Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Вдовиченко И.М., рассмотрев жалобу директора МАОУ "Сылвенская средняя школа имени поэта В. Каменского" Дудоровой Веры Семеновны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Пермского судебного района Пермского края от 03 ноября 2022 года, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 28 ноября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МАОУ "Сылвенская средняя школа имени поэта В. Каменского" Дудоровой Веры Семеновны
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Пермского судебного района Пермского края от 03 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского районного суда Пермского края от 28 ноября 2022 года, директор МАОУ "Сылвенская средняя школа имени поэта В. Каменского" Дудорова В.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Дудорова В.С. просит об отмене вынесенных по делу судебных актов. В уточнении к жалобе просит об изменении судебных актов, замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Оснований для удовлетворения заявленного Дудоровой В.С. ходатайства об обеспечении участия в судебном заседании посредством видео-конференцсвязи не имеется, поскольку жалоба на вступившие в законную силу судебные акты по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрена без проведения судебного заседания.
Возражения на жалобу не поступили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и дополнений к ним (далее - вместе именуемые жалоба) заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Федеральный закон N 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на ряде основных принципов, к которым помимо прочего относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно статье 5 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования защищенности), пунктом 1 которых предусмотрено, что данные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Пунктом 5 Требований защищенности предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Мероприятия, осуществляемые в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности приведены в пункте 24 Требований защищенности.
В силу части 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что Дудорова В.С. является директором МАОУ "Сылвенская средняя школа имени поэта В. Каменского". 16 июня 2022 года прокуратурой Пермского района проведена проверка деятельности данного образовательного учреждения на предмет исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования - структурного подразделения МАОУ "Сылвенская средняя школа имени поэта В. Каменского" - детского сада "Солнечные лучики" по адресу: д. Сылва, ул. Молодежная д. 7, относящегося к четвертой категории опасности.
В ходе проверки выявлено, что указанный объект не обеспечен физической охраной; ограждение указанного образовательного учреждения не соответствует нормам действующего законодательства и не превышает 2 метров высотой, калитки не обеспечены запирающим устройством, ограждение в некоторых местах образует зазор высотой около 50 см от уровня земли, что не исключает несанкционированное проникновение на территорию людей, животных, а также наблюдение за объектом; не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режим и осуществление контроля за функционированием, журнал регистрации посетителей не ведется с 2018 года, контроль за пребываем транспорта на объекте не осуществляется, поскольку отсутствует журнал въезда транспортных средств; не осуществляется осмотр объекта, помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, проверка складских помещений; план эвакуации лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, отсутствует; объект оснащен системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб, при этом не заключен договор на обслуживание и оперативное реагирование; объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами экстренного оповещения лиц, находящихся на объекте; отсутствует приказ о назначении лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности; критические элементы объекта не оснащены системой видеонаблюдения; отсутствуют наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий лиц, находящихся на территории указанного объекта, при обнаружении подозрительных лиц или предметов, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов, а также план эвакуации, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки составлен соответствующий акт.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица - директора МАОУ "Сылвенская средняя школа имени поэта В. Каменского" Дудоровой В.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела мировой судья пришел к выводу о доказанности вины Дудоровой В.С. в совершении вмененного ей административного правонарушения. Судья районного суда согласился с выводами о наличии в действиях должностного лица Дудоровой В.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Принимая во внимание положение части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должен был проверить дело в полном объеме, в том числе выполнить требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные требования судьей районного суда не выполнены.
Из материалов дела усматривается, что Дудоровой В.С. последовательно приводились доводы о том, что спорный объект относится к объектам четвертой категории опасности. По мнению Дудоровой В.С, необоснованным является то, что ей вменено отсутствие не предусмотренных пунктом 24 Требований защищенности (устанавливающего мероприятия именно для объектов четвертой категории) мероприятий, со ссылкой на то, что предусмотренные вышеуказанным пунктом требования к пропускному и внутриобъектовому режиму на объектах соблюдены; также соблюдены требования к ограждению, при неприменимости к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ГОСТ Р 57278-2016; требования к системам видеонаблюдения с учетом категории опасности объектов носят добровольный характер, отсутствие видеонаблюдения не может свидетельствовать о нарушении обязательных требований к антитеррористической защищенности. В то же время, предусмотренные пунктом 24 Требований защищенности положения, нарушение которых также вменялось учреждению (и должностному лицу учреждения), фактически нарушены не были, требования антитеррористической безопасности соблюдены.
При этом из содержания решения судьи следует, что данные доводы относительно отсутствия каждого из вмененных нарушений, указывающих на наличие в действиях должностного лица Дудоровой В.С. состава административного правонарушения, не проверялись.
Рассмотрение судьей районного суда жалобы на постановление без проверки данных доводов, касающихся юридически значимых обстоятельств, указывает на допущенные им существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку всех мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела, он не предпринял, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях им не соблюдены, что свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для отмены решения судьи и возвращении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение жалобы в Пермский районный суд Пермского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 28 ноября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МАОУ "Сылвенская средняя школа имени поэта В. Каменского" Дудоровой Веры Семеновны отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Пермский районный суд Пермского края.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции И.М. Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.