Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А, при секретаре Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Ситиматик" о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 15 декабря 2021 года N 85-22/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для акционерного общества "Ситиматик" (Новочебоксарского филиала акционерного общества "Ситиматик") на 2022 - 2026 годы", по апелляционной жалобе акционерного общества "Ситиматик" на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 22 декабря 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителя акционерного общества "Ситиматик" ФИО7, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Государственной службы ФИО1 Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба, орган регулирования, тарифный орган) от 15 декабря 2021 года N 85-22/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для Акционерного общества "Ситиматик" (Новочебоксарского филиала акционерного общества "Ситиматик") на 2022 - 2026 годы" (далее - Постановление от 15 декабря 2021 года N 85-22/в) установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2022 - 2026 годы (приложение N 1), а также установлен и введен в действие на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов на 2022 - 2026 годы (приложение N 2).
Постановлением Госслужбы от 16 ноября 2022 года N 54-16/в в Постановление от 15 декабря 2021 года N 85-22/в внесены изменения, в частности Приложение N 2 к постановлению от 15 декабря 2021 года N 85-22/в изложено в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик", Общество, регулируемая организация, до реорганизации - АО "Управление отходами") обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления Госслужбы от 15 декабря 2021 года N 85-22/в, ссылаясь на то, что тарифы, установленные оспариваемым постановлением, противоречат требованиям пункта 2 статьи 24.9 Закона об отходах производства и потребления, пунктов 9-12, 18, 34, 40, 42, 43. 43(1), 50, 55 Основ ценообразования, пунктов 14, 29-34, 36 Методических указаний N1638/16, поскольку вопреки их положениям была необоснованно снижена величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) оператора по захоронению ТКО, что привело к существенному занижению тарифа, влекущему нарушение прав АО "Ситиматик" на возмещение экономически обоснованных затрат.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 22 декабря 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "Ситиматик" просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, удовлетворить требования административного истца. В жалобе приведены доводы о том, что тарифный орган не подтвердил наличие экспертного заключения на дату принятия тарифного решения. В экспертном заключении, приобщенном лишь в материалы дела, не отражены: анализ обоснованности расходов, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, за который имеются фактические данные; какие расходы регулируемой организации на осуществление нерегулируемых видов деятельности выявлены в составе заявки Общества на утверждение тарифов и долгосрочных параметров регулирования на 2022-2026 годы. В материалах дела отсутствуют расчет численности персонала Общества, расчет годового нормативного пробега транспорта, обоснование изменения амортизационной группы основных средств, расчет размера расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Госслужбой и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16.
Полномочиями на установление тарифов в указанных сферах наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (статья 6 - Закон от 24 сентября 1998 года N 89-ФЗ, пункт 3 Правил регулирования тарифов).
С учетом анализа положений постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 года N 265 "Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам", которым утверждено Положение о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 20.12.2021, номер опубликования: 2101202112200017, а также в печатном издании "Вести Чувашии" - N 51 от 30 декабря 2021 года, судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемое постановление N 85-22/в принято уполномоченным органом - Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, в установленной форме, официально опубликовано, и по этим основаниям не оспаривается.
Суд, отказывая в удовлетворении требования регулируемой организации о признании недействующим Постановления N 85-22/в, исходил из следующего.
АО "Ситиматик" является регулируемой организацией. Операционную деятельность на территории Чувашской Республики осуществляет Новочебоксарский филиал АО "Ситиматик". АО "Ситиматик" (до 8 апреля 2021 - АО "Управление отходами") осуществляет эксплуатацию Объекта размещения отходов, включающего Мусоросортировочный комплекс, расположенный по адресу: г. Новочебоксарск, Шоршельский проезд, влд.16, 16А, 16Б, и Мусороперегрузочную станцию с элементами сортировки, расположенную по адресу: г. Чебоксары, Марпосадское шоссе, д. 24. Эксплуатация данного Объекта размещения отходов осуществляется на основании Концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики (далее - Концессионное соглашение), заключенного 1 июля 2014 года между Чувашской Республикой в лице Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (Концедент) и АО "Ситиматик" (Концессионер).
