г. Нижний Новгород
30 мая 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Красновой Н.П, рассмотрев материал по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Союз" на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 апреля 2023 года о возврате административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Союз" (далее - ООО "Союз") обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года.
Определением судьи от 4 апреля 2023 года административное исковое заявление оставлено без движения. В срок до 13 апреля 2023 года предложено устранить недостатки административного искового заявления, а именно, представить в суд первой инстанции следующие документы:
подлинник документа, подтверждающего уплату административным истцом государственной пошлины в размере 2000 руб.;
выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, подписанные должностным лицом и скрепленные печатью уполномоченного органа, выдавшего выписки;
договор аренды;
дополнительное соглашение к договору аренды;
расчет арендной платы (если он не содержится в договоре аренды);
копии административного искового заявления и приложенных к нему документов для Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан или доказательства, подтверждающие вручение данному лицу копий административного искового заявления и приложенных к нему документов.
Определением судьи от 14 апреля 2023 года административное исковое заявление возвращено заявителю на основании пункта 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе ООО "Союз" просит определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 апреля 2023 года отменить как незаконное и необоснованное.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Требования к форме и содержанию административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлены положениями статей 125-126, 246 КАС РФ.
Согласно положениям статьи 246 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса. Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
в случаях, установленных федеральным законом, документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Несоблюдение приведенных требований является основанием для оставления административного искового заявления без движения в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 246 КАС РФ).
Административное исковое заявление возвращается административному истцу в случае, если недостатки административного искового заявления не исправлены в срок, установленный в определении об оставлении без движения (пункт 7 части 1 статьи 129 КАС РФ).
Как следует из представленных материалов, во исполнение определения судьи от 4 апреля 2023 года, которым административное исковое заявление было оставлено без движения, ООО "Союз" направило в суд ходатайство о приобщении копий следующих документов:
расчет арендной платы на 2021 год;
договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ;
дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ;
квитанция, подтверждающая направление копии административного искового заявления Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
заявление с отметкой о принятии к рассмотрению;
документ, подтверждающий уплату административным истцом государственной пошлины в размере 2000 руб. (включение в платежное поручение N от "адрес").
Судья первой инстанции, возвращая административное исковое заявление, исходил из того, что в установленный срок недостатки административного искового заявления в полном объеме не устранены, а именно не представлены выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, подписанные должностным лицом и скрепленные печатью уполномоченного органа, выдавшего выписки.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом не может согласиться по следующим основаниям.
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом. Одной из задач административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 КАС РФ).
Положениями части 1 статьи 245 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если такими результатами затронуты их права и обязанности.
Стороны по административному делу обязаны, по общему правилу, в соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Как следует из представленного материала, административным истцом к административному исковому заявлению приложен, в том числе, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года, составленный на бумажном носителе, который в числе приложенных документов содержит выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок.
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки приведены в статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу требований части 7 и 8 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названные выше положения пункта 19 Постановления от 30 июня 2015 года N28 согласуются с одним из принципов административного судопроизводства, закрепленных пунктом 7 статьи 6 КАС РФ, согласно которому доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Указанный принцип выражается, в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела.
Вопрос о получении необходимых доказательств, с предложением сторонам представить такие доказательства, решается судом на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (пункт 5 части 3 статьи 135 КАС РФ).
Согласно статье 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок (пункт 5 части 3 статьи 135 КАС РФ).
При этом, в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, что следует из статьи 62 КАС РФ.
Отсутствие какого-либо документа не может свидетельствовать о несоблюдении требований, предъявляемых законом к административному исковому заявлению. Такие доказательства в силу статей 62, 70 КАС РФ могут быть представлены как при подготовке дела к судебному разбирательству, так и в ходе рассмотрения дела по существу.
Вопреки выводам, содержащимся в обжалуемом определении судьи, ООО "Союз" вместе с административным иском были представлены документы, предусмотренные статьями 126, 246 КАС РФ в подтверждение обстоятельств, на которые Общество ссылается в обоснование своих требований, то есть документы, достаточные для решения вопроса о принятии административного иска к производству.
Более того, суду следовало учесть, что заявителем были предприняты меры, направленные на устранение недостатков административного искового заявления в пределах предоставленного срока, в связи с чем суд первой инстанции мог продлить указанный срок для исправления недостатков в соответствии с положениями статьи 94.2 КАС РФ.
Поскольку недостатки, указанные в обжалуемом определении, сводятся к необходимости представления доказательств в обоснование своих требований, и эти задачи реализуются на другой стадии процесса после принятия административного искового заявления к производству суда, у судьи отсутствовали основания для возвращения административного искового заявления.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, как постановлено судом с нарушением норм процессуального права, с направлением административного искового заявления в суд для решения вопроса о принятии к производству.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 апреля 2023 года - отменить.
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Союз" вместе с материалом направить в суд первой инстанции для решения вопроса о его принятии к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.