Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г. Североморск и г. Островной Мурманской области на решение Североморского районного суда Мурманской области от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 18 января 2023 года по административному делу 2а - 1754/2023 по административному исковому заявлению Синюкова В. И. о присуждении, компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Синюков В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г. Североморск и г. Островной (далее - МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной), Министерству внутренних дел Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с января по апрель 2008 г. содержался в изоляторе временного содержания МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной. Административный истец полагает, что в указанный период времени содержался в условиях, унижающих его человеческое достоинство, а именно: в камерах ИВС нарушены нормы санитарной площади, не было окон, оборудованного санузла, не было достаточного освещения и вентиляции, отсутствовало обеспечение предметами первой необходимости и средствами личной гигиены; в камерах нарушался температурный режим, не соблюдались надлежащие санитарно - бытовые условия; отсутствовало медицинское обслуживание, не имелось радиоточки и прогулочного двора, в связи с чем, он был вынужден терпеть неудобства, испытывал нравственные страдания.
Решением Североморского районного суда Мурманской области от 21 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 18 января 2023 года, исковые требования Синюкова В.И. удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие МВД России по ЗАГС) г. Североморск и г. Островной по необеспечению Синюкову В.И. надлежащих условий содержания под стражей. С Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Синюкова В.И. взыскана компенсация за нарушение, условий содержания в изоляторе временного содержания в размере 8000 рублей. В остальной части административных исковых требований Синюкову В.И. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 03 марта 2023 года представитель заявителей просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушения судами норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указали на пропуск административным истцом срока обращения с данным исковым заявлением.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Права подозреваемых и обвиняемых закреплены в статье 17 названного Закона, в том числе право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (пункт 11 части 1).
В соответствии с пунктом 130 приказа МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" (далее Правила) подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, "данные изъяты" - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (пункт 42 Правил).
Пунктом 45 Правил предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно пункту 132 Правил прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки "данные изъяты" предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N699 утверждено Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, которым в свою очередь закреплено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляет в том числе нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 1, подпункт 4 пункта 11).
МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, на которое распространяется действие настоящего Положения.
МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной согласно подпункту 43 пункта 11 Положения, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в целях реализации указанных полномочий осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной.
Финансовое и материально - техническое обеспечение деятельности МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
МВД России и территориальный орган внутренних дел - МО МВД по ЗАТО г. Североморск и г. Островной несут обязанность по организации и обеспечению, в том числе в части финансирования, надлежащих условий содержания лиц, находящихся под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в ИВС МО МВД по ЗАТО г. Североморск и г. Островной.
Судами установлено и из материалов административного дела, что Синюков В.И. в период 2008 г. неоднократно доставлялся в ИВС МО МВД России но ЗАТО г. Североморск и г. Островной, установить точные даты и время содержания Синюкова В.И. в ИВС не представляется возможным, поскольку номенклатурные дела и регистрационные журналы ИВС уничтожены за истечением срока хранения.
При этом установлено, что из материалов уголовного дела N 1-75/2008 и приговора Североморского городского суда Мурманской области от 15 апреля 2008 г. по указанному уголовному делу следует, что Синюков В.И. находился под стражей с 15 января 2008 г.
За период с января по апрель 2008 г. в связи с участием в следственных действиях и в судебных заседаниях Синюков В.И. находился в ИВС г. Североморска с 14 января по 18 января, 6, 11, 13 и 20 марта 2008 г. В указанный период с административным истцом проводились следственные действия, а также он доставлялся в судебное заседание для решения вопроса о продлении срока содержания под стражей. Кроме того, Синюков В.И. участвовал в судебных заседаниях при рассмотрении уголовного дела судом 9, 14 и 15 апреля 2008 г.
Судами установлено, что межмуниципальный отдел МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной, в котором находится ИВС, расположен на первом этаже жилого пятиэтажного дома N 24 по улице Сафонова в г. Североморске Мурманской области. Прогулочный двор в комплексе изолятора временного содержания отсутствует.
До января 2011 г. в ИВС МО МВД России по ЗАТО г, Североморск и г. Островной располагалось 4 камеры: камера N 1 на шесть человек, общей площадью 10, 32 кв.м; камера N 2 на 6 человек, общей площадью. 10, 85 кв.м; камера N 3 на 6 человек, общей площадью 12, 21 кв.м; камера N 4 на 2 человек, общей площадью 5, 33 кв.м. Общая площадь четырех камер (лимит мест 20) составляла 38, 71 кв.м.
Прогулочный двор в комплексе изолятора временного содержания отсутствует.
Вступившим в законную силу решением Североморского городского суда Мурманской области от 17 мая 2011 года по делу N 2-752/2011 частично удовлетворены исковые требования исполняющего обязанности прокурора г. Североморска к ОВД в ЗАТО г. Североморск, УВД по Мурманской области о производстве капитального ремонта и создании условий содержании в изоляторе временного содержания. Указанным решением постановлено: "Обязать ОВД в ЗАТО г. Североморск произвести капитальный ремонт и создать условия содержания в изоляторе временного содержания ОВД в ЗАТО г Североморск, расположенному по адресу: г. Североморск, ул. Сафонова, 24, в соответствии с требованиями законодательства, а именно: обеспечить условия для реализации лицами, содержащимися в ИВС в ЗАТО г. Североморск права на ежедневную прогулку (п. 11 ст. 17 Федерального Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), обеспечить в камерах ИВС площадь на одного человека в размере четырех квадратных метров (ст. 22 Федерального Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), обеспечить наличие комнаты свиданий, дезкамеры (п. 16.1 СП 12-95), установить в камерах ИВС окна, створные оконные переплеты, оборудованные форточками (п.п. 17.11. 17, 12, 17.15 СП 12-95) - в срок 01 декабря 2011 года.
Удовлетворяя частично заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из установленных нарушений условий содержания выразившихся в отсутствии в ИВС МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной прогулочного дворика, и как следствие не обеспечение Синюкову В.И. ежедневных прогулок продолжительностью не менее часа, отсутствия окон, вентиляции, санитарного узла с соблюдением необходимых требований приватности в камерах, плохого искусственного освещения, ввиду чего пришел к выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227, частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска и учитывая степень, характер и продолжительность таких нарушений, последствий данных нарушений для административного истца, а также требований разумности и справедливости, взыскал в пользу Синюкова В.И. за счет средств казны Российской Федерации компенсацию в размере 8 000 рублей.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Доводы кассационной жалобы о неправильной оценки судами представленных административным ответчиком доказательств не обоснован.
Все доказательства, в том числе и опровергающие обстоятельства, на которое указывал административный истец, получили оценку суда по правилам статьи 84 КАС РФ.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у суда оснований для восстановления Синюкову В.И. процессуального срока получили оценку суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 18 января 2023 года по административному делу 2а - 1754/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО г. Североморск и г. Островной Мурманской области" - без удовлетворения.
Решение Североморского районного суда Мурманской области от 21 сентября 2022 годаи апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 18 января 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.