Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф, судей Васильевой Т.Г. и Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-49/2022 по иску Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области к Евменову Виктору Федоровичу о признании объекта незавершенного строительства самовольной постройкой и его сносе
по кассационной жалобе Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области на решение Конаковского городского суда Тверской области от 11 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 6 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Никулинской Н.Ф, объяснения представителя Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области Котова И.Н, представителей Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Баклюк Е.К. и Рыкова Ю.С, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области обратилось в суд с иском к Евменову В.Ф. о признании объекта индивидуального жилищного строительства самовольной постройкой и ее сносе.
Исковые требования мотивированы тем, что Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области было проведено плановое выездное мероприятие по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия "Церковь Никиты Великомученика, 1902-1906 гг.", по результатам которого установлено следующее.
Земельный участок по адресу: Тверская область, Конаковский район, д.Шоша с кадастровым номером 69:15:0000020:646 находится в охранной зоне объекта культурного наследия, установленной в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 27 мая 2013 года N 196-пп "Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов выявленного объекта культурного наследия "Церковь Никиты Великомученика, 1902-1906 гг.", д. Шоша Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской области.
Установленные пунктом 8 вышеназванного постановления режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах территории объекта культурного наследия запрещали новое строительство объектов капитального строительства, а также ограничивали хозяйственную деятельность.
На момент осмотра на участке были возведены одноэтажные строения, в том числе объект незавершенного строительства с кадастровым номером 69:15:0000020:2857. Строительство произведено без согласования проектной документации и строительных работ с Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
Таким образом, указанные работы были проведены в нарушение статей 28, 30, 31, 32, 34, 36, 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Собственником земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000020:646 и объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 69:15:0000020:2857является Евменов В.Ф, которому 29 марта 2013 года Администрацией Вахонинского сельского поселения было выдано разрешение на строительство одноэтажного жилого дома с мансардой N RU-69515315-119 сроком на 10 лет. На основании указанного разрешения на строительство ответчиком был построен объект капитального строительства. Однако разрешение на строительство выдано незаконно, поэтому объект незавершенного строительства является самовольным.
Решением Конаковского городского суда Тверской области от 11 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 6 декабря 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе представитель Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области Котов И.Н. просит отменить указанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Представителем Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Рыковым Ю.С. направлен отзыв на кассационную жалобу, в котором доводы жалобы признаны заслуживающими внимания и влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции представитель Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области Котов И.Н. доводы жалобы поддержал, представители Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Баклюк Е.К. и Рыков Ю.С. поддержали позицию заявителя жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 13 апреля 2023 года до 27 апреля 2023 года.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 20 февраля 2009 года администрацией Конаковского района издано постановление N220, которым крестьянскому фермерскому хозяйству "Прогресс" в собственность за плату предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - фонд перераспределения земель, с кадастровым номером 69:15:0000020:646 для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, Вахонинское сельское поселение, район д. Шоша, площадью 30529 кв.м. в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
На основании данного постановления 26 февраля 2009 года между комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района и главой КФХ "Прогресс" Кирьяновым А.В. заключен договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка.
Право собственности КФХ "Прогресс" зарегистрировано в установленном законом порядке.
13 апреля 2009 года между Кирьяновым А.В. и Евменовым В.Ф. заключено соглашение о разделе имущества крестьянского фермерского хозяйства "Прогресс", в соответствии с которым право собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:646 из земель сельскохозяйственного назначения переходит Евменову В.Ф, Кирьянов А.В. получает денежную компенсацию.
Право собственности Евменова В.Ф. было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Распоряжением Администрации Тверской области от 22 марта 2010 года N238-ра земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:15:0000020:646 общей площадью 30519 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, Вахонинское сельское поселение, вблизи деревни Шоша в границах, согласно кадастровому паспорту, включен в границы населенного пункта деревня Шоша Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской области. Также изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилищного строительства".
Постановлением главы администрации Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской области от 28 июля 2011 года N79 изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 30519 кв.м. с кадастровым номером 69:15:0000020:646, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Вахонинское сельское поселение, д. Шоша, ул. Волжская, д.1, принадлежащего Евменову В.Ф. на праве собственности, с "для жилищного строительства" на "для индивидуального жилищного строительства".
3 ноября 2011 года ответчику выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 69-АВ N350798 на земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:646.
