Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания ФИО7 на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Северная Осетия- Алания от 24 января 2023 г., вынесенное в отношении ФИО2 делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31 октября 2022 г. ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 24 января 2023 г. постановление судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31 октября 2022 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее материалы в суд, просит отменить решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 24 января 2023 г, приводя доводы о его незаконности и указывая при этом на законность и обоснованность постановления судьи районного суда.
ФИО2, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы, возражений на неё не представил.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы о том, что он 31 октября 2022 г. в 9 часов 30 минут на "адрес" в "адрес" Республики Северная Осетия-Алания, управляя транспортным средством марки Volkswagen Transporter, государственный регистрационный знак N, не выполнил законное требование сотрудников ГИБДД о предоставлении документов на право управления транспортным средством, а после предложения проехать в отдел полиции для установления личности, воспрепятствовал доставлению в отдел полиции.
Судья Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания признал доказанным совершение ФИО2 вменяемого ему административного правонарушения.
Установив при рассмотрении жалобы ФИО2 на вынесенное по делу постановление, что протокол об административном правонарушении не отвечает требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно названный процессуальный документ не подписан должностным лицом его составившим, судья Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. По мнению судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания, допущенные при возбуждении дела об административном правонарушении нарушения носят невосполнимый характер, возможность устранения допущенных нарушений путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, который составил протокол, утрачена, что влечет прекращение производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания и принятый им судебный акт основаны на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными и сомнений в законности и обоснованности не вызывают.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является основным процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Привлекая ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда сослался на протокол об административном правонарушении, как на доказательство его вины в совершении правонарушения.
Между тем, как верно установлено судьей Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в ходе исследования материалов дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, поскольку не был подписан должностным лицом, его составившим (л.д. 10), не может быть признан в силу приведенных выше правовых норм допустимым доказательством.
Нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные при возбуждении дела об административном правонарушении и свидетельствующие о несоблюдении порядка привлечения к административной ответственности, являются существенными, и не были приняты во внимание районным судом.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах судьей Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания вынесенное по делу постановление обоснованно отменено и принято решение о прекращении производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, при рассмотрении настоящей жалобы обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Верховного Суда Северная Осетия-Алания от 24 января 2023 г, вынесенное в отношении ФИО2 делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания ФИО8 - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья Верховного Суда
Республики Северная
Осетия -Алания Дзуцева Ф.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.