Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Шабаловой О.Ф. и Татаринцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04MS0037-01-2022-002600-11 по иску публичного акционерного общества "ТГК-14" к Пелиховой Наталье Федоровне, Гаськову Андрею Николаевичу, Гаськовой Елене Валерьевне о взыскании задолженности за тепловую энергию, по встречному исковому заявлению Пелиховой Натальи Федоровны к публичному акционерному обществу "ТГК-14" о признании договора теплоснабжения незаключенным, признании начислений по услуге отопления незаконными
по кассационной жалобе Пелиховой Н.Ф, Гаськова А.Н, Гаськовой Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 14 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
публичное акционерное общество "ТГК-14" (далее - ПАО ТГК-14, общество) обратилось в суд с иском, в котором с учетом уменьшения исковых требований, просило взыскать солидарно с Пелиховой Н.Ф, Гаськова А.Н, Гаськовой Е.В. долг за потребленную тепловую энергию за период с 1 ноября 2020 г. по 31 марта 2022 г. в размере 21 272, 68 руб, в том числе за отопление - 21 221, 80 руб, за горячее водоснабжение - 50, 88 руб, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 838, 18 руб, вернуть излишне уплаченную государственную пошлину.
В обоснование требований указало, что Пелихова Н.Ф, Гаськов А.Н, Гаськова Е.В. являются потребителями тепловой энергии по адресу: "адрес", однако обязанность по оплате тепловой энергии, предоставляемой ПАО ТГК-14 в жилой дом, не исполняют.
Пелихова Н.Ф. обратилась со встречным иском к ПАО ТГК-14, в котором просила признать договор теплоснабжения не заключенным, начисления за услуги отопления незаконными, мотивировав свои требования тем, что договор теплоснабжения между ней и ПАО ТГК-14 не заключался, соответствующих предложений (оферты) ей не поступало, с момента приобретения жилого помещения в квартире отсутствуют какие-либо присоединенные тепловые сети, а также теплопринимающие устройства. После демонтажа теплопринимающих установок и устройств (радиаторов, батарей) ресурсоснабжающей организацией и прежним собственником квартиры, повторного подключения не осуществлялось. Помещение отапливается посредством бытовых электрообогревателей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 августа 2022 г. исковое заявление ПАО ТГК-14 удовлетворено, с Пелиховой Н.Ф, Гаськова А.Н, Гаськовой Е.В. солидарно в пользу ПАО ТГК-14 взыскана задолженность за отопление за период с 1 ноября 2020 г. по 31 марта 2022 г. в сумме 21 221, 80 руб, за горячее водоснабжение - 50, 88 руб, а также расходы по уплате государственной пошлины 838, 18 руб. ПАО ТГК-14 возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 298, 78 руб. Встречные исковые требования Пелиховой Н.Ф. к ПАО ТГК-14 о признании договора теплоснабжения незаключенным, признании начислений по услуги отопления незаконными оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 14 ноября 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пелиховой Н.Ф, Гаськова А.Н, Гаськовой Е.В. изложена просьба об отмене постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассаторы полагают, что переход на отопление жилого помещения с использованием бытовых источников тепловой энергии в данном случае является законным, так как законодательство, действовавшее на момент демонтажа радиаторов собственниками, не запрещало этого.
Считают, что системное толкование пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), не даёт оснований для вывода о том, что обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома (далее также МКД), и означает, что собственник помещения имеет право без уведомления органов Ростехинвентаризации производить реконструкцию системы отопления.
Демонтаж системы отопления в помещении не привёл к нарушениям гидравлики, неправильному распределению тепла, перегреву или недогреву помещений в МКД, а также изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы в целом. Уменьшение длины трубопровода привело к уменьшению тепловой нагрузки на 2-х ветвях из 4-х в системе отопления, а следовательно, должен был уменьшиться расход теплоносителя.
Полагают, что отношения по предоставлению коммунальной услуги отопления между ними и истцом не могли возникнуть, так как на момент открытия лицевых счетов батареи отопления, присоединённые к общедомовой системе, отсутствовали.
При этом выводы суда о наличии на стороне потребителей обязанности по оплате тепловой энергии независимо от наличия либо отсутствия теплопотребляющих установок незаконны.
Считает, что суд должен был пригласить экспертов или назначить экспертизу по вопросу того, каким образом отключение системы отопления спорной квартиры повлияло на сложившийся в течение 14 отопительных сезонов гидравлический режим.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит в пределах доводов кассационной жалобы оснований для отмены или изменения в кассационном порядке оспариваемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемого судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственником жилого помещения по адресу: "адрес", с 23 января 2009 г. до 14 октября 2015 г. являлась Пелихова Н.Ф.
После нее собственниками указанной квартиры являются Гаськова Е.В, Гаськов А.Н, несовершеннолетние ФИО1, ФИО2 (по ? доли в праве общей собственности).
Из выписки из лицевого счета, выданной МКУ "Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г. Улан-Удэ" 3 июня 2022 г, следует, что по данному адресу на регистрационном учёте значатся: с 17 декабря 2009 г. - Пелихова Н.Ф, с 9 апреля 2014 г. - Гаськов А.Н, Гаськова Е.В, несовершеннолетние ФИО1, ФИО2
Многоквартирный дом по адресу: "адрес", имеет внутридомовую систему отопления, подключенную к централизованным сетям теплоснабжения.