20 августа 2021 года АО "Ситиматик" обратилось в Госслужбу с заявлением об установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов, предлагая к установлению тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов с приложением обосновывающих документов, с предложением установления тарифа в размере "данные изъяты" руб./тонн на 2022 год, "данные изъяты" руб./тонн на 2023 год, "данные изъяты" руб./тонн на 2024 год, "данные изъяты" руб./тонн на 2025 год, "данные изъяты" руб./тонн на 2026 год.
Тарифным органом проведена экспертиза предложения Общества и решением заседания коллегии 14 декабря 2021 года установлены тарифы на 2022-2026 годы.
Постановлением Госслужбы от 15 декабря 2021 года N 85-22/в для Новочебоксарского филиала Акционерного общества "Ситиматик" установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2022 - 2026 годы, а также установлен и введен в действие на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов на 2022 - 2026 годы согласно приложениям N 1 и N 2.
В силу статьи 6 Закон N 89-ФЗ регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:
единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
тариф на захоронение твердых коммунальных отходов;
тариф на энергетическую утилизацию.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Общество наряду с обработкой и захоронением ТКО осуществляет также нерегулируемые виды деятельности, в частности: транспортирование отходов, а также обработку и захоронение промышленных отходов.
В соответствии с п. 10 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются, за исключением расходов на осуществление нерегулируемых видов деятельности, которые учитываются в составе единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При установлении тарифов не учитываются недополученные доходы, возникшие в связи с применением цен, определенных соглашением сторон и отличных от установленных тарифов.
Повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при установлении тарифов не допускается.
Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные правила расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования приведены в пункте 14 Методических указаний.
При определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период (пункт 15 Основ ценообразования).
Положением об учетной политике Общества (утвержденной приказом от 28 декабря 2018 года N 65-18, с изменениями от 27 декабря 2020 года), предусмотрен учет расходов по основной производственной деятельности на счете 20 "Расходы основного производства" по видам деятельности, при этом счет подразделяется на счета:
20.01 - Основное производство (обработка);
20.02 - Основное производство (захоронение);
20.03 - Сбор и транспортировка ТКО;
20.04 - Деятельность РО ТКО;
20.05 - Захоронение твердых промышленных отходов (далее - ТПО).
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 20 Обществом используется только счет 20.01 в том числе и для нерегулируемых видов деятельности.
Калькуляция цены на захоронение отходов, не относящихся к ТКО с заявлением об установлении тарифа, а также по запросу, в Тарифный орган представлена не была.
Установив, отсутствие раздельного учета по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, суд первой инстанции обоснованно согласился с определением доли завезенных ТКО в размере 86 % при выделении расходов на обработку и захоронение ТКО. Размер доли ТКО рассчитан на основании статистических данных о массе завезенных отходов в 2020 году - 192, 71 тыс. тонн) из которых "данные изъяты" тыс. тонн отнесены к ТКО.
Определение экономически обоснованного размера расходов на захоронение и обработку ТКО с исключением расходов по обращению с иными отходами осуществлено тарифным органом в соответствии с предписанием ФАС России от 28 октября 2021 года N СП/91889/21 (т. 1 л.д. 102-107).
В части определения базового уровня операционных расходов на оплату труда суд первой инстанции согласился с произведенным тарифным органом расчетом. Расходы на оплату труда были утверждены в размере 89 270, 26 тыс. рублей из предложенных Обществом 305 682, 59 тыс. рублей.
Статья расходов на оплату труда содержит оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного и цехового персонала.
Пунктом 42 Основ ценообразования предусмотрено определение расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Аналогичное правило предусмотрено пунктом 26 Методических указаний.
