Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Вдовиченко И.М, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ершовой Светланы Ивановны, Ершова Василия Александровича, Ершова Максима Васильевича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 20 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 августа 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-1110/2022 по административному иску Ершовой Светланы Ивановны, Ершова Василия Александровича, Ершова Максима Васильевича к администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, Городской межведомственной комиссии, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа в создании межведомственной комиссии, изложенного в письме от 15 октября 2021 года N 059-11-01-10/2-3111, распоряжения начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от 20 сентября 2021 года N 21-01-03-1089, распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 28 сентября 2021 года N 059-11-01-04818.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения представителя административного истца Ершовой С.И. - Назимова В.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика Королевой О.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, участвовавших в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным отказа в создании межведомственной комиссии, изложенного в письме от 15 октября 2021 года N 059-11-01-10/2-3111, распоряжения начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 20 сентября 2021 года N 21-01-03-1089, распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 28 сентября 2021 года N 059-11-01-04818.
В обоснование административного иска указано, что истцы являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: г. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", "данные изъяты"- "данные изъяты". На основании оценки межведомственной комиссии от 15 июля 2013 года, после пожара названный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Полагают, что жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, является пригодным для проживания, поскольку восстановлено после пожара и к нему подведены все необходимые коммуникации. В оспариваемом ответе истцам в создании межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, отказано, поскольку многоквартирный дом включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, переселение запланировано в 2022 году, а земельный участок распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 20 сентября 2021 года N 21-01-03-1089 изъят для муниципальных нужд, как и жилое помещение. Необоснованным в ответе полагают указание на то, что ими было выполнено самовольное строительство нового здания жилого дома без получения разрешения на строительство (реконструкцию), поскольку выдача разрешения в случае капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется. Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и решение об изъятии жилого помещения приняты преждевременно, поскольку без заключения межведомственной комиссии, а также с учетом того, что ранее было получено согласие администрации на проведение капитального ремонта сгоревшей квартиры, невозможно установить, является ли жилое помещение непригодным для проживания в настоящее время.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 20 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 августа 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 01 марта 2023 года, административные истцы просят судебные акты отменить. В обоснование жалобы указывают на то, что жилое помещение является пригодным для проживания, подлежащим восстановлению после реконструкции, в связи с чем отказ в создании межведомственной комиссии для удостоверения этого обстоятельства является неправомерным. Суды ограничились формальным рассмотрением дела, между тем действующее законодательство позволяет суду вынести решение по существу спора, затрагивающего права и законные интересы граждан, в том числе ограничиться возложением на этот орган обязанности повторно рассмотреть поставленный вопрос; ограничиться признанием оспариваемого решения незаконным без возложения на наделенный публичными полномочиями орган обязанности в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права. Судами не выяснялось, проводилась ли оценка фактического состояния жилого помещения.
Заинтересованным лицом Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми представлены письменные возражения на исковое заявление, содержащие просьбу оставить судебные постановления без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному административному делу имеются.
Как следует из судебных постановлений и материалов административного дела, административным истцам на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира N "данные изъяты", расположенная по адресу: "данные изъяты", ул. "данные изъяты", "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты", площадью 28, 3 кв.м, по 1/3 доли каждому в праве общей долевой собственности.
Земельный участок по названному адресу принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений дома, в том числе административным истцам.
Из акта обследования жилого дома от 10 октября 2008 года N 30 следует, что жилой дом N "данные изъяты", находящийся по ул. "данные изъяты" в г. "данные изъяты", 1960 года постройки, 1-этажный, брусчатый, количество квартир - 4, количество комнат - 6, общая площадь здания - 112, 9 кв. м, отопление - печное, водоснабжение - централизованное, колонка, водоотведение - выгребная яма, газоснабжение - привозные баллоны, электропроводка открытая, фактический износ дома по данным ПУ ГУП "ЦТИ" Пермского края на 2008 год составляет 58%.
Заключением межведомственной комиссии N 30 от 10 октября 2008 года жилые помещения по указанному адресу признаны непригодными для проживания, в связи с несоответствием санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам в части содержания потенциально опасных для человека биологических веществ, с имеющимися деформациями фундамента, стен, несущих конструкций и высокой степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций.
Согласно техническому заключению N 337-2013-ТО, составленному РСМП "Энергетик", в 2013 году в доме произошел пожар, вследствие которого обрушились основные несущие конструкции части дом (стены, перекрытия), полностью обрушена крыша. Из-за опасности обрушения несущих и ограждающих конструкций, жильцы проживают на прилегающей к дому территории (теплицы, навесы). Техническое состояние основных несущих конструкций здания оценивается как аварийное. Существует опасность обрушения, часть конструкций обрушена. Приведение здания в состояние, соответствующее нормативным требованиям, нецелесообразно и не представляется возможным, так как основные несущие и ограждающие конструкции находятся в аварийном состоянии. Существует опасность для пребывания людей, здание восстановлению не полежит. Необходимо срочное решение по расселению жителей и сносу дома.
