Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Свердловской области (далее - Инспекция) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 октября 2022 года по административному делу N2а-544/2022 по административному иску Микелашвили Николая Эльбердовича о признании незаконным бездействия налогового органа, возложении обязанности произвести возврат денежных средств.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
28 октября 2021 года Микелашвили Н.Э. обратился в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога по платежу от 09 сентября 2020 года в сумме 3 456, 08 рублей, в удовлетворении которого налоговым органом отказано письмом от 19 ноября 2021 года N12-22/10334 с указанием на отсутствие переплаты по транспортному налогу по состоянию на 19 ноября 2021 года.
Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - УФНС России по Свердловской области) своим решением от 11 марта 2022 года N13-06/07154@ оставило жалобу Микелашвили Н.Э. без удовлетворения.
Не согласившись с действиями Инспекции по отказу в возврате излишне уплаченного налога, Микелашвили Н.Э. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченного налога в размере 3 456, 08 рублей; признании незаконными бездействия должностных лиц и действий должностного лица Пулькиной Татьяны Станиславовны по направлению семнадцати извещений на оплату налогов и пени, указывая на отсутствие задолженности по обязательным платежам, в связи с чем оснований для отказа в возврате суммы излишне уплаченного налога у налогового органа не имелось.
Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 21 июня 2022 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 октября 2022 года решение суда отменено в части отказа о признании незаконными действий Инспекции по неправомерному распределению поступивших денежных средств в счет уплаты задолженности по транспортному налогу за 2014 год.
В отмененной части принято новое решение, которым на Инспекцию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Микелашвили Н.Э. путем повторного рассмотрения его обращения от 28 октября 2021 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной 13 февраля 2023 года кассационной жалобе Инспекция просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на правомерность действий по распределению поступивших от налогоплательщика денежных средств на погашение существующей задолженности по обязательным платежам.
Микелашвили Н.Э. представлены письменные возражения об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, от Инспекции поступило ходатайство о проведении судебного заседания без участия своего представителя.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по данному административному делу не имеется.
Как следует из материалов дела, с 15 мая 2018 года Микелашвили Н.Э. является пенсионером по возрасту.
За административным истцом были зарегистрированы транспортные средства: грузовой автомобиль марки ФИАТ ДУКАТО (г/н "данные изъяты"), дата регистрации - 30 октября 2012 года; грузовой автомобиль марки ИЖ 27175-036 (г/н "данные изъяты"), дата регистрации - 21 ноября 2006 года, дата снятия с регистрационного учета - 24 декабря 2019 года.
Согласно сведениям КРСБ произведены начисления и оплата по транспортному налогу налогоплательщиком Микелашвили Н.Э, начиная с налогового периода 2014 года:
Дата
Начисления по транспортному налогу (далее здесь - ТН)
Платежи
05.11.2014
Начислен ТН за 2013 год - 3 093, 28 рублей.
01.10.2015
Начислен ТН за 2014 год - 1 947, 85 рублей.
14.01.2016
28, 02 рублей - пени
23.05.2016
1 947, 85 рублей
19.07.2016
279, 98 рублей - пени
01.12.2016
Начислен ТН за 2015 год - 1 948 рублей.
18.04.2017
1 948 рублей - налог12, 99 рублей - пени
01.12.2017
Начислен ТН за 2016 год - 1 948 рублей
03.12.2018
Начислен ТН за 2017 год - 1 948 рублей
06.02.2019
3 896 рублей - налог
19.10.2019
14, 68 рублей - пени
02.12.2019
Начислен ТН за 2018 год - 1 012 рублей
09.09.2020
3 422 рубля - налог34, 08 рублей - пени
01.12.2020
Начислен ТН за 2019 год - 544 рубля
15.01.2021
147, 07 рублей - пени
09 сентября 2020 года произведена оплата транспортного налога в размере 3 422 рублей и пени в сумме 34, 08 рублей по платежным документам с указанием в них плательщика - "данные изъяты", ИНН плательщика - "данные изъяты".
20 октября 2021 года произведены два платежа в размерах 3 422 рубля (транспортный налог) и 34, 08 рубля (пени по транспортному налогу), плательщиком указан Микелашвили Н.Э, налогоплательщиком - "данные изъяты", ИНН - "данные изъяты".
Согласно пояснениям налогового органа платежи от 20 октября 2021 года учтены при расчетах с бюджетом по транспортному налогу налогоплательщика "данные изъяты"
28 октября 2021 года Микелашвили Н.Э. обратился в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного транспортного налога в сумме 3 456, 08 рублей по платежу от 09 сентября 2020 года, по которому Инспекцией принято оспариваемое решение об отказе, оставленное без изменения решением УФНС России по Свердловской области.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исходя из того, что платежные документы на оплату 09 сентября 2020 года транспортного налога и пени в общей сумме 3 456, 08 рублей не содержали информацию о налоговом периоде, признал правомерными действия налогового органа по распределению поступивших денежных средств на погашение задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 947, 85 рублей и за 2018 год в сумме 1 012 рублей, а также на зачет будущего платежа по транспортному налогу за 2019 год в сумме 462, 15 рублей, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у Инспекции оснований для возврата излишне уплаченного административным истцом налога.
Судебная коллегия по административным делам областного суда не согласилась с позицией суда первой инстанции о законности погашения Инспекцией недоимки по транспортному налогу за 2014 год из поступивших 09 сентября 2020 года денежных средств, отметив, что налоговым органом указанные действия произведены с нарушением трехлетнего периода, что свидетельствует об отсутствии оснований для такого распределения денежных средств, в связи с чем в указанной части решение суда было отменено. В качестве способа восстановления нарушенных прав административного истца на Инспекцию возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Микелашвили Н.Э. от 28 октября 2020 года.
Судебная коллегия кассационного суда выводы суда апелляционной инстанции находит верным, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, судами учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс; все положения приведены в редакции, действующей на спорный период) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Положениями статьи 78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 78 Кодекса возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения (недоимки) задолженности.
Пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (абзац первый).
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса (абзац второй).
Из приведенных положений следует, что для возврата налогоплательщику излишне взысканной суммы налога необходимо наличие излишнего взыскания (уплаты) суммы налога и отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов или пеней, причитающейся тому же бюджету (внебюджетному фонду).
На основании пункта 2 статьи 11 Кодекса недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе проанализировав действия налогового органа, суд апелляционной инстанции установилотсутствие у Инспекции оснований для зачета поступившей от административного истца оплаты в счет погашения недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 947, 85 рублей.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о наличии у Микелашвили Н.Э. по состоянию на 01 сентября 2020 года недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 947, 85 рублей, не могут быть приняты во внимание.
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу (пункт 1 статьи 57 НК РФ).
Согласно статьей 59 НК РФ, в случае признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, уплата и (или) взыскание которых оказались безнадежными к взысканию, числящиеся за отдельными налогоплательщиками суммы подлежат списанию.
По подпункту 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ одним из оснований для списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам является принятие судом акта, признающего утрату налоговым органом возможности ее взыскания в связи с истечением установленного срока.
Согласно положению, закрепленному в абзаце 4 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N57, вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
В рассматриваемом случае, при отсутствии доказательств в подтверждение принудительного взыскания недоимки за 2014 год, на что обоснованно обращено внимание суда апелляционной инстанции, вывод о неправомерном зачете поступивших денежных средств в счет уплаты налоговых платежей на погашение недоимки по транспортному налогу за 2014 год, является правильным и соответствует материалам дела.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение отвечает требованиям законности и обоснованности, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены и (или) изменения, в связи с чем кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 26 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.