило заявление от заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района И.В. Гекендорф о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения того же земельного участка, зарегистрированное 14.01.2021 N ЗK/21/13. Однако, по результатам рассмотрения заявления заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района И.В. Гекендорф от 14.01.2021 был издан Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", также 02.03.2021 был дан очередной отказ СНТСН "ПОБЕДА", содержащийся в письме Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N01-05-459 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Кассатор указывает, что срок рассмотрения заявления заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района И.В. Гекендорф превысил в 1, 5 раза предусмотренный Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" тридцатидневный срок.
Кроме того, кассатор указывает, что заместитель Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района И.В. Гекендорф в письме от 30.03.2020 N 02-33/1081 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка" отказала СНТСН "ПОБЕДА" в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, а затем обратилась сама с таким же заявлением в отношении того же земельного участка, и получила положительное решение. Данные факты могут свидетельствовать об умышленных действиях должностных лиц Администрации Томского района по предварительному сговору, направленных на незаконное отчуждение испрашиваемого земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Администрация Томского района представила возражения на кассационную жалобу, апелляционное определение просит отменить в части признания незаконными действий ответчиков. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в неотмененной апелляционным определением части и апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 17.03.2020 Диулин С.А. как председатель СНТСН "Победа" обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 73304 кв.м, цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер "данные изъяты", испрашиваемое право: в безвозмездное пользование.
По результатам рассмотрения указанного заявления 30.03.2020 и.о. заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. дан ответ N 02-33/1081 об отказе СНТСН "Победа" в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка в связи с совпадением местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
29.04.2020 Диулин С.А. как председатель СНТСН "Победа" обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 44527 кв.м, цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер "данные изъяты", испрашиваемое право: в безвозмездное пользование.
Управлением территориального развития Администрации Томского района за подписью первого заместителя Главы Томского района - начальника Управления территориального развития Празукина Д.К. дан ответ от 13.05.2020 N 01-05-427, которым отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с наличием ранее принятых решений Администрации Томского района "О формировании земельных участков в с. Батурино", которые не отменены.
СНТСН "Победа" в лице председателя ФИО18 22.07.2020 обратилось к первому заместителю Главы Томского района - начальнику Управления территориального развития Празукину Д.К. с заявлением о предоставлении копии ранее утвержденных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (с границами которых пересекается испрашиваемый земельный участок), копии решений (постановлений), утверждающих соответствующие схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, границы земельных участков, которые пересекаются с испрашиваемым земельным участком, в векторном формате; при этом в указанном заявлении ставился вопрос о незаконности решения от 13.05.2020 об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка.
Письмом от 24.08.2020 N 01-05-1164 на заявление от 23.07.2020 первым заместителем Главы Томского района - начальником Управления территориального развития Празукиным Д.К. дан ответ, в котором указано, что для получения правоустанавливающих документов, а именно, заверенных копий постановлений Администрации Томского района от 09.06.2010 N 1533-з, от 12.07.2012 N 1656-з, от 02.07.2010 N 1857-з, от 10.11.2011 N 2282-з, от 08.06.2010 N 1521-з, от 19.12.2016 N 858 заявитель может обратиться в Архивный отдел Администрации Томского района.
28.08.2020 председателем СНТСН "Победа" в Архивный отдел Управления делами Администрации Томского района подано заявление о выдаче копий постановлений Администрации Томского района от 09.06.2010 N 1533-з, от 12.07.2012 N 1656-з, от 02.07.2010 N 1857-з, от 10.11.2011 N 2282-з, от 08.06.2010 N 1521-з, от 19.12.2016 N 858.
01.10.2020 в письме N 1129-1133 начальником отдела ФИО19 указано, что запрашиваемые постановления имеются на хранении в архивном отделе, данные постановления относятся к группе правоустанавливающих документов и затрагивают интересы третьих лиц, которые не являются доверителями заявителя. Согласно статье 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" указанные сведения являются конфиденциальными, распространение которых без согласия субъекта персональных данных не допускаются.
26.11.2020 председатель СНТСН "Победа" ФИО20 обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: "адрес", площадью 73304 кв.м, цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер "данные изъяты", испрашиваемое право: в безвозмездное пользование. Кроме того, в указанном обращении ставился вопрос о незаконности решения от 30.03.2020 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также в отказе в предоставлении документов.
