Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В., и судей Заскалько О.В., Рачиной К.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иосебашвили Э.Х., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Беловой А.С. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 7 июня 2022 года, которым постановлено:
Иск Ивлева О.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав удовлетворить частично.
Приказ начальника Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области N 441-лс от 19 октября 2021 года в части внесения изменений в приказ начальника Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области N 79-лс от 25 февраля 2021 года о расторжения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы Ивлева О.В. признать незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области назначить Ивлеву О.В. пенсию исходя из расчета его выслуги в.., продолжительность которой также учитывать при выплате единовременного пособия.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.;
установила:
Ивлев О.В. обратился в суд с иском к ответчику Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области, просил признать незаконными действия ответчика по исключению из расчета выслуги лет для начисления пенсии периода службы с 20 января 2000 года по 29 мая 2000 года в Республике Казахстан; признать незаконным приказ N 441-лс от 19 октября 2021 года УФСИН Московской области; возложить на ответчика обязанность назначить выплату пенсии в размере, соответствующем ранее установленной выслуги лет в календарном исчислении...
В обоснование заявленных требований истец Ивлев О.В. указал, что проходил службу в УФСИН по Московской области. При увольнении со службы приказом УФСИН от 25 февраля 2021 года N 79-ЛС по состоянию на 3 июня 2021 года установлена выслуга лет в календарном исчислении... При согласовании расчета выслуги лет с отделением пенсионного обеспечения УФСИН России по городу Москве выслуга лет истца была пересмотрена, в связи с чем, пунктом 4 приказа УФСИН от 19 октября 2021 года N 441-лс в приказ УФСИН от 25 февраля 2021 года N 79-лс в части установления выслуги лет внесены следующие изменения: выслуга лет (общая продолжительность службы) по состоянию на 3 июня 2021 года составляет в календарном исчислении... На основании этого размер назначенной пенсии был уменьшен. Полагая свои права нарушенными, Ивлев О.В. обратился в суд с данным иском.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заслушав объяснения представителя ответчика Головнина И.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Ивлева О.В, представителя истца Обухова А.Ю, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом УФСИН от 25 февраля 2021 года N 79-лс "О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении сотрудников со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации...
Выслуга лет (общая продолжительность службы) по состоянию на 3 июня 2021 года составила календарно...
Расчет выслуги лет, согласованный с пенсионным органом, объявляется увольняемому сотруднику. При этом сотрудником кадрового подразделения разъясняются вопросы, связанные с исчислением выслуги лет и социальной защитой.
Согласно правовой позиции ответчика при проверке расчета выслуги лет Ивлева О.В. были выявлены недостатки в составлении расчета.
Для устранения выявленных недостатков Учреждением были направлены запросы в государственное учреждение "Департамент полиции Восточно-Казахстанской области Министерства внутренних дел Республики Казахстан", в филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и республиканское государственное учреждение "Департамент уголовно-исполнительной системы по Восточно-Казахстанской области Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан" о подтверждении периодов службы Ивлева О.В.
В результате изучения полученных сведений ответчиком было установлено, что в выслугу лет Ивлева О.И. неправомерно был засчитан период службы в органах внутренних дел Республики Казахстан до присвоения первого специального звания с 20 января по 30 мая 2000 года, что повлекло неправильное исчисление стажа службы (выслуги лет) для выплаты надбавки за выслугу лет и определение Ивлевым О.В. даты увольнения из уголовно-исправительной системы.
После составления окончательного расчета выслуги лет и утверждения его в отделе пенсионного обеспечения, на основании письма ИК-6 исх. N 51/ТО/54/12 от 12 октября 2021 года пунктом 4 приказа УФСИН от 19 октября 2021 года N 441-лс внесены следующие изменения в приказ УФСИН от 25 февраля 2021 года N 79-лс:...
Разрешая спор, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Соглашения от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств", Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941, исходя из того, что для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, сотрудникам органов внутренних дел в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается служба в порядке, установленном законодательством сторон, где они проходили службу, истцу при увольнении была назначена пенсия за выслугу лет в календарном исчислении...
Также суд отклонил довод ответчика о пропуске месячного срока для обращения в суд в связи с иском об оспаривании приказа о внесении изменений в выслугу лет, со ссылкой на ч. 3 ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учитывая, что спор не связан с законностью увольнения.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, характер спорных правоотношений, к которым применил нормы материального права, их регулирующие.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 действие данного закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 данного Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лицам, указанным в статье 1 данного закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее - Порядок от 22 сентября 1993 г. N 941).
Согласно абзацу 6 пункта 1 Порядка от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет включается военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных аварийно-спасательных формированиях), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных аварийно-спасательных формирований), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом пункта 1).
В соответствии со статьей 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу этой же статьи удержание излишне уплаченных сумм с пенсионера производится только в случае подтверждения злоупотребления с его стороны.
В соответствии с пунктом 52 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. N 7, при изменении выслуги лет, влияющей на размер выплачиваемой пенсии, кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника готовится новый расчет выслуги лет, который приобщается к материалам пенсионного дела.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее по тексту - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 г, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее по тексту - Соглашение от 24 декабря 1993 г.).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 г. определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают Министерства внутренних дел Сторон.
Статьей 11 Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан (заключено в г. Омске 9 января 1993 г.) определено, что стороны не будут препятствовать переводу своих работников на службу в органы, подразделения и учреждения другой Стороны. При этом вопросы сохранения таким работникам стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, присвоения специальных званий, оплаты труда, предоставления прав и льгот, назначения государственных пенсий в размерах, установленных для работников органов внутренних дел той Стороны, куда осуществлен перевод, будут решаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан, нормативными актами Сторон о прохождении службы в органах внутренних дел. Вопросы регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей, постоянно проживающих на территории государств Сторон, будут решаться в соответствии с законодательством государств Сторон и межгосударственными соглашениями.
В соответствии с Соглашением стран СНГ от 6 июля 1992 г. "О статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств", вступившим в силу для Российской Федерации с 23 октября 1992 г, Экономический суд осуществляет толкование применения положений, соглашений, других актов Содружества и его институтов.
В Решении Экономического суда Содружества Независимых Государств, N 01-1/1-07 от 20 сентября 2007 г. о толковании применения части 1 статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г. указано на то, что право на пенсию за выслугу лет бывшими сотрудниками органов внутренних дел государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года может быть реализовано в любое время и в любом из государств-участников на условиях, по нормам и в порядке, установленными законодательством государства, на территории которого эти сотрудники постоянно проживают, и независимо от того, приобрели они данное право по законодательству места прохождения службы или нет. Вместе с тем расчет выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, как это предусмотрено частью первой статьи 2 Соглашения, осуществляется по законодательству государства, в котором они проходили службу.
Данное толкование части 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданного в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных п. 5 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 6 июля 1992 г, и является официальным.
Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что по месту прохождения службы в Республике Казахстан периоды с... в Республике Казахстан периода являются незаконными.
Обстоятельства того, что срок прохождения первоначальной профессиональной подготовки включается в стаж правоохранительной службы (в выслугу лет), при этом включение в стаж не связано с наличием на момент прохождения специального первоначального обучения специального звания, а время нахождения сотрудника в распоряжении правоохранительного органа засчитывается в стаж службы также как и служба в должности инспектор отдела коммунально-бытового и интендантского обеспечения филиала N...
Доводы апелляционной жалобы ответчика в целом выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств произведенной в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иных доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 7 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.