Методическими указаниями определен перечень материалов, включаемых в предложение по установлению тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (Приложение N 1 к Методическим указаниям), в котором предусмотрены:
расчет расходов на оплату труда (приложение 5 к Методическим указаниям);
определение операционных (подконтрольных) расходов на первый год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень операционных расходов) (приложение 9 к Методическим указаниям).
В представленных Обществом расчетах предложены различные по значению величины численности необходимого персонала и ее заработной плате (т. 5 л.д. 6-7).
По итогам анализа сведений о численности и фонда оплаты труда за 2020 год, и руководствуясь пунктом 31 Методических указаний, тарифным органом выявлено отсутствие корректного распределения численности по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии расчета тарифного органа численности персонала Общества противоречит материалам дела.
На основании пунктов 15 и 16 Основ ценообразования фонд оплаты труда определен исходя из средней заработной платы, сложившейся фактически за 2020 год (для производственного персонала - 27 505, 11 рублей, для цехового - "данные изъяты" рублей), с применением индексов потребительских цен (106, 0% в 2021 году, 104, 3 % в 2022 году, что составило для производственного персонала - "данные изъяты" рублей, для цехового - "данные изъяты" рублей) согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Размер среднемесячной оплаты труда Госслужбой определен на основании данных Общества за 2020 год, представленной в приложении 5 (том 5 л.д. 5 столбец 5 строка 2.10 представленной в материалы дела таблицы), и подтвержденной бухгалтерской отчетностью анализ счета 20 (т. 10 л.д.4).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что принятый тарифным органом расчет фонда оплаты труда не противоречит Отраслевому соглашению и п. 42 Основ, так как Обществом надлежащим образом не обоснована плановая нормативная численность работников и размер их заработной платы.
Техническая документация с указанием подлежащего использованию оборудования и необходимый расчет численности персонала Обществом не разработана и в Госслужбу не представлена.
Кроме того, в представленной штатной расстановке (т. 10 л.д. 8-10) штатная численность определена в размере 343 штатных единиц, без возможности определения количества штатных единиц работников, относящихся на регулируемый вид деятельности; в приложении 5 (т. 5 л.д. 5) численность производственного и цехового персонала предложена 206, 6 человек; в приложении 9 (т. 5 л.д. 7) численность производственного и цехового персонала предложена 197 человек.
Обществом в материалы тарифного дела была представлена форма типового договора без приложения Положения об оплате труда, Положения о премировании и коллективного договора.
Штатная расстановка, представленная Обществом, не содержит предлагаемых надбавок по ОТС, лишь указана надбавка за условия труда 4% на отдельные должности. При этом результаты специальной оценки условий труда не представлены, в то время как согласно приложенному проекту типового трудового договора надбавки за вредные условия труда учитываются на их основании.
В представленном Обществом документе "Расчет нормативной численности АУП и ИТР для Новочебоксарского филиала АО "Ситиматик" надлежащего обоснования необходимости такого количества сотрудников не представлено (т. 10 л.д. 11-13).
Из пунктов 7, 8 Правил регулирования следует, что обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифов, возложена на организацию, подающую предложение об установлении тарифа.
Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех возможно и объективно существующих обстоятельств.
При этом пункт 13 Правил регулирования тарифов не возлагает на тарифный орган безусловной обязанности по дополнительному запросу документов, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных расходов, в том числе и в связи с тем, что отсутствие каких-либо документов не является непреодолимым препятствием для установления соответствующего тарифа.
При определении расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение, тарифным органом с учетом предложений Общества были учтены показатели расходов: на ГСМ, закупку грунта для промежуточной изоляции, проволоку для обвязки.
В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных нужд, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
Тарифным органом экономически обоснованные объемы потребления ГСМ были определены исходя из единиц техники (с исключением расходов по автомобилям "данные изъяты" и специальному крюковому погрузчику "данные изъяты" как не согласованных и не переданных Концеденту), норм расхода топлива в летний и зимний период, утвержденных приказами Общества от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N21, времени работы техники.