Заместителем Главы Томского района - начальником Управления территориального развития Празукиным Д.К. принято решение от 10.12.2020 N 01-05-2090 о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с отсутствием в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка документа, предусмотренного пунктом 81 Перечня, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1, а именно, решения общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
27.01.2021 председатель СНТСН "Победа" ФИО21 обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: "адрес", площадью 73304 кв.м, цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер "данные изъяты", испрашиваемое право: в безвозмездное пользование.
02.03.2021 и.о. начальника Управления территориального развития Администрации Томского района ФИО22 на заявление от 01.02.2021 N 372-з СНТСН "Победа" дан ответ N 01-05-459 об отказе в предварительном согласовании земельного участка. Указано, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. Учитывая, что имеется ранее принятое неотмененное решение Администрации Томского района "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", основания для утверждения схемы земельного участка отсутствуют.
18.05.2021 председатель СНТСН "Победа" ФИО23 обратился с заявлением в Администрацию Томского района, в котором просил предварительно согласовать предоставление и утвердить схему расположения земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: "адрес" площадью 68310 кв.м, цель использования: ведение садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер "данные изъяты", испрашиваемое право: в безвозмездное пользование, в котором также ставил вопрос о признании незаконными ранее принятых решений об отказе в предварительном согласовании предоставлении в собственность земельного участка.
Заместителем Главы Томского района - начальником Управления территориального развития Празукиным Д.К. дан ответ от 26.05.2021 N 01-05-1241 на заявление от 18.05.2021 N 1956-з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно данному ответу основанием отказа послужило решение Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории".
19.05.2021 из прокуратуры Томского района в адрес главы Администрации Томского района поступило обращение председателя СНТСН "Победа" Диулина С.А. от 30.04.2021 аналогичное обращению, ранее поступившему в адрес Администрации Томского района 18.05.2021 с просьбой о признании незаконными отказов в предоставлении земельного участка от 30.03.2020, 13.05.2020, 24.08.2020, рассмотрении заявлений административного истца и утверждении схемы расположения земельного участка.
Как следует из ответа заместителя Главы Томского района - начальника Управления территориального развития Празукина Д.К. от 28.05.2021 N 01-05-1286 на N 33-02-1885/21-0-0 от 30.04.2021 (аналогичное обращение, поступившее ранее), N 33-02-1885/21-1-0 от 19.05.2021 (обращение, поступившее из прокуратуры Томского района), принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, аналогичным указанным в ответе от 26.05.2021.
Также судами установлено, что Управлением территориального развития Администрации Томского района принят приказ от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", которым утверждена схема расположения тридцати двух земельных участков на кадастровом плане территории для ведения садоводства, категория земель - земли населенных пунктов.
Установлен срок действия настоящего приказа - два года с даты его принятия (п.3).
Как следует из представления прокурора Томского района Томской области от 16.07.2021 N 248ж-2021, 250ж-2021 проверкой было установлено, что в феврале 2021 года в Управление территориального развития Администрации Томского района вместе с заявлением ФИО25 от 01.02.2021 N 372-з о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, поступило заявление заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района о предварительном согласовании утверждении схемы расположения того же земельного участка, зарегистрированное 14.01.2021 N ЗК/21/13.
02.03.2021 по результатам рассмотрения заявления заместителя Главы экономической политики и муниципальным ресурсам Администрации Томского района от 14.01.2021 издан приказ от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории". В связи с чем, ФИО26 02.03.2021 Управлением было отказано в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверкой установлено, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка от 14.01.2021 N ЗК/21/13 также имела полное или частичное совпадение с местоположением земельных участков, образованных в соответствии с ранее принятыми решениями при утверждении схемы расположений земельных участков, срок действия которых не истек.
По результатам рассмотрения заявления СНТСН "ПОБЕДА" от 18.05.2021 о предварительном согласовании земельного участка на территории Спасского сельского поселения Управлением 26.05.2021 принято решение об очередном отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 в связи с тем, что границы испрашиваемого земельного участка, поскольку расположены в границах земельных участков, образованных приказом Управления территориального развития от 02.03.2021 N 97-з, изданном по результатам рассмотрения заявления Администрации Томского района.
