Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбуновой Л.Ю. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, возложении обязанности по включению в специальный страховой стаж периодов работы, курсов повышения квалификации, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, по кассационной жалобе государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 15 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Горбунова Л.Ю. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ГУ ОПФР по Волгоградской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, возложении обязанности по включению в специальный страховой стаж периодов работы, курсов повышения квалификации, признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что 11 августа 2020 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в удовлетворении которого решением ответчика от 8 сентября 2020 года N ей было отказано. Основанием к отказу в назначении требуемой пенсии послужило отсутствие у нее необходимого специального стажа 30 лет. При этом пенсионным органом не включены в специальный страховой стаж периоды её работы с 2 апреля 1992 года по 21 июля 1996 год и с 14 ноября 1997 года по 28 апреля 1999 год в должности фельдшера лаборанта Лаборатории клинической диагностики и СПИД, а также курсы повышения квалификации с 12 апреля по 12 мая 2016 года.
Полагая свои пенсионные права нарушенными, истец просила признать незаконным решение пенсионного органа в части отказа во включении в её специальный страховой стаж указанных выше периодов, возложить на пенсионный орган обязанность включить в специальный стаж спорные периоды её работы и период нахождения курсов повышения квалификации, а также признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения, но не ранее возникновения права.
Решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 15 июня 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Решение государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 3 от 8 сентября 2020 года N (правопреемник ГУ - ОПФР по Волгоградской области) в части не включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости Горбуновой Л.Ю. периодов работы с 2 апреля 1992 года по 21 июля 1996 год и с 14 ноября 1997 года по 28 апреля 1999 год в должности фельдшера лаборанта Лаборатории клинической диагностики и СПИД, не включения курсов повышений квалификации с 12 апреля 2016 года по 12 мая 2016 года признано незаконным.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж Горбуновой Л.Ю. в календарном исчислении период работы с 2 апреля 1992 года по 21 июля 1996 год и с 14 ноября 1997 года по 28 апреля 1999 год в должности фельдшера лаборанта Лаборатории клинической диагностики и СПИД; период нахождения на курсах повышения квалификации с 12 апреля 2016 года по 12 мая 2016 год.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 сентября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, просит постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 11 августа 2020 года Горбунова Л.Ю. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Решением ответчика от 8 сентября 2020 года N истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого специального стажа 30 лет. Согласно оспариваемому решению специальный стаж работы Горбуновой Л.Ю. составляет 23 года 9 месяцев 6 дней.
Принимая решение об отказе во включении в специальный стаж периодов работы Горбуновой Л.Ю. с 2 апреля 1992 года по 21 июля 1996 год (4 года 3 месяца 19 дней) и с 14 ноября 1997 года по 28 апреля 1999 год (1 год 5 месяцев 14 дней) в должности фельдшера-лаборанта Лаборатории клинической диагностики и СПИД, пенсионный орган, указав на отсутствие в выписке из ИЛС застрахованного лица кода особых условий труда, исходил из того, что наименование учреждения "Лаборатория клинической диагностики СПИД" не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирована 21 октября 1997 года, в связи с чем оспариваемые периоды работы имели место как до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, так и после неё.
Из копии трудовой книжки истца, представленной в материалы дела, следует, что на основании приказа от 1 августа 1989 года Nк Горбунова Л.Ю. (ранее - Ребрикова, Колесникова) принята на работу в Городскую больницу N 11 на должность фельдшера-лаборанта.
Согласно записям в трудовой книжке N, N от 1 апреля 1992 года в связи с выделением Клинической лаборатории СПИД в самостоятельное лечебное учреждение Горбунова Л.Ю. уволена с занимаемой должности по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР в порядке служебного перевода и назначена на должность фельдшера-лаборанта поликлиники N.
В соответствии со справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда от 22 ноября 2019 года N, выданной ГУЗ "Консульта-тивно-диагностическая поликлиника N 2", Горбунова Л.Ю. в период с 1 апреля 1992 года по 13 марта 2009 год работала в ММУ "Лаборатория клинической диагностики и СПИД" в должности фельдшера- лаборанта в объеме 0, 1 ставки полный рабочий день; указанная работа даёт право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ N 400-ФЗ. Достоверность указанной справки и содержащихся в ней сведений подтверждена справкой ГУЗ "Консультативно-диагностическая поликлиника N2" от 5 мая 2022 года N.
