Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козлова А.М, судей Потеминой Е.В, Черновой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департаменту строительства Брянской области, Брянской городской администрации о возложении обязанности включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе ФИО2 в лице представителя ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возложении обязанности включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на то, что с 1983 года остался без попечения родителей, а с 1993 года являлся сиротой. В 1995 году он обращался в администрацию Выгоничского района Брянкой области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. В 2002 году он переехал в "адрес" и впоследствии ему стало известно, что он снят с учета в связи с прекращением регистрации в "адрес". Он обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории "адрес", однако ему было отказано в связи с достижением на момент обращения возраста 23 лет.
К участию в деле в качестве соответчиков судом привлечены Департамент строительства Брянской области, Брянская городская администрация.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 25 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 сентября 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО2 в лице представителя ФИО1 просит обжалуемое апелляционное определение отменить как незаконное.
Брянская городская администрация в возражениях на жалобу просит оставить её без удовлетворения.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено по настоящему делу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ и являлся ребенком-сиротой, поскольку его мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО7 - ДД.ММ.ГГГГ
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, находился на полном государственном обеспечении в Жуковском детском доме, откуда был отчислен по окончании 9 классов в связи с выбытием для получения среднего профессионального образования в СПТУ N 9 г. Брянска.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обучался в профессионально-техническом училище N 9 по профессии "Электромонтер". В приказе о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ адрес прописки указан Жуковский детский дом.
После прохождения военной службы в рядах Советской Армии в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован в общежитии, расположенном по адресу: "адрес", собственником которого является муниципальное образование "Выгоничское городской поселение".
Решением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список очередников на улучшение жилищных условий по льготной очереди "Г" с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ
Решением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список очередников на улучшение жилищных условий по льготной очереди "Г" с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи - три человека.
В 2002 году ФИО2 был исключен из указанного списка очередников в связи со снятием с регистрационного учета в "адрес" и переездом в "адрес". Решение о снятии с учета ФИО2 не обжаловалось.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирован по адресу: "адрес".
Объектов недвижимости на территории Брянской области ФИО2 не имеет.
Согласно ответу администрации Навлинского района Брянской области от 13 октября 2021 г. в журнале первичного учёта детей, оставшихся без попечения родителей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2, как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей не состоит. До 2013 года списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, вели сельские администрации. С 2013 года данный список ведётся специалистами сектора опеки и попечительства администрации Навлинского района. Учётное дело ФИО2 не передавалось. ФИО2 в сектор опеки и попечительства администрации "адрес" по вопросу постановки на жилищный учёт не обращался.
Из ответа ГАПОУ "Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева", правопреемника училища N 9 от 11 октября 2021 г. следует, что данные, относился ли ФИО2 к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и в связи с этим находился ли он на полном государственном обеспечении в период обучение в училище, а также его личное дело не сохранились.
Согласно ответу администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решениями коллегии при главе администрации "адрес" за 1997 год по 2002 год ФИО2 состоял в списках на улучшение жилищных условий в администрации посёлка Выгоничи. Решения коллегии при главе администрации "адрес" об утверждении списков на улучшение жилищных условий в администрации "адрес" за 1998-2001 годы не принимались. В протоколах и решениях коллегии при главе администрации "адрес" об утверждении списков на улучшение жилищных условий в администрации "адрес" за 2003-2005 годы информация в отношении ФИО2 отсутствует. В постановлениях и приказах главы администрации "адрес" за 2003-2005 годы информация в отношении ФИО2 отсутствует. Также указано, что ФИО2, не состоял на первичном учёте, не был выявлен как сирота в Выгоничском муниципальном образовании, соответственно в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял. По ходатайству администрации района, ФИО2, была предоставлена комната в общежитии, в которой в настоящее время проживает его жена.
Из ответа Выгоничской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что документов послуживших основанием для постановки ФИО2 на льготную очередь "Г" не имеется, поскольку архивные документы Выгоничской поселковой администрации переданы на хранение в "адрес" архив по 2015 год включительно. Не установлено какая категория граждан подлежала включению в льготную очередь "Г".
При обращении истца в июне 2021 года в Департамент семьи, социальной и демографической политики "адрес" по вопросу включения его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, им получен отказ в связи с его рождением до ДД.ММ.ГГГГ и исполнением ему 44 лет.
Согласно ответу Департамента семьи, социальной и демографической политики "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ФИО2 не состоит.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г..N 397, пунктами 1 постановления Правительства Брянской области от 19 августа 2019 г..N 362-п (в ред. от 25 октября 2021 г..) "Об отдельных вопросах формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка и включения в список при перемене места жительств", исходил из того, что истец до достижения возраста 23 лет с заявлением о включении его в список нуждающихся в жилых помещениях как сирота не обращался,
доказательств уважительности причин, по которым он не был своевременно поставлен на такой учет, не представил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО2
Исходя из положений части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Суды ФИО3 и апелляционной инстанции, установив, что истец до достижения возраста 23 лет с заявлением о включении его в список нуждающихся в жилых помещениях как сирота не обращался, доказательств уважительности причин, по которым он не был своевременно поставлен на такой учет, не представил, обоснованно отказали в удовлетворении его требований, учитывая, что на момент обращения в суд за защитой нарушенного права ФИО2 достиг возраста 44 года.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и с оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами предыдущих инстанций фактических обстоятельств дела в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 в лице представителя ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.