Время работы техники час/день и км/день на 2022 год определено исходя фактического пробега и отработанных машино-часов каждой единицы техники в 2020 году, представленного Обществом в материалах (т. 5 л.д.10).
Плановые (расчетные) цены на ГСМ определены на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики, опубликованных на официальном сайте Росстата, с учетом прогнозного индекса потребительских цен (1, 043).
Исходя из доли, приходящейся на регулируемый вид деятельности (86%), в виду отсутствия выделения затрат на регулируемый и нерегулируемый вид деятельности, расходы на ГСМ учтены в размере 11 529, 77 тыс. рублей, отклонение от заявленного составило 1 368, 33 тыс. рублей.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии обоснованного расчета расходов на ГСМ отклоняются.
Расходы на закупку грунта определены тарифным органом в соответствии с п. 14 Основ, согласно требованиям технологического регламента эксплуатации объектов системы переработки и утилизации (захоронения) отходов на территории муниципальных образований Чувашской Республики: г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и Чебоксарского района (далее - Технологический регламент), утвержденного директором Филиала (п. 5.3).
Обществом в нарушение п. 14 и 40 Основ не представлены в тарифное дело надлежаще обоснованные экономические объемы приобретения грунта и цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
Данными бухгалтерского учета Общества не подтверждено фактическое приобретение грунта, представлен лишь договор поставки грунта с ООО " "данные изъяты"", заключенный ДД.ММ.ГГГГ без проведения торгов (у единственного поставщика) на срок до 31 декабря 2020 года. На 2021 и последующие годы договора на поставку грунта не представлены.
Учитывая положения пункта 40 Основ ценообразования, суд обоснованно согласился с позицией тарифного органа по определению затрат на приобретение грунта исходя из фактических расходов Общества за 2020 год, признанных экономически обоснованными, с применением доли 86% и использованием ИПЦ на 2021 и 2022 год.
При определении расходов для приобретения проволоки для обвязки Общество предлагало учесть в необходимой валовой выручке проволоку для обвязывания вторичных материальных ресурсов (ВМР), основываясь на сумме фактических затрат за 2020 год по приобретению проволоки по статье "Тара и тарные материалы для ВМР" с применением ИПЦ.
В соответствии с п. 11 Методических указаний, в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении тарифов.
Доходы, полученные от продажи вторичных материальных ресурсов, полученных из отходов, из необходимой валовой выручки регулируемой организации не исключаются, оставаясь в распоряжении регулируемой организации.
Повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при установлении тарифов не допускается.
Поскольку Общество не планирует использование проволоки для захоронения отходов, а вправе получить компенсацию расходов на ее приобретение при продаже ВМР, обвязанных ею, учет данных расходов в тарифе привел бы к повторному возмещению расходов, в связи с чем тарифным органом правомерно не учтены данные затраты при расчете тарифа.
Расходы на текущий и капитальный ремонт Обществом были предложены в размере "данные изъяты" тыс. рублей, принято тарифным органом в размере "данные изъяты" тыс. рублей.
В материалы тарифного дела Обществом был представлен проект производственной программы с указанием сумм на текущий ремонт объектов без указания конкретных мероприятий, приложенный план производственных мероприятий на 2022 год не согласован и не утвержден директором филиала, а также не содержит указания на должность и фамилию составившего его лица, дефектные ведомости, сметы на ремонт не представлены, в пояснениях к плану производственных мероприятий содержатся мероприятия по реконструкции пластинчатого конвейера, не относящиеся к ремонтным расходам и подлежащие реализации путем утверждения инвестиционной программы, исходя из чего тарифным органом обоснованно установлены расходы на текущий и капитальный ремонт на основании пункта 43 Основ ценообразования и пункта 18 Методических указаний.
Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, Госслужбой были определены в соответствии с п. 14, 15 Основ ценообразования, путем анализа фактических показателей за 2020 год, подтвержденных данными бухгалтерского учета, с применением показателей Прогноза и доли, приходящейся на регулируемый вид деятельности (86%), учтены в экономически обоснованном размере расходы на услуги связи, вневедомственной охраны, информационные, консультационные услуги, услуги на стирку спецодежды, услуги дератизации, орнитологические услуги.
