Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Горнолыжный центр "Солнечная долина" Выголовой К.Е. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 04 мая 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 31 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 9, 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Горнолыжный центр "Солнечная долина",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды, начальника Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Челябинской области "данные изъяты" "данные изъяты". от 12 июля 2021 года N 113-м ООО "Горнолыжный центр "Солнечная долина" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды, начальника Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Челябинской области "данные изъяты" "данные изъяты". от 12 июля 2021 года N 114-м ООО "Горнолыжный центр "Солнечная долина" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением заместителя главного государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды заместителя Министра экологии Челябинской области - "данные изъяты" от 11 августа 2021 года N 113-м постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды, начальника Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Челябинской области "данные изъяты" "данные изъяты". от 12 июля 2021 года N 113-м оставлено без изменения, жалоба защитника Общества без удовлетворения.
Решением заместителя главного государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды заместителя Министра экологии Челябинской области - "данные изъяты" от 11 августа 2021 года N 114-м постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды, начальника Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Челябинской области "данные изъяты" "данные изъяты". от 12 июля 2021 года N 114-м оставлено без изменения, жалоба защитника Общества без удовлетворения.
Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 04 мая 2022 года вышеуказанные акты изменены, обществу с ограниченной ответственностью "Горнолыжный центр "Солнечная долина" назначено административное наказание с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Челябинского областного суда от 31 августа 2022 года решение судьи районного суда изменено, административное наказание в виде административного штрафа снижено до 60 000 рублей; в остальной части постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе на состоявшиеся по делу постановления должностных лиц и судебные акты защитник Общества Выголова К.Е. просит их отменить, считая незаконными и необоснованными.
Возражения на доводы жалобы не поступили.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно части 9 статьи 8.2 КоАП РФ, неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89 ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности, Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года N 1028 утвержден порядок учета в области обращения с отходами.
Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее объекты HBOC), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
Учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.
Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения административного расследования установлено, что Обществом не осуществляется ведение учета в области обращения отходами: ил избыточных биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, а также отсутствует паспорт на отходы ил избыточных биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, либо документов подтверждающих подтверждение отнесения отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности.
Указанные нарушения квалифицированы должностным лицом как нарушения с частей 9, 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "Горнолыжный центр "Солнечная долина" правильно квалифицированы по части 9, 10 статьи 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили вышестоящему должностному лицу и судебным инстанциям по результатам рассмотрения жалоб на постановления должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Доводы Общества о том, что для определения вида отхода необходимо проведение лабораторных исследований, были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены, поскольку обязанность отнесения отходов к конкретному классу опасности возлагается именно на Общество.
Наличие отходов зафиксировано в ходе проверке юридического лица, что подтверждено информацией Министерства экологии Челябинской области от 31 мая 2021 года.
Принимая обжалуемые акты, должностных лица и судьи нижестоящих инстанций сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
В постановлениях должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Судьи районного и областного судов при пересмотре проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "Горнолыжный центр "Солнечная долина" в соответствии с санкцией статьи и обоснованно уменьшено при рассмотрении дела судьей областного суда до 60 000 рублей на основании части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ в пределах санкции для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Право юридического лица на судебную защиту не нарушено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды, начальника Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Челябинской области "данные изъяты" "данные изъяты". от 12 июля 2021 года N 113-м, постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды, начальника Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Челябинской области "данные изъяты" "данные изъяты". от 12 июля 2021 года N 114-м, решение заместителя главного государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды заместителя Министра экологии Челябинской области - "данные изъяты". от 11 августа 2021 года N 113-м, решение заместителя главного государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды заместителя Министра экологии Челябинской области - "данные изъяты". от 11 августа 2021 года N 114-м, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 04 мая 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 31 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 9, 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Горнолыжный центр "Солнечная долина" оставить без изменения, жалобу его защитника - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.