На основании изложенного, прокуратурой Томского района Томской области установлено, что должностные лица Управления в нарушение норм действующего законодательства предварительного согласовали и утвердили схему расположения земельных участков для Администрации Томского района, издали приказ от 02.03.2021 N 97-з, необоснованно приняли решение об отказе в предварительном предоставлении и согласовании схемы расположения земельного участка на основании заявления ФИО27 от 18.05.2021 N 1956-з. Указано, что устранение изложенных нарушений возможно путем отмены приказа от 02.03.2021 N 97-з, повторного рассмотрения заявления заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района от 14.01.2021 N 3К/21/13, заявления ФИО28 от 18.05.2021 N 1956-з.
Согласно приказу Управления территориального развития Администрации Томского района от 20.08.2021 N 447-з в связи с вынесением представления Прокуратуры Томского района от 16.07.2021 N 248ж-2021, 250ж-2021 приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории" отменен.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о их частичном удовлетворении, признавая незаконным решения Управления территориального развития Администрации Томского район от 02.03.2021 N 01-05-459, от 26.05.2021 N 01-05-1241 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" и возлагая на Управление территориального развития Администрации Томского района обязанность рассмотреть заявление садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "ПОБЕДА" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 27.01.2021 и от 18.05.2021, суд первой инстанции указал, что, то обстоятельство, что впоследствии административным ответчиком вынесен приказ от 28.08.2021 N 447-з об отмене приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з, не свидетельствует о том, что оспариваемые действия перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным заявления заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. от 14.01.2021 N ЗК/21/13, установив, что из содержания письма от 23.08.2021 N 7ТР/21/1063 на имя Заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В, вернувшись к повторному рассмотрению заявления от 14.01.2021 N 3К/21/13 следует, что Томским районным судом Томской области вынесено определение от 06.07.2021 по делу N 2а-1618/2021 о принятии мер предварительной защиты, согласно которому приостановлено полностью действие Приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", запрещено Администрации Томского района, а также Управлению территориального развития Администрации Томского района совершать любые юридически значимые действия по распоряжению земельными участками, указанными в пункте 1 Приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", суд первой инстанции указал, что Управление территориального развития Администрации Томского района не может совершать какие-либо юридические действия в отношении указанных в заявлении от 14.01.2021 N ЗК/21/13 земельных участков. Управление территориального развития Администрации Томского района вернется к рассмотрению по существу заявления от 14.01.2021 N ЗК/21/13 после отмены мер предварительной защиты, принятых Томским районным судом Томской области в рамках рассмотрения административного дела N 2а-1618/2021.
Суд первой инстанции указал, что что само по себе оспариваемое заявление Заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. от 14.01.2021 N ЗК/21/13 не повлекло для административного истца правовых последствий в виде нарушения прав, свобод и законных интересов, которое требовало бы судебной защиты в указанной части административных исковых требований, административным истцом избран ошибочный способ защиты своих прав и законных интересов, у суда отсутствуют правовые основания для признания названого заявления незаконным.
Также суд первой инстанции указал, что из положений ст.ст. 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой промежуточное решение органа местного самоуправления и является по существу предварительным одобрением и поводом для совершения заинтересованным лицом дальнейших действий, направленных на возможное получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а сама по себе заявление об утверждении данной схемы не влечет возникновение либо прекращение гражданских прав и обязанностей, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельным участком, как у административного истца, так и у административного ответчика как органа, уполномоченного распоряжаться земельным участком, и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы административного истца.