Так же является верным вывод суда первой инстанции о том, что тарифным органом при расчете НВВ обоснованно исключены расходы на лизинговые платежи в сумме "данные изъяты" тыс. рублей, поскольку Общество не представило экономическое обоснование необходимости приобретения грузового автомобиля (крюкового погрузчика) "Скания" для осуществления регулируемого вида деятельности, при том обстоятельстве, что во владении Общества имеется 2 крюковых погрузчика, которые также планируется использовать в 2022 году, Общество не представило согласование его приобретения с Концедентом - Минприроды Чувашии.
Также Общество не представило в соответствии с требованиями п. 34, 35 Основ ценообразования расчет на заявленную сумму "данные изъяты" тысяч рублей, а представило лишь договор лизинга N от ДД.ММ.ГГГГ и реестр карточек основных средств (сч. БУ01). Указанные документы не могут служить основанием для учета расходов, поскольку в них не содержатся сведения об амортизационной группе и сроке полезного использования, ставке процента договора лизинга и другие показатели.
По расходам по налогу на имущество предложенная Обществом величина в размере "данные изъяты" тыс. рублей была снижена до "данные изъяты" тыс. рублей.
При этом тарифный орган руководствовался требованиями статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база для налога на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектами налогообложения признается недвижимое имущество. Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
Так, Обществом в тарифное дело представлена таблица "Расчет налога на имущество на 2022-2026 гг. по Новочебоксарскому филиалу АО "Ситиматик" и налоговая декларация по налогу на имущество за 2020 год в целом по предприятию (с филиалами по всей России) без отражения сумм исчисленного налога по каждому из объектов.
Расчет налога на имущество в справке-расчете налога на имущество за 2020 и 1 полугодие 2021 года произведен без разделения на регулируемые и нерегулируемые виды деятельности, включены расходы как на движимое, так и на недвижимое имущество. Кроме того, в него включены расходы на уплату налога на имущество в отношении объектов электросетевого хозяйства, переданные по договору ООО "ТЭС", и по аренде части здания и площадки ООО "Строительные покрытия", которые должны компенсироваться за счет доходов от сдачи в аренду, а не заявляться в регулируемый тариф, в связи с чем, определяя расходы по налогу на имущество Госслужба исходила из информации об остаточной стоимости объектов недвижимого имущества, с применением максимального срока полезного использования основных средств и нематериальных активов в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, и с применением доли затрат, относимых на ТКО в размере 86 %.
При расчете Тарифным органом платы за негативное воздействие на окружающую среду правомерно применены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 N 758, в размере 95, 00 руб. за 1 тонну, применяемую к ТКО IV класса опасности (малоопасные), и утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 N 913, в размере 17, 30 руб. за 1 тонну, применяемую к ТКО V класса опасности.
Согласно пункту 43.1 Основ ценообразования расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов определяются исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применяемых к ним коэффициентов и расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности. Распределение расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности осуществляется в соответствии с территориальной схемой. В случае отсутствия в территориальной схеме распределения расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности распределение объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности осуществляется органом регулирования с учетом фактических данных за последний отчетный год и динамики размещения объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по классам опасности за последние 3 года.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, поскольку в территориальной схеме отсутствует распределение расчетной массы размещения ТКО по классам опасности, то тарифным органом обоснованно была принята масса ТКО, распределенная по классам опасности в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На основании вышеназванного документа в 2022 году Обществом планируется к размещению ТКО 4 класса опасности "данные изъяты" тонн, 5 класса опасности 41 292, 82 тонн.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии со стороны тарифного органа расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду по классам опасности и применяемым коэффициентам судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Тарифным органом было учтено, что в таблице "Объем (масса) отходов, принятых для обработки и захоронения в 2020 году" отражено, что удельный вес ТКО, направленный на утилизацию, в общем объеме ТКО составил по итогам 2020 года 20, 7% или 34 243, 88 тонн ТКО из 165 820, 02 тонн ТКО. То есть, из плановой поступающей массы отходов 179 182 тонн на 2022 год подлежит размещению на полигоне 142 091, 27 тонн ТКО (том 5 л.д.5).