Заключением межведомственной комиссии N 21 от 15 июля 2013 года многоквартирный дом N "данные изъяты", расположенный по ул. "данные изъяты" в г. "данные изъяты", признан аварийным и подлежащим сносу. В основу данного заключения положены выводы, содержащиеся в заключении N 337-2013-ТО, выполненном РСМП "Энергетик".
Распоряжением заместителя главы администрации г. Перми - начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 04 апреля 2017 года N СЭД-059-22-01-03-570 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу г. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты".
11 апреля 2019 года начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми издано распоряжение N 059-11-01-04-6 о мерах по сносу домов, признанных аварийными и непригодными к проживанию на территории г. Перми, согласно которому многоквартирный дом N "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" в г. "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений в домах, указанных в приложении, предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления.
Уведомлением от 09 февраля 2021 года распоряжение N 059-11-01-04-6 от 11 апреля 2019 года направлено административным истцам, с указанием о необходимости освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. В уведомлении указано, что по истечении указанного срока жилые помещения данного дома и земельный участок будут подлежать изъятию для муниципальных нужд.
В связи с обращением Ершовой С.И. с заявлением о признании помещения пригодным для проживания, Городской межведомственной комиссией проведено обследование помещения (многоквартирного дома), по результатам которого 19 апреля 2021 года составлен акт N 18, из которого следует, что ранее заключением N 21 от 15 июля 2013 года многоквартирный дом N "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" в г. "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу, состоял из 4-х квартир. На момент обследования установлено, что дом находится в стадии реконструкции. Согласно техническому паспорту от 20 февраля 2021 года, дом одноэтажный с мансардой, год постройки - 2014, состоит из 1 квартиры, фундамент бетонный, ленточный, наружные и внутренние стены - керамзитно-бетонные, дощатые двойные с утеплением, перегородки - дощатые, керамзитно-бетонные блоки. Перекрытия: чердачные, м/этажные - деревянное утепленное по балкам. Крыша, кровля - металлопрофиль по деревянному основанию. Оконные проемы - металлопластиковые. Электро- и сантехническое устройства - водопровод от городской (поселковой) центральной сети; канализация - сброс в городскую (поселковую) сеть; электричество - закрытая и открытая проводка, газоснабжение - баллоны. Собственникам жилого дома рекомендовано завершить реконструкцию дома N "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" в г. "данные изъяты"; повторно обратиться в комиссию с заявлением для рассмотрения вопроса о соответствии/несоответствии помещения, расположенного по адресу "данные изъяты", ул. "данные изъяты", требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Согласно протоколу санитарно-эпидемиологического обследования N 895-ЦА от 22 апреля 2021 года, составленному ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае", 19 апреля 2021 года проведено обследование в ходе которого установлено, что по адресу: г. "данные изъяты" ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты" находится двухэтажный жилой дом (из дерева и бетонных блоков), расположенный за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон. На момент обследования данный жилой дом в своем составе имеет: на первом этаже - 2 жилые комнаты, одна из которых совмещена с кухней, и 2 комнаты, вновь построенные, из которых одна под жилую комнату, другая под кухню, на втором этаже размещены три жилые комнаты. Также имеется баня и неканализированный туалет в отапливаемой части дома. Жилой дом не оборудован системами горячего водоснабжения, водоотведения, что не соответствует требованиям п. 127 СанПин 2.1.3684-21. В кухне отсутствуют вытяжные отверстия вентиляционных каналов, что не соответствует п. 128 СанПин 2.1.3684-21.Естественное освещение имеется в кухне и жилых комнатах, искусственное освещение предусмотрено во всех помещениях квартиры. Отопление электрическое. Жилые помещения (жилой дом) по указанному адресу не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
30 апреля 2021 года Городская межведомственная комиссия по результатам рассмотрения заявления административного истца Ершовой С.И. составила заключение, в котором выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: г. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д "данные изъяты", общей площадью 161, 2 кв. м, непригодным для проживания.
20 сентября 2021 года начальником Департамента земельных отношений администрации г. Перми издано распоряжение N 21-01-03-1089 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу г. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты".
Начальником управления жилищных отношений администрации г. Перми в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по ул. "данные изъяты" в "данные изъяты", изданы распоряжения об изъятии для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за жилые помещения, находящиеся в данном жилом доме. В отношении квартиры, принадлежащей административным истцам на праве собственности, издано распоряжение N 059-11-01-04-818.
24 сентября 2021 года и 28 сентября 2021 года Управлением жилищных отношений администрации г. Перми в адрес административных истцов направлены уведомления с проектами соглашений (договоров) об изъятии жилого помещения и приглашением для согласования условий изъятия имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, которые ими получены 04 октября 2021 года и, соответственно, 05 октября 2021 года. К данным уведомлениям приложены все принятые распоряжения, заключение от 15 июля 2013 года и проект соглашения.