Отказывая в удовлетворении требований в части обжалования решений Администрации Томского района от 30.03.2020 N 02-33/1081, 13.05.2020 N01-05-427, 24.08.2020 N 01-1164, от 10.12.2020 N 01-05-2090, суд первой инстанции указал, что административным истцом пропущен процессуальный срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку юридически значимым обстоятельством для определения начала течения срока на обжалование решения органа государственной власти является момент, когда лицо впервые узнало о нарушении его прав и свобод и административным истцом каких-либо доказательств наличия объективных обстоятельств, являющихся уважительной причиной пропуска указанного процессуального срока не представлено, и в судебном заседании таких обстоятельств не установлено, что в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 219 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции указал, что на 26.11.2020 административному истцу было известно об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, отраженных в оспариваемых ответах Администрации Томского района от 30.03.2020 N 02-33/1081, 24.08.2020 N 01-1164; на 30.04.2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, отраженных в оспариваемых ответах Администрации Томского района от 13.05.2020 N01-05-427, от 10.12.2020 N 01-05-2090. Административному истцу было известно о ранее принятых решениях об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, о чем свидетельствуют также письменные пояснения председателя СНТСН "ПОБЕДА" ФИО29 к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 26.11.2020, в которых он указывает, что ранее письмами администрации Томского района от 30.03.2020 N 02-33/1081, 24.08.2020 N 01-1164 было незаконно отказано в согласовании в согласовании. Также в заявлении председателя СНТСН "ПОБЕДА" ФИО30 адресованном Главе Томского района от 30.04.2021 указано на неоднократное обращение в Администрацию Томского района с заявлениями о предварительном согласовании земельного участка, а именно 29.04.2020, 26.11.2020, 27.01.2021, в ответ на которые получены отказы в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Кроме того, Административным истцом каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного иска в суд в установленный законом срок, не приведено, тогда как в силу п. 2 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства обязанность доказывания обстоятельств соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Настоящее административное исковое заявление направлено в суд почтовым отправлением 03.06.2021.
Суд первой инстанции также указал, что обращаясь с настоящим административным иском в суд административным истцом не представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым письмом Первого заместителя Главы Томского района - начальника Управления территориального развития Празукина Д.К. от 24.08.2020 N 01-05-1164 на заявление от 23.07.2020 N 01-04-278, поскольку указанным письмом вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка не разрешался, письмо не является решением органа местного самоуправления, а ответом на обращение, содержащем сведения о порядке получения запрошенной информации.
Суд первой инстанции, указав, что определением судьи от 10.06.2021 СНТСН "ПОБЕДА" предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления до принятия решения судом по настоящему делу, взыскал с Администрации Томского района в пользу муниципального образования "Город Томск" государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Апелляционная инстанция оценивая законность решения суда первой инстанции указала, что административный истец обращался с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающем возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет. Порядок такого предоставления установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Апелляционная инстанция указала, что в соответствии с пунктом 3.1.31 Положения об Управлении территориального развития Администрации Томского района, утвержденного решением Думы Томского района от 31.01.2019 N 272 Управление принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков. Рассмотрение указанных заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, являлось необходимым этапом его предоставления в безвозмездное пользование и отнесено к компетенции административного ответчика - Управления территориального развития Администрации Томского района.
Апелляционная инстанция установив, что в качестве правового основания отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в ответах от 30.03.2020, 13.05.2020 указано положение подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек), а именно, тот факт, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельные участки, которые ранее предоставлены гражданам в пользование на основании решений Администрации Томского района "О формировании земельных участков в с. Батурино". Иных оснований в предварительном согласовании предоставления земельного участка указанные ответы не содержат. Также указав, что доказательств наличия указанных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не представлено, пришла к выводу, что правовых оснований для признания указанных ответов законными у суда первой инстанции не имелось.
Оценивая правильность выводов суда первой инстанции в части пропуска административным истцом срока для обращения в суд, апелляционная инстанция критически отнеслась к доводам административного истца, что моментом, когда СНТСН "Победа" стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов со стороны Администрации Томского района, является дата не ранее 28.05.2021, поскольку в этот день получено письмо Управления территориального развития Администрации Томского района от 28.05.2021 N 01-05-1286, содержащее отказ, основанием для которого послужил Приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з.
Апелляционная инстанция установив, что административный истец обратился с иском 03.06.2021, то есть спустя 7 месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и учтя, что постановление Администрации Томского района N 97-з от 02.03.2021 не являлось и не могло являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка на момент дачи ответов от 30.03.2020 и от 13.05.2020, согласилась с выводами суда первой инстанции, что административным истцом каких-либо доказательств наличия объективных обстоятельств, являющихся уважительной причиной пропуска указанного процессуального срока, не представлено и таких обстоятельств не установлено.
