Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 марта 2023 года кассационную жалобу Карелина М.Ю. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2023 года по административному делу N 2а-11320/2022 по административному исковому заявлению ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан к Карелину М.Ю. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Карелин М.Ю. зарегистрирован в качестве адвоката, категория налогоплательщика - 740 (адвокат, учредивший адвокатский кабинет).
26 апреля 2021 года на основании статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации Карелиным М.Ю. подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год, согласно которой сумма авансового платежа за первый квартал 2020 года составила 451 руб, сумма авансового платежа к уплате за полугодие 2020 года составила 2 196 руб, сумма авансового платежа к уплате за девять месяцев 2020 года составила 6 904 руб, налоговая база для исчисления налога за 2020 год составила 49 735, 38 руб, сумма налога составила 6 466 руб.
В связи с предоставлением названной декларации налоговым органом Карелину М.Ю. был начислен к уплате налог за 2020 налоговый период в размере 6 466 руб, 6 904 руб, 2 196 руб, 451 руб, то есть исходя из указанных в декларации сумм налога и авансовых платежей.
За неуплату налога за 2020 год Карелину М.Ю. были начислены пени в размере 284, 04 руб. за период с 16 июля 2021 года по 5 октября 2021 года, направлено требование об уплате задолженности N 75607 об уплате суммы налога и пени по состоянию на 6 октября 2021 года, установлен срок исполнения до 16 ноября 2021 года.
Требование Карелиным М.Ю. не исполнено, в связи с чем ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан обратилась к мировому судье судебного участка N 21 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан с заявлением о вынесении судебного приказа. 8 апреля 2023 года вынесен судебный приказ, который в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения 26 апреля 2022 года отменен.
22 сентября 2022 года ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2023 года, административное исковое заявление ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворено, с Карелина М.Ю. взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации: налог за 2020 год в размере 6 466 руб.; налог за 2020 год в размере 6 904 руб.; налог за 2020 год в размере 2 196 руб.; налог за 2020 год в размере 451 руб.; пени за 2020 год в размере 284, 04 руб. за период с 16 июля 2021 года по 5 октября 2021 года; государственная пошлина в размере 652, 04 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Карелин М.Ю. в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что, исходя из пункта 1.6 страницы 003 декларации следует, что налоговая база для исчисления налога за 2020 год составляет 49 735, 38 руб, соответственно 13 процентов от этой суммы составляет 6 466 руб. Полагает, что судебные акты в части взыскания налога в размере 6 904 руб, 2 196 руб, 451 руб. незаконны и подлежат отмене, поскольку нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают увеличение размера ставки налога. Указанные в строках 080, 100, 130 на странице 2 декларации суммы в размерах 451 руб, 2 196 руб, 6 904 руб. являются не суммами налога, а суммами авансовых платежей по налогу за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2020 года, которые рассчитываются и указываются нарастающим итогом и уже учтены в сумме налога. С учетом изложенного взысканию подлежит налог в размере 6 466 руб, пени в размере 92, 44 руб, государственная пошлина в размере 400 руб.
От представителя ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Рассмотрение дела назначено с использованием систем видеоконференц-связи, однако участвующие в деле лица не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции были допущены.
Пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая ставка устанавливается в 13 процентов, если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога при применении налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, исчисляется в следующем порядке: если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей, - как соответствующая налоговой ставке, установленной абзацем вторым пункта 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля указанной суммы налоговых баз.
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
В силу положений статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят налогоплательщики: нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (подпункт 2 пункта 1).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (пункт 2).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (пункт 3).
Авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода (пункт 8).
Положения статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации предписывают, что при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, но не более суммы таких доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2.3 и 6 настоящей статьи), с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Таким образом, доход исчисляется исходя налоговой базы, налоговых вычетов и применительно к данному конкретному случаю, исходя из указанного в налоговой декларации размера дохода, сумма налога не может превышать 13 процентов от нее.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком не была исполнена обязанность по уплате налога за 2020 налоговый период в размере 6 466 руб, 6 904 руб, 2 196 руб. 451 руб.; размер недоимки исчислен верно; сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), налоговые вычеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники выплаты таких доходов, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.
В соответствии с пунктами 5 и 7 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.
То есть названные суммы указываются нарастающим итогом, после чего исчисляется сумма налога.
В данном случае размер недоимки определялся налоговым органом исходя из указанных в декларации сумм налога и авансовых платежей (6 466 руб, 6 904 руб, 2 196 руб, 451 руб.), суммируя их, при этом не признав необоснованным занижение дохода, полученного Карелиным М.Ю. в 2020 году и отраженного в декларации (6 466 руб.).
По смыслу приведенных выше законоположений сумма налога исчисляется нарастающим итогом, в связи с чем недоимка исчислена неверно.
Представленная налогоплательщиком налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц, форма и порядок заполнения, которой установлены приказом ФНС России от 28 августа 2020 года N ЕД-7-11/615@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2020 года, регистрационный номер 59857), содержала общую сумму доходов за год, а также за первый квартал, шесть и девять месяцев 2020 года. Также налогоплательщиком указаны суммы фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессиональных вычетов, как за налоговый период (2020 год), так и за первый квартал, шесть и девять месяцев 2020 года.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд в том числе проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Однако при разрешении настоящего административного спора данные требования процессуального закона фактически не были выполнены, не применены положения материального закона, регулирующего данные правоотношения, что повлекло вынесение неправильного судебного акта.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" указал, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, не установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, не основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, обжалуемые судебные акты приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, следовательно, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Принимая во внимание, что для исправления допущенных в применении норм материального и процессуального права ошибок требуется исследование и оценка доказательств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть сведения о доходах налогоплательщика за 2020 год, профессиональном вычете, в том числе выяснить причину исчисления авансового платежа к уплате за девять месяцев 2020 года в размере 6 904 руб, а по итогам за календарный год - 6 466 руб, и, исходя из установленного, определив сумму налога, пени, принять решение в строгом соответствии с нормами процессуального и материального закона.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от29 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2023 года отменить.
Направить административное дело в Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан на новое рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 27 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.