Исходя из того, что данные о фактической массе распределения ТКО по классам опасности за последние три года существенно отличаются друг от друга, а также исходя из того, что были утверждены новые нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, Госслужбой произведен расчет по нормативам 2022 года.
Из данного расчета следует, что по нормативам на 2022 год масса ТКО, разрешенная к размещению на полигоне, составляет 190 010, 37 тонн ТКО, размер платы за негативное воздействие с учетом применения стимулирующих и поправочных коэффициентов составит "данные изъяты" рублей, в связи с чем, на массу ТКО, планируемой к размещению на полигоне (142 091, 27 тонн), размер платы за негативное воздействие по расчету Госслужбы составит "данные изъяты" рублей.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации - это величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат на период регулирования или метода индексации на каждый год долгосрочного периода регулирования, остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая ею по своему усмотрению.
Пунктом 39 Основ ценообразования и пунктом 25 Методических указаний предусмотрено, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов, включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов.
Размер расчетной предпринимательской прибыли рассчитан тарифным органом в соответствии с приведенными положениями законодательства.
Согласно пункту 34 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования тарифов в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
В тарифное дело Обществом представлен анализ счета 20, 25, 26 за 2020 год, где представлена амортизация на сумму 71 963, 62 тысяч рублей. Аналогичный размер амортизации заявлен Обществом на 2022 год. Госслужбой данные показатели не были учтены, в том числе, с учетом того, что обществом не было учтено то, что в течение 2021 года основные средства могли самортизироваться. Также Госслужбой было указано, что сумма амортизации, заявленная Обществом, завышена, поскольку по счету 20 Обществом учтена амортизация по объектам, относимым как на регулируемый, так и на нерегулируемый вид деятельности, по счетам 25 и 26 учтена доля амортизации, относимой на регулируемый вид деятельности в доле 94, 2% (рассчитана Обществом), тогда как Госслужбой принята доля, относимая на регулируемый вид деятельности - 86%.
Кроме того, Обществом в тарифное дело представлена ведомость по основным средствам за 9 месяцев 2021 года на сумму 98 292, 140 тысяч рублей в разрезе основных средств. Данный расчет признан Госслужбой экономически необоснованным, поскольку в нем учитываются все объекты основных средств Общества без разделения по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности.
В представленном Обществом реестре карточек основных средств (сч. БУ 015) не содержатся данные об амортизационной группе объектов, сроке эксплуатации по Классификатору основных средств, начисленной амортизации за период эксплуатации, расчет планируемой амортизации на 2022 год.
В 2019 году ФАС РФ в адрес Госслужбы выдано предписание от 29 мая 2019 г. N СП/44741/19 о необходимости пересчета расходов по амортизации, учтенных в необходимой валовой выручке при корректировке тарифов на захоронение ТКО для Общества, исходя из максимального срока полезного использования основных средств и нематериальных активов в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1.
Во исполнение предписания Госслужбой был пересчитан размер расходов на амортизацию для Общества и определен исходя из экономически обоснованной амортизационной группы и максимального срока полезного использования основных средств и нематериальных активов в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, и с учетом исключения из состава соответствующих расходов результатов переоценки.
Общество не оспаривало предписание ФАС РФ и расчет амортизации, произведенной Госслужбой в 2019 году. Исходя из указанного, в 2022 году Госслужбой произведен расчет амортизации с применением к основным средствам тех же амортизационных групп, используемых в 2019 году.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что в нарушение пункта 34 Основ ценообразования и положений НК РФ тарифный орган изменил для части объектов амортизационную группу, увеличив срок полезного использования основных средств.