Апелляционная инстанция установив, что письмом от 24.08.2020 N 01-05-1164 на заявление от 23.07.2020 первым заместителем Главы Томского района - начальником Управления территориального развития Празукиным Д.К. дан ответ, в котором указано, что для получения правоустанавливающих документов, а именно заверенных копий постановлений Администрации Томского района от 09.06.2010 N 1533-з, от 12.07.2012 N 1656-з, от 02.07.2010 N 1857-з, от 10.11.2011 N 2282-з, от 08.06.2010 N 1521-з, от 19.12.2016 N 858 заявитель может обратиться в Архивный отдел Администрации Томского района, пришла к выводу, что что указанный ответ законных прав и интересов административного истца не нарушает, поскольку он содержит лишь разъяснение порядка получения соответствующих документов, а не отказ в их предоставлении.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока на обращение в суд в части оспаривания ответа административного ответчика от 10.12.2020, которым заявление СНТСН "Победа" о предварительном согласовании предоставления земельного участка возвращено в связи с отсутствием документа, предусмотренного пунктом 81 Перечня, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 N 1, а именно, решения общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельного участка, предназначенного для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, поскольку суд первой инстанции в обоснование вывода о пропуске установленного законом срока на обращение в суд сослался на соответствующий реестр почтовых отправлений, согласно которому решение о возврате заявления от 10.12.2020 N 01-05-2020 направлено в адрес административного истца 16.12.2020. В то же время указанный реестр с отметкой Почты России о принятии соответствующего почтового отправления для направления в адрес СНТСН "Победа" в материалах дела отсутствует, представленный административным ответчиком реестр простых писем (т. 1 л.д. 198) таковым не является. Также из обращения административного истца от 30.04.2021 в адрес Главы Администрации Томского района и прокурора Томского района следует, что им оспаривается, в том числе, и ответ от 10.12.2021.
Апелляционная инстанция пришла к выводу, что административный истец узнал о нарушении своих прав решением от 10.12.2020 не ранее 30.04.2021, и соответственно, срок на обращение в суд им не пропущен.
В силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Такой перечень утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", в силу требований пункта 81 которого административный истец должен был предоставить при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, решение общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельным участком.
Оценивая законность решения от 10.12.2020, судебная коллегия указала, что решение общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельным участком к заявлению, зарегистрированному 30.11.2020, приложено не было, решение общего собрания от 26.12.2020 впоследствии представлено с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 27.01.2021. Соответственно, решение от 10.12.2020 о возвращении заявления соответствовало требованиям закона.
Оценивая обоснованность решения суда первой инстанции в части признания незаконным отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка от 02.03.2021, апелляционная инстанция согласилась с данным выводом, указав, что согласно указанному ответу и.о. начальника Управления территориального развития Администрации Томского района Елизаровой А.А. на заявление СНТСН "Победа" от 01.02.2021 N 372-з основанием отказа послужило то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не могла быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. В связи с этим данный ответ содержал ссылку на ранее принятое решение Администрации Томского района "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории". Доказательств наличия указанных оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка суду не представлено. Судебная коллегия критически оценила указание административных ответчиков на то, что под указанным решением имелось в виду решение Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", поскольку, во-первых, ссылка на него в оспариваемом ответе отсутствует, а, во-вторых, указанное постановление отменено приказом от 28.08.2021 N 447-з "Об отмене приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з".
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения от 26.05.2021 N 01-05-1241 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который пришел к данному выводу исходя из того, что впоследствии административным ответчиком вынесен приказ от 28.08.2021 N 447-з об отмене приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з, что не свидетельствует о том, что оспариваемые действия перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, апелляционная инстанция отнеслась критически к указанному выводу, указав, что судом первой инстанции не учтено, что согласно ответу от 20.08.2021 Управления территориального развития Администрации Томского района решение об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка от 26.05.2021, принятое по заявлению N 1986-з от 18.05.2021, отменено, и административному истцу разъяснено, что заявление будет рассмотрено после отмены мер предварительной защиты, установленных определением Томского районного суда Томской области от 06.07.2021.
Апелляционная инстанция пришла к выводу, что учитывая, что форма решения об отмене ранее принятого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка законом не установлена, оснований для признания указанного решения незаконным и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца от 18.05.2021 у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, апелляционная инстанция указала, что судом первой инстанции при рассмотрении дела фактически не дана правовая оценка решению об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 28.05.2021.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения Управления территориального развития Администрации Томского района от 28 мая 2021 г. N 01-05-1286 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и принимая в указанной части новое решение о признании незаконным решение Управления территориального развития Администрации Томского района от 28 мая 2021 г. N 01-05-1286 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка апелляционная инстанция исходила из следующего.
