Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы УФСИН России по Тюменской области, ФСИН России на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 19 октября 2022 года по административному делу N2а-3494/2021 по административному иску первого заместителя прокурора Тюменской области в защиту прав неопределенного круга лиц к ФСИН России, УФСИН России по Тюменской области, ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения материально-технического обеспечения.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Москвитина Н.Н, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Первый заместитель прокурора Тюменской области обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N4" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области (далее - ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области (далее - УФСИН России по Тюменской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании незаконным бездействия по оборудованию камер для содержания женщин телевизорами и холодильниками по установленным нормам, возложении обязанности устранить нарушения материально-технического обеспечения лиц, содержащихся в следственном изоляторе, а именно обязать оборудовать камеры для содержания под стражей женщин, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, а именно: установить в камеры холодильники - 46 штук, телевизоры - 46 штук, в срок до 01 марта 2022 года. В случае недостаточности денежных средств для устранения указанных нарушений закона, возложить на УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России обязанность по обеспечению финансирования ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области с целью устранения выявленных нарушений, а именно для установки в камеры холодильников - 46 штук, телевизоров - 46 штук.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Тюменской области проведена повторная проверка ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области в части соблюдения законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, в ходе которой установлено, что в нарушение требований статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) Учреждение не обеспечено необходимым количеством телевизоров и холодильников. Контроль со стороны администрации по указанному вопросу не осуществляется. Потребность в дополнительном оборудовании составляет 46 холодильников и 46 телевизоров.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 15 ноября 2021 года требования заместителя прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области по оборудованию камер для содержания женщин телевизорами и холодильниками по установленным нормам.
На ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области возложена обязанность устранить нарушения материально-технического обеспечения лиц, содержащихся в следственном изоляторе, оборудовать камеры для содержания под стражей женщин, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, а именно: в срок до 01 марта 2022 года установить в камеры холодильники - 46 штук, телевизоры - 46 штук.
В случае недостаточности денежных средств в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области для устранения указанных нарушений закона, возложена обязанность на УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России по обеспечению финансирования ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области с целью устранения выявленных нарушений, а именно для установки в камеры холодильников - 46 штук, телевизоров - 46 штук.
Апелляционным определением Тюменского областного суда от 19 октября 2022 года решение Тюменского областного суда от 15 ноября 2021 года оставлено без изменения, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
Административный иск первого заместителя прокурора Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области по оборудованию камер для содержания женщин телевизорами и холодильниками по установленным нормам.
Возложить на ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области обязанность устранить нарушения материально-технического обеспечения лиц, содержащихся в следственном изоляторе, а именно обязать оборудовать камеры для содержания под стражей женщин, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, а именно: установить в камеры холодильники - 46 штук, телевизоры - 46 штук, в срок до 01 декабря 2022 года.
В кассационных жалобах, поданных в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 06 февраля 2023 года УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России поставлен вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения. Указывают, что административным истцом при предъявлении иска требования не конкретизированы, способ исполнения не определен. Возложение на УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав пояснения прокурора, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что 04 сентября 2020 года прокуратурой Тюменской области начальнику ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области внесено представление от об устранении нарушении законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых, в котором указывалось на необходимость, в том числе, обеспечения камер для содержания под стражей женщин, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, холодильниками и телевизорами.
В ходе проведения прокуратурой области проверки в 2021 году установлено, что нарушения, указанные в представлении от 04 сентября 2020 года, не устранены.
Фактическое количество камер, требующих оснащения бытовой техникой (холодильниками и телевизорами) составляет - 46 штук. Потребность в дополнительном оборудовании составляет 46 холодильников и 46 телевизоров.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции, проанализировав положения статей 4, 7, 15, 23 Федерального закона N 103-ФЗ, пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года N 189, Устава ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области, приказа УФСИН России по Тюменской области от 11 июня 2015 года N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний", установив длительное нарушение приведенных выше правовых норм, выразившееся в не оснащении камер для содержания под стражей женщин, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, необходимым оборудованием в виде телевизоров и холодильников, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что обжалуемое прокурором бездействие в виде непринятия надлежащих мер по оборудованию камер для содержания женщин телевизорами и холодильниками по установленным нормам, противоречит действующему законодательству, поскольку нарушает права и законные интересы осужденных.
Суд апелляционной инстанции, установив фактическое приобретение телевизоров и холодильников и отсутствие подтверждение их установки в камеры, исключил из резолютивной части решения указание на возложение обязанности на УФСИН России по Тюменской области и ФСИН России по обеспечению финансирования ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области для устранения указанных нарушений закона, а именно для установки в камеры холодильников - 46 штук, телевизоров - 46 штук.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, подтверждены собранными по административному делу доказательствами.
В силу требований статей 16 и 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов и об исполнении решения суда, а также разъяснений, данных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, кто и какие конкретно действия должен произвести.
Вопреки доводам жалобы, решение суда первой инстанции (с учетом изменений, внесенных судом апелляционной инстанции) приведенным требованиям отвечает.
Доводы заявителей об отсутствии в решении суда указания на способ его исполнения подлежат отклонению, поскольку решение данного вопроса относится к компетенции административных ответчиков, деятельность которых урегулирована действующим законодательством.
Возложенная судом первой инстанции на УФСИН России по Тюменской области, ФСИН России субсидиарная обязанность по обеспечению финансирования ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Тюменской области с целью устранения выявленных нарушений, судом апелляционной инстанции исключена.
Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тюменского районного суда Тюменской области от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 19 октября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 апреля 2023 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.