Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Солдатовой С.В. и Артамоновой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-38/2023 по административному иску Ахмедовой С.А. к Министерству по земельным и имущественным отношения Республики Дагестан об оспаривании пункта 1 703 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30 ноября 2020 г. N 314, в редакции в изменениями, внесенными приказом Министерства от 17 декабря 2020 г. N 322.
по апелляционной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 9 февраля 2023 г. которым административные исковые требования Ахмедовой С.М. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. об отсутствии оснований к отмене решения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30 ноября 2020 г. N 314 "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", в редакции приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 17 декабря 2020 г. N 322 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Данный приказ размещен на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в информационно-коммуникационной сети Интернет https://www.estate- rd.ru/nalog-na-imushchestvo-2021 -god).
Под пунктом 1 703 приложения к Перечню на 2021 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес".
Ахмедова С.М. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 703 приказа по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30 ноября 2020 г. N 314, в редакции с изменениями, внесенными приказом Министерства от 17 декабря 2020 г. N 322, которыми в Перечень включен принадлежащий ей объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес".
В обоснование требований указала, что включение объекта недвижимости в Перечень является результатом допущенной ошибки, поскольку данный объект недвижимости не относится к объектам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. Оспариваемым в части нормативным правовым актом нарушены права и законные интересы Ахмедова С.М, поскольку это привело к необоснованному увеличению размера подлежащего уплате налога на имущество физических лиц за 2021 г.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление ФНС России по Республике Дагестан, администрация городского округа город Махачкала.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 9 февраля 2023 г. административные исковые требования Ахмедовой С.М. удовлетворены. Признан недействующим со дня принятия пункт 1 703 приложения к приказу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30 ноября 2020 г. N 314 "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", в редакции приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 17 декабря 2020 г. N 322, которым в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес"
На Министерство по имущественным и земельным отношениям Республики Дагестан возложена обязанность опубликовать сообщение о настоящем судебном решении на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В апелляционной жалобе Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан считает решение Верховного Суда Республики Дагестан от 9 февраля 20203 г. незаконным и подлежащим отмене. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции сделаны ошибочные выводы о нормативно-правовом характере оспариваемого приказа, в связи с чем судом неверно применены нормы материального и процессуального права.
Прокурор Ляпина О.В. дала заключение о законности решения Верховного Суда Республики Дагестан от 9 февраля 2023 г, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, электронной и заказной почтой, а также посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, ходатайств об отложении рассмотрении дела не предоставили.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определилрассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Учитывая, что Ахмедова С.М. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, которое оспариваемыми нормативными-правовыми актами включено в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 г. и на основании положений статьи 402 НК РФ, закона Республики Дагестан от 6 ноября 2018 г. N 64 " Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости", решения Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 29 ноября 2018 г. N 29-2 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа "город Махачкала" ставка налога на имущество установлена в повышенном размере, Ахмедова С.М. обладает правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Судебной коллегией установлено, что органом исполнительной власти Республики Дагестан, на который возложены полномочия по определению перечня объектов недвижимого имущества, является Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, которое принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности; определяет в установленном порядке перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определяет в установленном порядке для целей налогообложения вид фактического использования зданий (строений, сооружений); направляет перечень объектов на своем официальном сайте в сети "Интернет" (пункты 3.3.2, 3.3.37, 3.3.38, 3.3.39, 3.3.40 Положения о Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 мая 2018 г. N 48 "Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан").
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых акта, а также правил их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестана в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
Административно-деловым центром в силу пункта 3 этой же статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно сведениями из Единого государственного реестра недвижимости Ахмедова с 20.02.2019 г. до настоящего времени является собственником трехэтажного здания с кадастровым номером N, назначение "нежилое здание", площадь 1216, 2 кв. м, наименование "спортивный комплекс "Центр единоборств", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 582 кв. м, разрешенное использование - "для размещения объектов капитального строительства спортивных клубов, залов, бассейнов, устройство площадок для занятий спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины), в том числе водные (причалы и сооружения, необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря), местоположение: "адрес".
Указанный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N не позволяет отнести здание с кадастровым номером N к административно-деловым либо торговым центрам.
Назначение объекта - "нежилое здание" - также не является достаточным основанием для его включения в соответствующие Перечни.
В материалах дела имеется технический паспорт, составленный филиалом АО "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" по Республике Дагестан по состоянию на 02.09.2020 г. в отношении объекта - имеющее назначение "нежилое" и наименование "спорткомплекс", расположенного в "адрес". Данные объект по документам технического учета включает в себя три этажа (литер О, П), спортплощадку и замощение (литер I, II).
Согласно экспликации к поэтажному плану нежилого здания он состоит из помещений следующего назначения: фойе, коридоры, душевые, санузлы, кладовые, спортзал, нежилые и пр.), наименование которых не позволяет отнести их к числу офисных, а также к помещениям торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Расположение на первом этаже здания столовой площадью 121, 2 кв. м. и кухни 47, 9 кв. м, общей площадью 169, 1 кв.м. также не свидетельствует об обоснованности включения этого здания в Перечень, поскольку занимаемая этими помещениями площадь составляет 12, 3 %, то есть менее 20 процентов общей площади здания, равной 1 216, 2 кв.м.
Таким образом, судом первой инстанции сделаны верные выводы о том, что включение спорного здания в Перечень явилось результатом допущенной ошибки при формировании и утверждении Перечня, что послужило основанием основанием для удовлетворения административных исковых требований Ахмедовой С.М. Кроме того как следует из акта обследования фактического использования объекта недвижимости от 8 ноября 2022 г. N 16-149/22 и письма Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан установлено, что здание, принадлежащее Ахмедовой С.М. с кадастровым номером N не отвечает критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем принято решение о его исключении из Перечня на 2022 год.
При этом назначение объекта, вид разрешенного использования земельного участка, планировка помещений в здании и использование помещений по указанном выше назначению не изменялись, в связи с чем у уполномоченного органа не имелось правовых оснований для включения его в Перечень на 2021 год.
Также судебная коллегия признает необоснованными доводы административного ответчика о том, что оспариваемый приказ Министерства по земельным и имущественным отношения Республики Дагестан не относится к категории нормативных правовых актов. В соответствии с п. " Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 50 от 25 декабря 2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченный организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Оспариваемый приказ указанным требованиям закона соответствует.
С учетом изложенного судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 9 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.