Из копии приказа ММУ "Лаборатория клинической диагностики и СПИД" N-к от 1 апреля 1992 года следует, что Горбунова (Ребрикова) Л.Ю. зачислена в самостоятельное лечебное учреждение из состава Горбольницы N 11 с 1 апреля 1992 года на штатную должность фельдшера-лаборанта поликлиники N 2.
На основании постановления администрации Краснооктябрьского района от 9 марта 1992 года N-п "Лаборатория клинической диагностики и СПИД" выделена в самостоятельное лечебное учреждение из состава Городекой больницы N 11. С 24 апреля 1999 года муниципальное медицинское учреждение "Лаборатория клинической диагностики и СПИД" переименовано в муниципальное медицинское учреждение здравоохранения "Консультативно-диагностическая поликлиника "Анти-СПИД"; с 23 января 2003 года муниципальное медицинское учреждение здравоохранения "Консультативно-диагностическая поликлиника "Анти-СПИД" переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения "Консульта-тивно-диагностическая поликлиника "Анти-СПИД"; 11 марта 2008 года на основании распоряжения администрации г. Волгограда, департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда от 21 февраля 2008 года N-р муниципальное медицинское учреждение "Консультативно-диагностическая поликлиника "Анти-СПИД" переименовано в муниципаль-ное учреждение здравоохранения "Консультативно-диагностическая поликлиника N1", а затем на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 24 декабря 2012 года N в государственное учреждение здравоохранения "Консультативно диагностическая поликлиника N1". С 1 декабря 2015 года государственное учреждение здравоохранения "Консультативно-диагностическая поликлиника N1" реорганизовано путём присоединения к государственному учреждению здравоохранения "Консультативно-диагностическая поликлиника N 2" (приказ от 1 декабря 2015 года N-ОД).
Разрешая спор и удовлетворяя требования в части признания незаконным решения и возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж работы истца спорные периоды, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что льготный характер работы истца подтверждается справкой ГУЗ "Консультативно-диагностическая поликлиника N 2" от 22 ноября 2019 года N, а занимаемая ею должность и наименование учреждения, соответствуют Спискам должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Удовлетворяя требования в части включения в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции исходил из положений трудового законодательства Российской Федерации, которыми предусмотрены включение в специальный лечебный стаж периодов работы в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений и курсов повышения квалификации.
При разрешении требований о возложении на пенсионный орган обязанности назначить истцу страховую пенсию досрочно, суд первой инстанции, установив, что с учетом включенных пенсионным органом и периодов, определенных к зачету в специальный стаж судом, общая продолжительность специального стажа истца на дату ее обращения в пенсионный орган составила менее 30 лет, не усмотрел оснований для удовлетворения требований о возложении на пенсионный орган обязанности назначить страховую пенсию досрочно.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они сделаны с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в сельской местности не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, и установив, что факт осуществления истцом лечебной деятельности в учреждениях и должностях, поименованных соответствующими списками, в спорные периоды, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периодов работы Горбуновой Л.Ю. с 2 апреля 1992 года по 21 июля 1996 год (4 года 3 месяца 19 дней) и с 14 ноября 1997 года по 28 апреля 1999 год (1 год 5 месяцев 14 дней) в должности фельдшера-лаборанта Лаборатории клинической диагностики и СПИД, являются обоснованными.
Также, судебная коллегия признает обоснованными выводы судов нижестоящих инстанций о возложении на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца период нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, так как в указанные периоды истцу выплачивалась заработная плата, отчислялись страховые взносы в пенсионный фонд, и учитывая, что периоды работы истца до 12 апреля 2016 года и после 13 мая 2016 года включены ответчиком в специальный стаж истца в бесспорном порядке, суды обоснованно указали, что у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для отказа во включении в специальный стаж истца спорного периода нахождения на курсах повышения квалификации.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения норм процессуального права, в том числе при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного характера.
Иные основания, влекущие отмену либо изменение оспариваемых судебных постановлений, также не установлены.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 15 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Н.Н. Мартынова
С.А.Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.