В письме от 15 октября 2021 года N 059-11-01-10/2-3111 Управление жилищных отношений администрации г. Перми на заявление Ершовой С.И. по вопросу признания помещения по адресу: г. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты", пригодным для проживания, указало, что в настоящее время дом включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 г.г, утвержденную постановлением администрации г. Перми от 31 мая 2019 года N 238, переселение запланировано в 2022 году. Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", по указанному адресу распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 20 сентября 2021 года N 21-01-03-1089 изъят для муниципальных нужд. На данном земельном участке было выполнено самовольное строительство нового здания жилого дома без получения разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома из Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми. Заключением Городской межведомственной комиссии от 30 апреля 2021 года N 19/2 и распоряжением начальника Управления от 12 мая 2021 года N 059-11-01-04-371 "О признании жилых помещений непригодными для проживания граждан" по адресу: г "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты" (общая площадь 161, 2 кв. м) жилое помещение признано непригодным для проживания.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку заключением Городской межведомственной комиссии от 30 апреля 2021 года N 19/2 и распоряжением начальника Управления от 12 мая 2021 года N 059-11-01-04-371 жилое помещение, расположенное по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты" (общая площадь 161, 2 кв.) признано непригодным для проживания, при этом заключение межведомственной комиссии принято с соблюдением порядка принятия такого заключения, в пределах предоставленных законом полномочий; выводы комиссии не противоречат положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан, в связи с чем, не усмотрел оснований для признания незаконным отказа в создании межведомственной комиссии, изложенного в письме от 15 октября 2021 года N 059-11-01-10/2-3111.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции принял во внимание, что факт выполнения рекомендаций Городской межведомственной комиссии, содержащихся в акте обследования помещения (многоквартирного дома) от 19 апреля 2021 года N 18 (о завершении реконструкции дома N "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" в г. "данные изъяты", повторного обращения в комиссию с заявлением для рассмотрения вопроса о соответствии/несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению), не подтвержден, какие-либо основания для проведения повторного обследования помещения, а также основания для признания помещения пригодным для проживания не установлены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
С данными выводами судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может ввиду следующего.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 7 Положения определено, что оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанного дома установленным в Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Исходя из пунктов 42, 45, 47, 48 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных муниципальных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции созданной уполномоченным органом местного самоуправления межведомственной комиссии.
При этом Положением предусмотрено, что проведение оценки соответствия помещения установленным требованиям производится по инициативе собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Повторное обследование спорного помещения на предмет признания его пригодным либо непригодным для проживания, Городской межведомственной комиссией, являющейся постоянно действующим коллегиальным органом, созданным для оценки и обследования помещений, вопреки данным ею же рекомендациям, содержащимся в акте обследования от 19 апреля 2021 года N 18, по заявлению административного истца Ершовой С.И. не производилось.
Между тем судами обеих инстанций при рассмотрении дела на основании исследованных доказательств, в том числе при сопоставлении технических паспортов здания от 2004 года и от 2021 года, установлено, что фактически истцами квартира N "данные изъяты" перестроена в отдельно стоящий жилой дом, с увеличением площади помещения.
Следует отметить, что содержащийся в письме от 15 октября 2021 года N 059-11-01-10/2-3111 вывод о выполнении на земельном участке по адресу: г. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты" самовольного строительства нового здания жилого дома, сделан Управлением жилищных отношений администрации г. Перми в отсутствие соответствующей компетенции.
В судебном порядке вопрос о признании спорного объекта самовольной постройкой не разрешался.
Таким образом, на момент принятия оспариваемых распоряжения Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 20 сентября 2021 года N 21-01-03-1089, распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 28 сентября 2021 года N 059-11-01-04818 относительно изъятия земельного участка и принадлежащего истцам на праве собственности жилого помещения, отсутствовали данные, с достоверностью подтверждающие состояние помещения, и указывающие на его аварийность. Решения об изъятии принимались без учета данных по состоянию на 2021 год, рекомендаций о продолжении реконструкции дома.
До проведения повторного обследования помещения по адресу: г. "данные изъяты", ул. "данные изъяты", д. "данные изъяты", выводы об его изъятии для муниципальных нужд, а также об изъятии земельного участка, являются преждевременными.
Суды первой и апелляционной инстанций оставили без внимания названные обстоятельства, указывающее на нарушение административными ответчиками части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 49 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Задачами административного судопроизводства являются в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в названной сфере.
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 Кодекса).
Поскольку по настоящему делу не требуется установления новых обстоятельств, представления, исследования и оценки доказательств, судебная коллегия считает необходимым отменить состоявшиеся судебные постановления и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска, признании незаконным ответа Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 15 октября 2021 года N 059-11-01-10/2-3111, распоряжения начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 20 сентября 2021 года N 21-01-03-1089, распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 28 сентября 2021 года N 059-11-01-04818.
Учитывая, что суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Городскую межведомственную комиссию устранить нарушение прав административных истцов.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 2 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 31 октября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным ответ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 15 октября 2021 года N 059-11-01-10/2-3111, распоряжение начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 20 сентября 2021 года N 21-01-03-1089, распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 28 сентября 2021 года N 059-11-01-04818.
Обязать Городскую межведомственную комиссию в течение месяца с момента принятия кассационного определения устранить нарушение прав административных истцов.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.