29 марта 2013 года администрацией Вахонинского сельского поселения Евменову В.Ф. в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдано разрешение на строительство NRU-69515315-119, которым разрешено строительство одноэтажного с мансардой жилого дома на земельном участке площадью 30 519 кв.м. в соответствии с чертежом ГПЗУ и схемой планировочной организации, расположенном по адресу: Тверская область, Конаковский район, Вахонинское сельское поселение, д. Шоша. Срок действия разрешения 10 лет.
Разрешение на строительство было выдано уполномоченным органом до принятия постановления Правительством Тверской области от 27 мая 2013 года N196-пп "Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов выявленного объекта культурного наследия "Церковь Никиты Великомученика (1902 -1906 г.г.)", д. Шоша Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской области".
30 июля 2019 года кадастровым инженером Федотовым В.В. составлен технический план объекта незавершенного строительства. В соответствии с данным техническим планом на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:646 возведен объект незавершенного строительства площадью 326, 3 кв.м, назначение жилое, степень готовности 40%.
Право собственности ответчика на данный объект зарегистрировано в установленном законом порядке 23 августа 2019 года, объекту присвоен кадастровый номер 69:15:0000020:2857.
18 февраля 2021 года Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области проведена проверка на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:646 по адресу: Тверская область, Конаковский район, Вахонинское сельское поселение, д.Шоша, ул. Волжская, д.1.
Из акта следует, что на момент осмотра на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:646 возведены одноэтажные строения, одно из которых зарегистрировано как объект незавершенного строительства с кадастровым номером 69:15:0000020:2857. На момент осмотра строительные работы завершены. Рабочие, строительная техника и иные признаки, указывающие на осуществление работ, не выявлены. Строительство произведено без согласования проектной документации и строительных работ с Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области. Участок огорожен, доступ на участок ограничен. Осмотр участка и объектов застройки производился с территории земель общего пользования.
В адрес администрации Конаковского района направлено уведомление N2 от 19 февраля 2021 года о выявлении самовольной постройки.
В подтверждение соответствия постройки строительным нормам и правилам ответчиком представлено заключение специалиста, согласно выводам которого объект капитального строительства - жилой дом с кадастровым номером 69:15:0000020:646 соответствует требованиям строительных технических регламентов, требованиям Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ, противопожарным требованиям СП 4.13130.2013 п.4.13, табл.1, а так же градостроительным регламентам.
По ходатайству истца судом первой инстанции назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Дмитруку А.Ю. ООО Группа Компаний "Эксперт".
Согласно выводам эксперта, координаты характерных точек охранных зон в постановлении Правительства Тверской области от 27 мая 2013 г. N196-пп представлены не в системе региона (МСК-69 зона 2). В результате совмещения сведений о зонах и результатов полученных измерений, эксперт делает вывод, что земельный участок 69:15:0000020:646 и объекты, расположенные на нем, находятся вне границы охранной зоны объекта культурного наследия "Церковь Никиты Великомученика (1902 - 1906 гг.)" д. Шоша Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской области".
Экспертом сделано предположение, что координаты по оси X и У в таблицах Постановления Правительства Тверской области от 27.05.2013г. N196-пп перепутаны местами. В этом случае часть земельного участка со строениями А, Б, В, Г расположена в границах охранной зоны ОЗ-2 объекта культурного наследия "Церковь Никиты Великомученика (1902-1906 гг.)" д. Шоша Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской области".
Для определения того, расположен ли объект незавершенного строительства с кадастровым номером 69:15:0000020:2857 в границах проектной охранной зоны объекта культурного наследия "Церковь Никиты Великомученика" (1902 - 1906 г.г.), установленной постановлением Правительства Тверской области от 7 апреля 2003 г. N96-па, судом по ходатайству истца назначена дополнительная землеустроительная экспертиза. Проведение дополнительной экспертизы поручено эксперту Дмитруку А.Ю. ООО Группа Компаний "Эксперт".