Как следует из материалов дела 30.04.2021 СНТСН "Победа" в адрес Главы Томского района и прокурора Томского района направлены идентичные заявления, в которых ставился вопрос о признании незаконными отказов в предварительном согласовании представления земельного участка и заявлялось требование о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к указанным заявлениям приложены, в том числе, заявление о предварительном предоставлении земельного участка и все необходимые для его рассмотрения документы, предусмотренные статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответом от 28.05.2021 СНТСН "Победа" вновь отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом по своему содержанию ответ от 28.05.2021 повторяет содержание ответа от 26.05.2021.
Согласно указанному ответу заместителем Главы Томского района рассмотрены заявления СНТСН "Победа" от 30.04.2022 и 19.05.2021, принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Согласно данному ответу основанием отказа, как и при принятии решения от 26.05.2021, послужило решение Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории". Указанные ответы от 26.05.2021 и от 28.05.2021 идентичны.
Апелляционная инстанция установила, что прокурорский проверкой установлено, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка от 14.01.2021 N ЗК/21/13, также имела полное или частичное совпадение с местоположением земельных участков, образованных в соответствии с ранее принятыми решениями при утверждении схемы расположений земельных участков, срок действия которых не истек, в связи с чем прокурором Томского района в адрес Главы Томского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого издан приказ Управления территориального развития Администрации Томского района от 20.08.2021 N 447-з об отмене в связи с вынесением представления Прокуратуры Томского района от 16.07.2021 N 248ж-2021, 250ж-2021 приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", и принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств полного или частичного совпадения границ испрашиваемого СНТСН "Победа" земельного участка с границами земельных участков, схемы расположения которых утверждены приказом Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории", пришла к выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в ответе от 28.05.2021 N 01-05-1286, является незаконным.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа требований о признании незаконным бездействия Администрации Томского района Томской области, выразившегося в неисполнении положений пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской федерации и принимая в указанной части новое решение о признании незаконным бездействие Администрации Томского района Томской области, выразившееся в неисполнении требований пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в не направлении в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения от 2 марта 2021 г. об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в орган регистрации прав указанного решения с приложением схем расположения земельных участков апелляционная инстанция указала, что невыполнение требований пункта 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления привело, с учетом оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, к нарушению прав административного истца, поскольку он был лишен возможности на основании представленных сведений, размещаемых на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, подготовить схему расположения земельного участка, соответствующую закону.
Отменяя решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 г. в части взыскания с Администрации Томского района в пользу муниципального образования "Город Томск" государственной пошлины в размере 2000 рублей, апелляционная инстанция указала, что судом не разрешался вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с обращением в суд, поскольку таких требований административным истцом не заявлялось, в связи с тем, что государственная пошлина им не была уплачена, оснований для взыскания государственной пошлины с административного ответчика -Администрации Томского района не имелось.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда первой инстанции в неотмененной апелляционным определением части и апелляционного определения законными и обоснованными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, нарушение судами норм права не подтверждают.
Порядок предоставления в собственность земельного участка установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 39.14 Земельного кодекса Российской федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления муниципального района.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании представления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
В соответствии с пунктом 3.1.31 Положения об Управлении территориального развития Администрации Томского района, утвержденного решением Думы Томского района от 31.01.2019 N 272 Управление принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
При разрешении требований в обжалованной части судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов в обжалованной части установленным обстоятельствам соответствуют, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права не допущено.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии судебных актов требованиям законодательства носят субъективный характер, нарушение судами норм права не подтверждают, оснований для отмены судебных актов в обжалованной части по доводам, изложенным в кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Доводы кассатора об ошибочности выводов судов первой и апелляционной инстанций о пропуске срока для обращения в суд, являются несостоятельными, данные доводы были предметом судебной проверки в суде апелляционной инстанции, которым апелляционной инстанцией дана правильная правовая оценка. Доводы кассатора основаны на субъективной оценке норм процессуального права и обстоятельств дела.
Не могут служить основанием к отмене судебных актов доводы кассатора об ошибочности выводов судов о том, что заявление заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района И.В. Гекендорф от 14.01.2021 NЗК/21/13 не повлекло для административного истца нарушения прав, свобод и законных интересов, данные доводы жалобы были предметом оценки суда апелляционной инстанции, которые обоснованно отклонены апелляционной инстанцией как несостоятельные.
