Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Италлогистика" на решение Пермского краевого суда от 24 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 05 июля 2022 года по административному делу N 3а-110/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Италлогистика" о признании не действующей со дня принятия Таблицы 2 Приложения "Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части, которой она не содержит сведений об объекте недвижимости.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения директора общества с ограниченной ответственностью "Италлогистика" Таибовой С.М, представителя ООО "Италлогистика" Чудинова Д.Б, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никитиной Н.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п (далее - Постановление) определен на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
В таблице 2 указанного Перечня приведен перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Постановление размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2018, опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 47, часть 2, 03.12.2018.
Постановление вступило в силу с 1 января 2019 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости обществу с ограниченной ответственностью "Италлогистика" (далее также - ООО "Италлогистика", общество) на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 229, 3 кв.м, расположенное на 1 и 2 этажах многоквартирного дома (год постройки здания 2017), расположенного по адресу: "данные изъяты"
Право собственности зарегистрировано 15 ноября 2018 г, часть помещения передана в аренду для организации кафе по договору от 13 октября 2019 г.
Решением налогового органа от 26 ноября 2020 г. N 5505 обществу доначислен налог на имущество организаций в сумме 243 234 руб. за 2019 г. по указанному помещению исходя из среднегодовой стоимости этого имущества, поскольку данный объект недвижимости не включен в Перечень на 2019 г.
Арбитражный суд, рассматривая дело об оспаривании указанного решения, посчитал, что объект, который отсутствует в региональном перечне по состоянию на 1 января 2019 года, не может облагаться налогом на имущество организаций, исходя из его кадастровой стоимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с административным иском об оспаривании Перечня в той части, в которой в данный Перечень не включено упомянутое помещение (с учетом уточнения заявленных требований).
Заявленные требования мотивированы тем, что нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" отвечало критериям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" и подлежало включению в Перечень.
Решением Пермского краевого суда от 24 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 05 июля 2022 год, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 11 января 2023 года) административный истец просит отменить принятые по делу судебные акты первой и апелляционной инстанций, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права, что привело, по его мнению, к неверному определению юридически значимых обстоятельств и оценке представленных суду доказательств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Правительством Пермского края представлены возражения относительно доводов жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами таких нарушений не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Кодексом.
Таким образом, налоговой базой по налогу на имущество организаций является, по общему правилу, среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении же отдельных видов недвижимости налоговая база подлежит исчислению по кадастровой стоимости этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации.
К их числу относится административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
По смыслу указанных норм конкретный перечень такой недвижимости на очередной налоговый период определяется на основе соответствующих признаков уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Тем самым положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации выступают основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
Установление указанных особенностей налогообложения, начиная с 01.01.2014, имело своей целью переход к более справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости при расчете налоговой базы, увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе офисно-делового и торгового назначения, при условии введения региональных льгот для объектов промышленного производства. Устанавливая телеологический смысл соответствующего регулирования, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодатель исходил из следующего: в подобных зданиях, включаемых в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, как правило, осуществляют хозяйственную деятельность или деятельность по сдаче помещений в аренду именно организации-собственники (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 N 2596-О).
По смыслу предписания абзаца первого пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат, по общему правилу, включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период
Согласуется с этим и подпункт 2 пункта 12 той же статьи, в силу которого в случае, если кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) такой объект не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации без учета положений его статьи 378.2.
Административный истец за внесением нежилого помещения в Перечень, внесением изменений в Перечень на 2019 год, не обращался.
Как указывает в своих возражения Правительство Пермского края, в Перечень на 2020 г. нежилое помещение включено по итогам проведения проверочных мероприятий по определению вида фактического использования объекта, на момент принятия оспариваемого Перечня, такие мероприятия не проводились.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края по формированию перечня объектов недвижимого имущества, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Уполномоченный орган в течение календарного года формирует перечень зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, в том числе мероприятия, предусмотренные пунктами 3.8-3.11 данного Порядка.
Собственники зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений или организации, владеющие такими объектами на праве хозяйственного ведения, в отношении которых Уполномоченным органом в течение календарного года не проводились мероприятия по определению вида фактического использования, вправе обратиться в письменной форме в целях первичного проведения мероприятий по определению вида фактического использования в Уполномоченный орган.
Мероприятия по определению вида фактического использования по обращениям собственников зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений или организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения, предусмотренным настоящим пунктом, проводятся Уполномоченным органом в отношении каждого такого объекта не более одного раза в период с 1 января по 31 декабря каждого календарного года.
Из материалов дела следует, что в период 2018 г. (в период формирования Перечня на 2019 г.) нежилое помещение не использовалось для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового питания.
При таком положении, правильно установив указанные обстоятельства и применив нормы материального права, суды пришли к верному выводу о том, что отсутствие в Перечне сведений об объекте недвижимости не свидетельствует о несоответствии его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", равно как и не свидетельствует о нарушении прав общества.
В рассматриваемом случае Перечень объектов составлен на основании имеющейся у Правительства Пермского края информации.
Мероприятия по обследованию фактического использования объекта не проводились, с подобным заявлением административный истец в 2018 г. в уполномоченный орган не обращался.
Результаты мероприятий по определению вида фактического использования, проведенные в текущем году, могут быть учтены при формировании Перечня только на следующий календарный год, поэтому исходя из критерия фактического использования, помещение в Перечень на 2019 год также включено быть не могло.
Следует отметить, что общество в настоящем случае действует в защиту своих интересов налогоплательщика с отсрочкой, которая вышла далеко за рамки соответствующего налогового периода, что само по себе ставит под сомнение возможность получения справедливой, по мнению административного истца, налоговой выгоды. В этом смысле заявитель также не может связывать увеличение начисленного ему налога только с оспариваемыми законоположениями, тем более что предлагаемое им ретроактивное действие оспариваемых норм связало бы и казну обязательствами, предполагать которые в разумные сроки она не имела бы даже поводов и которые сам налогоплательщик не пытался своевременно создать.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к решению вопроса о пересмотре содержания Перечня, в том числе в связи с наименованием помещения в техническом паспорте, и не могут свидетельствовать о незаконности обжалованных актов, поскольку оспариваемые положения Перечня проверялись судом в порядке абстрактного нормоконтроля, что в данном случае не связано с установлением каких-либо фактических обстоятельств.
Ссылка в кассационной жалобе на необходимость по существу, по мнению заявителя, внесения соответствующих дополнений в Перечень также не свидетельствует о незаконности обжалованных судебных актов, вынесенных при правильном применении норм материального и процессуального права. В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации и предписывать им вносить дополнения в издаваемые ими правовые акты.
Установив, что какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, Перечень в оспариваемой части не противоречит, суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд апелляционной инстанции, правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал ООО "Италлогистика" в удовлетворении заявленного требования.
Предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Пермского краевого суда от 24 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 05 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Италлогистика" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 15 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.