По заключению эксперта в результате визуального анализа картографического материала и анализа сведений об исследуемых объектах (объект незавершенного строительства с кадастровым номером 69:15:0000020:2857 (одноэтажное здание с мансардой) и земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:646, используя специальные навыки и знания, невозможно определить, расположен ли объект незавершенного строительства с кадастровым номером 69:15:0000020:2857 (одноэтажное здание с мансардой), и земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:646, в границах проекта охранной зоны объекта культурного наследия "Церковь Никиты Великомученника (1902-1906гг.)", так как совместить сведения об объектах исследования и имеющийся картографический материал невозможно. В представленном картографическом материале отсутствуют сведения о системе координат и разграфке, координатах углов рамки в градусной и прямоугольной системах координат. Использование общедоступных сведений ЕГРН, содержащих сведения о границах земельных участков, зон, объектов недвижимости и т.д, в том числе и сведений о границах кадастровых кварталов, также не позволяет соотнести их с представленным картографическим материалом в виду отсутствия на картах сведений, содержащихся в ЕГРН о границах земельных участков, границах кадастровых кварталов и т.п.
На основании визуального совмещения имеющихся данных о проектной зоне и данных об исследуемом участке в его текстовом описании эксперт сделал вывод, что земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:646 частично расположен в проектной охранной зоне объекта культурного наследия "Церковь Никиты Великомученика (1902 - 1906 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 7 апреля 2003 г. N96-па. Данный вывод основан на том, что исследуемый участок имеет размеры более 150 м и расположен между кладбищем с Церковью Никиты Великомученика (1902 - 1906 гг.) и д.Шоша, других земельных участков в этом промежутке нет.
Разрешая спор, суд первой инстанции проанализировал нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, исследовал и оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, в том числе оценил заключения первоначальной и дополнительной судебных экспертиз в совокупности с иными материалами дела, и пришел к выводу о том, что истцом не доказано наличие оснований для признания объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 69:15:0000020:2857 площадью 326, 3 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:646 по адресу: Тверская область, Конаковский район, Вахонинское сельское поселение, д. Шоша, самовольной постройкой.
Суд апелляционной инстанции согласился выводами суда первой инстанции, признав решение суда законным и обоснованным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела, требованиям норм материального и процессуального права и доводами кассационной жалобы не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В числе прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе, в целях обеспечение сохранности объектов культурного наследия (подпункт 3 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).
К числу видов зон с особыми условиями использования территорий относятся зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 1 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N73-ФЗ) охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункт 2).
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона N73-ФЗ в редакции, действовавшей на момент выдачи ответчику разрешения на строительство границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 6, 10 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает в том числе разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия; установление границ территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
На момент выдачи ответчику разрешения на строительство порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон были установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г..N 315. Положением было предусмотрено, что необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом (пункт 2). Проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде (пункт 3). На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия (пункт 17).
Сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости. Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации (пункт 18). Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке) (пункт 20). Из приведенных правовых норм, действовавших на момент выдачи ответчику разрешения на строительство, следует, что проект зон охраны объекта культурного наследия является только основанием для установления границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режима использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, которые должны быть утверждены в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект культурного наследи.
Утвержденные границы охранной зоны должны быть внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в государственный кадастр недвижимости, а ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Согласно части 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Однако пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N342-ФЗ) установлено, что до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3)нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда. Таким образом, отсутствие регистрации в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территорий признается допустимым и не исключающим режим использования охранной зоны, если зона с особым использованием территории установлена в установленном законом порядке, в том числе, если она утверждена решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
Вместе с тем из материалов дела следует, что постановлением Администрации Тверской области от 7 апреля 2003 года N96-па утвержден проект зон охраны объекта культурного наследия "Церковь Никиты Великомученика" с.Шоша Конаковского района. Сведения о том, что на основании утвержденного проекта были установлены границы зон охраны указанного объекта культурного наследия, режим использования земель, градостроительные регламенты в границах данных зон, до выдачи ответчику разрешения на строительство истцом не представлены. Согласно пункту 9 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности. В соответствии с пунктом 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Как следует из представленного в дело постановления Администрации Тверской области от 27 мая 2003 года N96-па и заключения экспертизы, в приложенном к данному постановлению проекте отсутствуют координаты охранных зон либо других объектов в системе координат МСК-69 зона 2; границы проектных зон отображены на графическом материале, выполненном на основе топографических карт масштаба 1:2000 и 1:10000; в картографическом материале отсутствуют сведения о системе координат и разграфке, координатах углов рамки в градусной и прямоугольной системах координат. Описание охранной зоны объекта культурного наследия в приложении к постановления Администрации Тверской области от 27 мая 2003 года N96-па не может быть признано решением уполномоченного органа об утверждении границ охранной зоны уже из самого названия и текста постановления, в котором говорится об утверждении проекта зон охраны, а не границ зон охраны. Из материалов дела следует, что после утверждения в 2003 году проекта зон охраны указанного объекта культурного наследия границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты указанного объекта культурного наследия были утверждены постановлением Правительства Тверской области от 27 мая 2013 года N196-пп уже после получения ответчиком разрешения на строительство.
