Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Тришкиной М.А, судей Балашова А.Н, Лемякиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гольдфарба М.В. к Ерохиной Д.А. о взыскании неосновательного обогащения
по кассационной жалобе Гольдфарба М.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 25 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 5 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Балашова А.Н, судебная коллегия
установила:
Гольдфарб М.В. обратился в суд с иском к Ерохиной Д.А. о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указано, что истец в период с 25 декабря 2020 г. по 30 декабря 2020 г. он ошибочно совершил шесть денежных переводов на счёт ответчика на общую сумму 103 000 рублей.
Ссылаясь на данные обстоятельства и полагая, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, истец просил взыскать с ответчика указанные денежные средства, а также судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме 20 000 рублей и государственной пошлины - 3 000 рублей.
Решением Советского районного суда г. Орла от 25 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 5 октября 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить вышеуказанные судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
От Ерохиной Д.А. поступили возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в возражениях на кассационную жалобу, в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в период с 25 декабря 2020 г. по 30 декабря 2020 г. осуществил шесть переводов денежных средств ответчику, всего на сумму 103 000 рублей.
Ссылаясь на то, что данные переводы ответчику были совершены ошибочно, поскольку в указанный период проводилась оплата расходов за ремонт квартиры, истец полагал, что ответчик неосновательно обогатился, при этом договоры дарения между сторонами не заключались.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик Ерохина Д.А. ссылалась на то, что произведенные истцом переводы были сделаны ввиду сложившихся между сторонами близких отношений, истец ухаживал за ней, дарил подарки, переводил денежные средства. Происходило это в период, когда ответчик Ерохина Д.А. временно проживала в г. Санкт-Петербург, работала в гостинице, в подтверждение чего представила переписку с гостиницей, из которой следует, что с 25 по 26 декабря 2020 г. стороны совместно прибывали в отеле.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что стороны состояли в близких отношениях, пришел к выводу, что несение истцом материальных затрат на протяжении периода нахождения в близких отношениях с ответчиком осуществлялось им добровольно, в силу личных отношений сторон и никакими обязательствами не было обусловлено, истец не мог не знать об отсутствии между ним и ответчиком каких-либо обязательств, вызывающих необходимость перечисления денежных средств ответчику, при этом доказательств наличия оснований для их возврата истцом не представлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Нарушений норм материального и процессуального права по доводам кассационной жалобы не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Указанная статья Гражданского кодекса Российской Федерации дает определение понятия неосновательного обогащения и устанавливает условия его возникновения.
Так, обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех обязательных условий: имеет место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества произведено за счет другого лица; приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке, то есть происходит неосновательно.
В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца и правовые основания для такого обогащения отсутствуют. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, наличие правовых оснований для такого обогащения либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
С учетом названной нормы денежные средства и иное имущество не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, если будет установлено, что воля передавшего их лица осуществлена в отсутствие обязательств, то есть безвозмездно и без встречного предоставления - в дар либо в целях благотворительности.
Таким образом, указанной нормой введено правило, исключающее возможность требовать обратно деньги или иное имущество, если передавшее их лицо заведомо знало, что делает это при отсутствии у него какой-либо обязанности и осознавало отсутствие этой обязанности.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применив указанные нормы и оценив представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец не доказал наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовались при рассмотрении дела приведенными выше нормами законодательства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, и дав им надлежащую оценку.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что денежные средства истец ошибочно перевел ответчику, поскольку в спорный период производил ремонт в квартире, о том, что истец не знаком с ответчиком, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию истца при разбирательстве дела в судах предыдущих судебных инстанций, которые в свою очередь получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, свидетельствуют о несогласии с установленными судами фактическими обстоятельствами, выводами судов и не могут повлечь отмену судебного постановления.
В целом доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 25 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 5 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гольдфарба М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.