Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Бабеншевой Е.А, Черлановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Петроградского районного суда города Санкт-Петербурга от 16 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2022 г. по делу N 2-706/2022 по иску прокурора Петроградского района города Санкт-Петербурга к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области ФИО4, поддержавшей доводы жалобы, представителя акционерного общества "Завод "Энергия" ФИО5, возражавшей против удовлетворения жалобы, прокурора ФИО6, полагавшего судебные акты законными, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Петроградского района г. Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (МТУ Росимущества) о возложении обязанности устранить выявленные и изложенные в иске нарушения в области гражданской обороны и привести помещения защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: "адрес", встроенных в четырехэтажное здание, в соответствие с нормативными требованиями.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2022 г, исковые требования удовлетворены.
На МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2023 г. в защитных сооружениях, расположенных в "адрес", встроенных в четырехэтажное здание
обеспечить сохранность герметичности защитных сооружений гражданской обороны, в соответствии с п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.п.3.2.1, 3.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583;
обеспечить сохранность конструкции защитных сооружений в соответствии с п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.п.3.2.1, 3.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583;
окрасить элементы инженерных систем внутри ЗС ГО в соответствующие цвета в соответствии с п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583;
запланировать и провести мероприятия по текущему и капитальному ремонту защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687;
провести мероприятия по техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.5.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России N 583 от 15.12.2002;
обеспечить содержание инженерно-технического оборудования (оборудование систем воздухоснабжения, канализации) защитных сооружений гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (оборудование в неисправном состоянии, частично демонтировано) в соответствии с п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.3.2.11, 3.2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583; п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 N 575;
заключить с АО "Завод "Энергия" договор ответственного хранения защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в отношении защитных сооружений в соответствии с п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.4, 8 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 359;
осуществить подготовку к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны маршрутами, движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны, порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми в соответствии с п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.п.6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 - 6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583;
обеспечить содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых в соответствии с п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.3.2.3 - 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583.
Взыскана с МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в доход бюджета Санкт -Петербурга государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, направлении дела на навое рассмотрение.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судами нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что прокурором Петроградского района г. Санкт-Петербурга совместно с ОНДПР Петроградского района управления по Петроградскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу проведена проверка соблюдения АО "Завод "Энергия" требований законодательства о государственной собственности и гражданской обороне при эксплуатации защитных сооружений (далее, ЗС ГО), расположенных в Санкт-Петербурге, по адресу: "адрес", встроенных в четырехэтажное здание.
МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области указало, что в отношении указанных ЗС ГО договоры ответственного хранения защитных сооружений гражданской обороны в мирное время и о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны не заключались.
В ходе указанной проверки установлено, что в настоящее время защитные сооружения эксплуатируются с нарушением действующего законодательства:
не обеспечена сохранность герметичности защитных сооружений гражданской обороны, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.п.3.2.1, 3.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583;
не обеспечена сохранность конструкции защитных сооружений, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.п.3.2.1, 3.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583;
элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в соответствующие цвета, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583;
не планируются и не проводятся мероприятия по текущему и капитальному ремонту защитных сооружений гражданской обороны, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687;
не проводятся мероприятия по техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.5.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России N 583 от 15.12.2002;
не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования (оборудование систем воздухоснабжения, канализации) защитных сооружений гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (оборудование в неисправном состоянии, частично демонтировано), что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.3.2.11, 3.2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583; п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 N 575;
отсутствует договор о правах и обязанностях приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями в отношении объектов и имущества гражданской обороны, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.4, 8 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 359;
не осуществлена подготовка к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны маршрутами, движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны, порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.п.6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 - 6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583;
не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых, что является нарушением п.1 ст.9 ФЗ РФ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687; п.3.2.3 - 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583.
Таким образом, МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области не соблюдены необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, выразившиеся в непринятии мер по поддержанию в постоянной готовности ЗС ГО, а также его сохранности, что может привести к нанесению ущерба РФ.
Суд первой инстанции, разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства, признал установленным, что вышеуказанные защитные сооружения является собственностью Российской Федерации, включены в реестр федеральной собственности, находятся в состоянии, непригодном для их использования по прямому назначению, руководствуясь положениями статей 1, 2, 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пунктов 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, пунктов 3.2.1, 4.3.10, 4.5.2, 3.2.11, 3.2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, пункта 5.2 раздела 2, пункта 4 раздела 1 "Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложил на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, признал правильным вывод суда первой инстанции, что помещения защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, в Санкт-Петербурге, по адресу: "адрес", встроенных в четырехэтажное здание, являются объектами гражданской обороны и федеральной собственностью, так как данное обстоятельство подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Указанные объекты были включены ЗС ГО в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Завод "Энергия", включены в реестр федеральной собственности, на ответственное хранение АО "Завод "Энергия" не передавалось.
Доводы ответчика о том, что именно АО "Завод "Энергия" должно было обеспечить надлежащее содержание ЗС ГО, производить своевременный ремонт убежищ и их инженерных сетей, обеспечить герметичность и гидроизоляцию убежищ, привести ЗС ГО в работоспособное состояние отклонены как несостоятельные.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
На основании Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что объекты по адресу: "адрес", встроенных в четырехэтажное здание, являются защитным сооружением гражданской обороны, подлежат учету в реестре федерального имущества, поэтому именно МТУ Росимущество является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15 декабря 2002 года N 583, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Согласно ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Исходя из требований Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" федеральное имущество подлежит учету Росимуществом и его территориальными органами.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с приказом ФАУГИ от 19 декабря 2016 г. N 464 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении ФАУГИ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. МТУ осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность.
В качестве осуществления полномочий собственника в отношении перечисленных защитных сооружений на МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области правомерно возложены обязанности по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, при этом оценен характер и степень общественной опасности выявленных нарушений и сделан вывод о том, что невыполнение требований относительно надлежащего содержания защитных сооружений может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.
Приведенные в кассационной жалобе заявителем доводы об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Вопреки доводам заявителя жалобы, выполнение действий, которые прокурор просил возложить на ответчика, по своей сути являются мерами, направленными на сохранение объекта гражданской обороны, необходимого для выживания населения в военное время. Эти действия отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, исполняющего правомочия собственника данного имущества (его территориального органа).
Все доводы, приводимые ответчиком в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5, 7 части 2 и части 3 статьи 329 ГПК РФ содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петроградского районного суда города Санкт-Петербурга от 16 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.