Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Струковой А.А, судей Артамоновой Т.А, Сумбаевой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Базаровой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело УИД N 01OS0000-01-2022-000065-97 по административному делу N 3а-8/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Силуэт" об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов
по апелляционной жалобе Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на решение Верховного суда Республики Адыгея от 25 января 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А, пояснения представителя административного истца - адвоката Тхатель А.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2019 года N 458 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год (далее также - перечень на 2020 год).
В данный перечень под пунктом 16644 включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также - спорное здание).
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2020 года N 370 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год (далее также - перечень на 2021 год).
В данный перечень под пунктом 13672 включено спорное здание.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2021 года N 430 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год (далее также - перечень на 2022 год).
В данный перечень под пунктом 16064 включено спорное здание.
Поименованные нормативные правовые акты официально опубликованы до начала налоговых периодов на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru.
Общество с ограниченной ответственностью "Силуэт" (далее также - ООО "Силуэт"), являющееся собственником указанного объекта недвижимости, обратилось в Верховный суд Республики Адыгея с административным иском о признании не действующими приведенных пунктов перечней объектов недвижимого имущества, обосновывая требования тем, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, его включение в оспариваемые акты не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает права истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Верховного суда Республики Адыгея от 25 января 2023 года административное исковое заявление удовлетворено. Признаны недействующими с момента принятия пункт 16644 перечня на 2020 год, пункт 13672 перечня на 2021 год, пункт 16064 перечня на 2022 год в части включения в них объекта недвижимости с кадастровым номером N. С административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в пользу административного истца взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500, 00 рублей.
В апелляционной жалобе Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на наличие оснований для включения здания в оспариваемые перечни на дату их принятия в качестве объекта бытового обслуживания по его наименованию в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН) - здание дома бытовых услуг, по сведениям из технической документации, согласно которым более 20% составляют помещения, предназначенные для бытовых услуг, торговли и общественного питания, а также по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - для эксплуатации и обслуживания здания дома бытовых услуг ООО "Силуэт", что не было учтено судом первой инстанции, и повлекло вынесение незаконного решения.
Административным истцом в лице представителей и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные своевременно и надлежащим образом в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), в судебное заседание не явились. Сведения о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции также размещены на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в сети "Интернет".
Податель апелляционной жалобы - Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям в заявлении от 26 апреля 2023 года ходатайствует о рассмотрении дела без их участия, требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает в полном объеме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, далее также - НК РФ).
Проанализировав предписания пункта "и" части 1 статьи 72, статьи 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статьи 1 Закона Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года N 183 "О налоге на имущество организаций", Постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея от 2 июля 2008 года N 118 "О Положении о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям", от 18 марта 2015 года N 45 "О некоторых вопросах Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям", суд первой инстанции сделал верный вывод о принятии оспариваемых в части нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением порядка его опубликования. Указанные выводы никем из участвующих в деле лиц не оспариваются.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для включения Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям здания с кадастровым номером N в перечни на 2020, 2021 и 2022 годы послужили сведения из технической документации о наличии в нем более 20 % помещений бытового и торгового назначения, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - "для эксплуатации и обслуживания здания дома бытовых услуг ООО "Силуэт", а также сведения о наименовании здания, содержащиеся в ЕГРН - "здание дома бытовых услуг", что подразумевает его предназначение для использования в качестве объекта бытового обслуживания.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции не согласился с административным ответчиком и пришел к выводу о неправомерности включения здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества на основании положений статьи 378.2 НК РФ, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, ни сведения ЕГРН и технической документации не позволяют однозначно отнести его к объектам бытовых услуг.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 НК РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 части 1 статьи 1.1 Закона Республики Адыгея "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, для правильного разрешения спора необходимо подтвердить относимыми и допустимыми доказательствами наличие хотя бы одного из названных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о возможности исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
ООО "Силуэт" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 28 февраля 2006 года является собственником здания дома бытовых услуг с кадастровым номером N, площадью 1196, 9 кв.м. По сведениям ЕГРН здание имеет назначение "нежилое", наименование "здание дома бытовых услуг площадью 1 196, 9 кв.м, литер А, этажность: 2".
В материалы дела представлен технический паспорт на здание дома бытовых услуг в "адрес", инвентарный N N, составленный филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Адыгея по состоянию на 12 декабря 2005 года. Согласно экспликации к поэтажному плану на 1 этаже имеются: 2 помещения с назначением магазин (N 18 площадью 43, 5 кв.м. и N 19 площадью 12, 1 кв.м.), швейный цех (помещение N 22 площадью 15, 7 кв.м.), столовая (помещение N 30 площадью 36, 10 кв.м.), кухня (помещение N 31 площадью 8, 5 кв.м.), на 2 этаже имеются швейный цех (помещение N 1 площадью 114, 6 кв.м.), ювелирная (помещение N 15 площадью 10, 5 кв.м.), швейный цех (помещение N 29 площадью 22, 9 кв.м.), всего 263, 9 кв.м, что составляет 22, 04 % от общей площади здания.