Согласно заявлению заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам Гекендорф И.В. от 14.01.2021 она обратилась к заместителю Главы Томского района - начальнику Управления территориального развития в соответствии положениями статей 11.3, 11.10, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 6 Закона Томской области N 100-ОЗ от 09.07.2015 "О земельных отношениях в Томской области" с целью утверждения схемы расположения земельных участков в целях дальнейшего предоставления участков льготным категориям граждан (т. 1 л.д. 242).
Согласно положениям пункта 3 части 1, части 3 статьи 6 Закона Томской области N 100-ОЗ от 09.07.2015 "О земельных отношениях в Томской области" предусмотрена возможность предоставления земельных участков для ведения садоводства - гражданам, имеющим на день постановки на учет для получения земельного участка трех и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ними. При этом решение о предоставлении земельных участков гражданам, указанным в пункте 3 части 1 данной статьи, принимается только в отношении земельных участков, поставленных в установленном действующим законодательством порядке на кадастровый учет исполнительным органом государственной власти Томской области по управлению государственным имуществом Томской области или органом местного самоуправления.
В соответствии с должностной инструкцией заместителя Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам, заместитель главы наделен полномочиями по осуществления прав владения, пользования и распоряжения земельными участками, в том числе, государственная собственность на которые не разграничена (пункты 4, 6 инструкции), а также полномочиями по реализации на территории Томского района нормативных актов органов государственной власти Томской области. Соответственно, Гекендорф И.В. была наделена полномочиями по обращению к уполномоченному должностному лицу с заявлением об утверждении схемы образования земельных участков в целях их последующего предоставления соответствующим категориям граждан.
В соответствии с Положением "Об Управлении земельно-имущественных отношений Администрации Томского района", административным регламентом "Предоставление муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его образования из земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район" и земельных участков собственность на которые не разграничена" (утвержден постановлением Администрации Томского района N 363 от 19.10.2020) полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка отнесены к полномочиям Управления земельно-имущественных отношений Администрации Томского района.
Апелляционная инстанция обоснованно пришла к выводу, что в данном случае уполномоченное должностное лицо - заместитель Главы Томского района по экономической политике и муниципальным ресурсам обратилась в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы образования земельных участков. Вопросы целесообразности и законности утверждения схемы образования земельных участков в тех или иных границах в предмет рассмотрения по настоящему делу не входят, в том числе, в связи с отменой приказа Управления территориального развития Администрации Томского района от 02.03.2021 N 97-з "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории".
Апелляционной инстанцией правильно сделан вывод, что сами по себе действия должностного лица по обращению с заявлением об утверждении схемы образования земельных участков прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Довод кассатора о том, что срок рассмотрения заявления заместителя Главы по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района И.В. Гекендорф превысил в 1, 5 раза предусмотренный Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" тридцатидневный срок, а также довод кассатора об умышленных действиях должностных лиц Администрации Томского района по предварительному сговору, направленных на незаконное отчуждение испрашиваемого земельного участка, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не являлись предметом рассмотрения по настоящему делу и правового значения не имеют.
Довод кассатора о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции об отмене решения суда в части взыскания государственной пошлины с Администрации Томского района, является несостоятельным, апелляционной инстанцией сделан правильный вывод со ссылкой на подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено освобождение органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве административных истцов или административных ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
Отмена решения суда первой инстанции в указанной части прав и законных интересов кассатора не нарушает, государственная пошлина им уплачена не была, при подаче административного иска кассатором было заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины, которое судом первой инстанции было удовлетворено, СНТСН "Победа" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до принятия решения судом.
Принимая во внимание, что государственная пошлина не подлежит взысканию с лица, в пользу которого состоялось решение, а также то, что в соответствии с нормами налогового законодательства орган местного самоуправления подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, судом апелляционной инстанции обоснованно отменено решение суда первой инстанции в указанной части.
Оценив правильность применения норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов в обжалованной части по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделён.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены решения суда первой инстанции в неотмененной апелляционным определением части и апелляционного определения в обжалованной части по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Томского районного суда Томской области от 25 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 26 августа 2022 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.