При пересмотре тарифа в 2019 году тарифным органом для 10-ой амортизационной группы учитывался срок - 516 месяцев (43 года) с учетом абзаца 2 пункта 17 распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 октября 2013 года N 583-р "О концессионном соглашении в отношении системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики", согласно которому целью использования объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества является обеспечение функционирования системы переработки и утилизации ТБО для г. Чебоксары, Новочебоксарска и Чебоксарского района Чувашской Республики со сроком эксплуатации не менее 40 лет.
В соответствии с п. 2.7 Концессионного соглашения срок эксплуатации Объекта Концессионного соглашения составляет не менее 40 лет.
Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, сроки полезного использования объектов основных средств, отнесенных к 10-ой амортизационной группе, свыше 30 лет, максимальные сроки использования не определены.
С учетом изложенного, тарифным органом правомерно применен срок полезного использования объектов основных средств, отнесенных к десятой амортизационной группе 516 месяцев.
Законодательство не предусматривает ежегодное определение срока полезного использования.
Общество при определении срока полезного использования однотипных объектов основных средств применяет разный подход. Так, Обществу передана по Концессионному соглашению Карта складирования N 1, которую общество относит к восьмой группе амортизации срок полезного использования 300 месяцев (25 лет). При этом построенную Обществом в рамках исполнения Концессионного соглашения Карту складирования N 2 относит уже к шестой группе со сроком полезного использования 180 месяцев (15 лет).
Также Общество относит аналогичные друг другу объекты "Мусоросортировочный комплекс производительностью до 150 тыс. в год МК": находящийся в Чебоксарах к третьей амортизационной группе 60 месяцев (5 лет), а находящийся в Новочебоксарске к пятой группе со сроком полезного использования 120 месяцев (10 лет).
Согласно Учетной политике Общества (пункт 3.1.7) в зависимости от присвоенного номера амортизационной группы срок полезного использования устанавливается по следующему алгоритму: 1 группа - 13 месяцев, 2 группа - 25 месяцев, 3 группа - 37 месяцев, 4 группа - 61 месяцев, 5 группа - 85 месяцев, 6 группа - 121 месяцев, 7 группа - 181 месяцев, 8 группа - 241 месяцев, 9 группа - 301 месяцев, 10 группа - 840 месяцев (том 3 л.д. 140).
Таким образом, исходя и положений Учетной политики Общества, 840 месяцев равняется 70 годам, а потому применяемый Госслужбой срок 516 месяцев (43 года) не нарушает права Общества.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что тарифным органом были нарушены требования к оформлению экспертного заключения.
В пункте 18 Правил регулирования предусмотрено, что тарифное заключение должно содержать: анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях; обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Оценив экспертное заключение, судебная коллегия приходит к выводу, что сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях и расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, как того требуют положения п. 18 Правил регулирования, в нем отражены.
При рассмотрении материалов тарифного дела органом регулирования было выявлено, что представленное Обществом обоснование является в ряде случаев экономически необоснованным в полном объеме или частично, в результате чего предложенные расходы исключены в полном объеме или учтены частично в экономически обоснованном размере. Госслужба обоснованно критически отнеслась к представленному распределению фактических затрат Общества по видам деятельности за 2020 год, в следствие чего распределила расходы пропорционально объемам отходов.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в действующем законодательстве нормы, содержащей требование о раздельном учете расходов и доходов деятельности по захоронению отходов, не относящихся к твердым коммунальным не состоятелен.
В силу пункта 6 (1) Основ ценообразования в случае если регулируемая организация, осуществляющая захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов. Регулируемая организация ведет раздельный учет доходов и расходов, массы и объема твердых коммунальных отходов, обращение с которыми осуществляет, по каждому такому виду деятельности.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции верно применены положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана правильная юридическая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 310 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного суда Чувашской Республики от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Ситиматик" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.