Непринятие судом первой инстанции во внимание перечисленных помещений и их предназначения, кроме швейных цехов и ювелирной, содержащихся в экспликации к поэтажному плану технического паспорта, на предмет установления соответствия спорного здания видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, не основано на действующем законодательстве, поскольку в соответствии с пунктом 33 "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенного в действие 1 января 2015 года, столовая является предприятием общественного питания, а также согласно Национальному стандарту ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения, утвержденному и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст магазины отнесены к предприятиям розничной торговли и стационарным торговым объектам.
Следовательно, предназначение помещений N 18 и N 19 "магазин", N 30 и N 31 "столовая" и "кухня", безосновательно не учтенных судом первой инстанции, в соответствии с документами технического учета предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания, предназначение помещений N 22, N 1, N 39 - "швейные цеха", N 15 - "ювелирная" предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, что составляет более 20 % от общей площади здания, а значит, отвечающего критериям пункта 4.1 статьи 278.2 НК РФ, подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 1.1 Закона Республики Адыгея "О налоге на имущество организаций".
Представленная обществом справка о фактическом использовании площади в размере 222, 1 кв.м, то есть, 18, 5% от общей площади здания для оказания бытовых услуг и сдачи в аренду помещений, не опровергает вывод о предназначении согласно технической документации перечисленных выше помещений для использования в целях оказания бытовых услуг, услуг торговли и общественного питания, принимая во внимание, что сведения о площади фактического использования помещений приведены обществом по состоянию на 1 января 2023 года, то есть, на иной налоговый период, не являющийся юридически значимым для настоящего дела.
В свою очередь, в установленном постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14 апреля 2017 года N 59 Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Республики Адыгея, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на очередной налоговый период, фактическое обследование здания с кадастровым номером N с целью определения вида его фактического использования на начало каждого налогового периода уполномоченным органом не проводилось.
Приложенные административным истцом договоры аренды нежилых помещений, предоставляемых юридическим и физическим лицам, N 4 от 23 декабря 2021 года с ООО "Фортис", N 8 от 11 апреля 2022 года с "данные изъяты", " 10 от 1 июля 2022 года с "данные изъяты", N 3 от 1 июня 2022 года с "данные изъяты", подтверждающие факт использования части помещений в здании для размещения офисов, объектов бытового обслуживания, торговли, в налоговый период за 2022 год, а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой основным видом экономической деятельности ООО "Силуэт" по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является ремонт прочих предметов личного потребления и бытовых товаров, а дополнительными, в том числе, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, в нарушение положений статьи 308 КАС РФ безосновательно не были учтены судом первой инстанции, надлежащая правовая оценка им не дана. Из указанных договоров следует, что в течение налогового периода на 2022 год в спорном здании сдавались помещения в аренду под офисы, магазин и бытовые услуги, что согласуется со сведениями из технической документации на здание.
На основании общедоступных данных с сервиса Yandex.Карты в здании дома быта (кадастровый номер N) в нежилых помещениях располагаются: мастерская по ремонту обуви и изготовлению ключей, фотоцентр, массажный кабинет, швейных цех, продуктовый магазин, мастерская по ремонту сотовых телефонов и ноутбуков.
Также следует принять во внимание и то обстоятельство, что указанному выше предназначению помещений в спорном здании не противоречит и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, согласно сведениям из ЕГРН на котором расположено спорное здание - "для эксплуатации и обслуживания здания дома бытовых услуг ООО "Силуэт", принадлежащего обществу на праве собственности. Такой вид разрешенного использования земельного участка согласуется с видом разрешенного использования, содержащемся в строке с кодом 3.3 "Бытовое обслуживание" Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, и Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412, согласно которым данное наименование предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Таким образом, поскольку из совокупности представленных в материалы дела доказательств усматривается наличие более 20% площади нежилого здания под объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания на начало каждого налогового периода, а также соответствие здания по критерию вида разрешенного использования земельного участка, то спорный объект недвижимости обоснованно отнесен административным ответчиком к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020-2022 годы. Достаточных и достоверных доказательств обратного административным истцом не представлено.
При таком положении решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований ООО "Силуэт".
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционную жалобу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям удовлетворить.
Решение Верховного суда Республики Адыгея от 25 января 2023 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Силуэт" признании недействующими с момента принятия пункта 16644 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2019 года N 458; пункта 13672 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2020 года N 370; пункта 16064 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2021 года N 430, взыскании с Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в пользу административного истца судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 500, 00 рублей - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.