Кроме того, уже после принятия постановления Администрации Тверской области от 27 мая 2003 года N96-па об утверждении проекта зон охраны объекта культурного наследия было принято распоряжение Администрации Тверской области от 22 марта 2010 года N238-ра о включении земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000020:646 вблизи деревни Шоша Конаковского района в границы населенного пункта деревня Шоша и изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного назначения" на "жилищное строительство".С учетом изложенного доводы кассационной жалобы о том, что правовой режим охранной зоны указанного объекта культурного наследия был определен постановлением Администрации Тверской области от 27 мая 2003 года N96-па об утверждении проекта зон охраны объекта культурного наследия, не соответствует обстоятельствам дела и требованиям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. При таких обстоятельствах не опровергают вывод судов о правомерности возведения ответчиком спорного объекта на основании разрешения на строительство от 29 марта 2013 года и доводы кассационной жалобы о размещении спорных строений в границах охранной зоны, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 27 мая 2013 года N196-пп. Кроме того, судами верно учтено, что вывод эксперта о частичном размещении земельного участка со строениями в границах охранной зоны объекта культурного наследия "Церковь Никиты Великомученика (1902-1906 гг." сделан на основании предположении о технической ошибке в сведениях о границах охранных зон. С учетом установленных постановлением Правительства Тверской области от 27 мая 2013 года N196-пп границ охранной зоны указанного объекта культурного наследия земельный участок и строения ответчика находятся вне границы охранной зоны объекта культурного наследия.
При этом постановление Правительства Тверской области от 27 мая 2013 года N196-пп в части, где экспертом предположительно выявлена техническая ошибка, не изменено, издавший постановление орган указанную ошибку не исправил. Доводы Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о том, что в постановлении Правительства Тверской области от 27 мая 2013 года N196-пп установление границ охранной зоны указанного объекта культурного наследия имеет как графическое, так и текстовое описание, и эксперт должен был восполнить недостатки графической части (техническую ошибку) путем изучения текстового описания, не подтверждает недостатки экспертизы и неправильность выводов судов. Эксперт в своем заключении правильно ориентировался на координаты характерных точек как основные характеристики границ земельного участка. Между тем эксперт составил вывод и на тот случай, если бы техническая ошибка была исправлена, и изложил этот вывод в заключении. Вывод дополнительной судебной экспертизы о том, что земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:646 частично расположен в проектной охранной зоне объекта культурного наследия, утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 7 апреля 2003 года N96-пп, основан на визуальном совмещении экспертом данных о проектной зоне и данных об исследуемом участке. Этот вывод снабжен графическим обоснованием (приложение N2 к экспертному заключению). Вопреки доводам кассационной жалобы этот вывод не подтверждает допущенное ответчиком нарушение при возведении спорных объектов, поскольку нарушение проектной зоны при отсутствии утвержденных границ охранной зоны, режимов использования земли и градостроительных регламентов не свидетельствует о допущенных нарушениях.
Кроме того, судами правильно учтено, что эксперт определилчастичное совмещение проектной охранной зоны и земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000020:646, но не расположенных на нем строений.
С утверждением ответчика о неполноте экспертного заключения и необходимости допроса эксперта в целях установления точной зоны пересечения проектной охранной зоны с земельным участком ответчика, а также расположения в месте пересечения объекта незавершенного строительства согласиться нельзя, поскольку эксперт ответил в заключении, что, используя специальные навыки и знания, он не может определить, расположен ли объект незавершенного строительства в границах проекта охранной зоны объекта культурного наследия.
Доводы заявителя жалобы и представителя Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о неправомерности применения судами при разрешении дела Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N 315, является ошибочным.
Пунктом 4 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2022 года N73-ФЗ установлено, что порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N 315, принято во исполнение указанных положений Федерального закона, действовало на момент возникновения спорных правоотношений (получения ответчиком разрешения на строительство) и правомерно применено судами при разрешении дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, которую судебная коллегия кассационного суда считает правильной.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Конаковского городского суда Тверской области от 11 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.