Согласно справке застройщика ООО "Гевс-жилстрой" от 20 августа 2009 г, в квартире "адрес" демонтированы радиаторы отопления. Демонтаж произведен путем обрезания подающего и обратного трубопровода на вводе в квартиру, шаровые краны на трубопроводах закрыты, потребление тепловой энергии невозможно. Данное переоборудование не привело к нарушению в работе инженерной сети отопления многоквартирного дома, так как не демонтированные участки трубопровода не являются ее частью.
Из акта, составленного ПАО ТГК-14 27 августа 2019 г, усматривается, что в квартире по "адрес" отсутствуют приборы отопления (радиаторы) в количестве 3-х штук, лежаки и разводка, установлены электроконвекторы.
В письме от 6 июня 2022 г. Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ на запрос суда сообщил, что решение о согласовании перепланировки и (или) переустройства системы отопления жилого помещения по "адрес" не выдавалось.
Сведения о переходе на альтернативные источники отопления в указанном жилом помещении отсутствуют.
Ранее в отношении Пелиховой Н.Ф, Гаськовых А.Н, Е.В. выносились судебные приказы о взыскании задолженности за тепловую энергию, которые были отменены.
Согласно расчету начислений, представленному истцом ПАО ТГК-14, задолженность за период с 1 ноября 2020 года по 31 марта 2022 года составила: за отопление - 21 221, 80 руб, ГВС - 50, 88 руб.
Пелиховой Н.Ф, Гаськовыми А.Н, Е.В. возражений по расчету, доказательств погашения долга (полностью или частично) суду не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 25, 26, 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), исходя из того, что ответчики как потребители услуги обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за тепловую энергию, с учётом явного законодательного запрета на переход отопления помещения на иной способ отопления при наличии технологического присоединения общедомовой системы отопления к централизованной отопительной городской сети, при отсутствии в материалах дела доказательств согласования демонтажа системы, либо изменения системы теплоснабжения, пришёл к выводу об удовлетворении первоначальных и отклонении встречных исковых требований.
Проверяя законность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, суд второй инстанции согласился с его выводами, оставив решение без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах. Правовая позиция судов базируется на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела, а выводы судов доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1); взнос на капитальный ремонт (пункт 2); плату за коммунальные услуги (пункт 3).
Как указано в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11 июня 2014 г. N 543-ст, многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
В пункте 3.2 постановления от 10 июля 2018 г. N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей.
Спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации) (пункт 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 30-П).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как указано в пункте 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Как следует из содержания пунктов 3.8, 3.11 - 3.13, 3.15, 3.17, 3.18 "ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введенного в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 г. N 823-ст (далее - ГОСТ Р 56501-2015), собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.
Таким образом, по общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
В пункте 1.2 постановления от 20 декабря 2018 г. N 46-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что считает необходимым исходить из того, что переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
В пункте 4.2 данного постановления Конституционного Суда Российской Федерации содержится правовая позиция о том, что вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом "О теплоснабжении", который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 части 1 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно части 2 его статьи 30, вступил в силу с 1 января 2011 г.).
Поскольку принадлежащее ответчикам жилое помещение находится в составе многоквартирного дома, запрет на переход отопления жилого помещения на иной способ отопления (без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома) распространяется и на него.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, согласно которым переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов не только проживающих в этом жилом помещении граждан, но и соседей, в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает, в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (пункт 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации 20 декабря 2018 г. N 46-П).
Пунктом 4 Правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утверждённых приказом Минрегиона Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 610, закреплено, что установление или изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется путем закрепления соответствующих величин в договоре энергоснабжения на основании заявки потребителя, поданной им в энергоснабжающую организацию в порядке, установленном настоящими Правилами.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, переоборудование жилого помещения путём демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственников помещения, допустивших такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом "и" пункта 34 Правил N 354.
Из абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции верно установилюридически значимые обстоятельства по делу, всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся доказательства, которым дал правовую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и пришёл к обоснованному выводу, согласившись с принятым судом первой инстанции решением и его правовым обоснованием. Представленный истцом расчет задолженности являлся предметом проверки суда апелляционной инстанции, был признан судом соответствующим требованиям действующего законодательства.
Доводы кассаторов о том, что отношения по предоставлению коммунальной услуги отопления между ними и истцом не могли возникнуть, так как на момент открытия лицевых счетов батареи отопления, присоединённые к общедомовой системе отопления, отсутствовали, отклоняются судебной коллегией, поскольку дом, в котором проживают истцы, является многоквартирным, судом установлено, что данный дом имеет внутридомовую систему отопления, подключённую к централизованным сетям теплоснабжения, следовательно, договор теплоснабжения был заключён в соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом в пункте 7 Правил N 354 указано, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
В связи с тем, что ответчиками нарушен прямой запрет на самовольный демонтаж отопительных приборов, то доводы кассаторов о назначении по делу экспертизы по вопросу того, каким образом отключение системы отопления повлияло на гидравлический режим, отклоняются судебной коллегией.
Доводы кассационной жалобы о неполучении тепловой энергии в связи с отсутствием в квартире приборов отопления (батарей) рассмотрены и обоснованно отклонены судами с указанием на то, что демонтаж батарей в квартире не освобождает ответчиков от оплаты поставленного ресурса, поскольку тепловая энергия передается в многоквартирный дом, где распределяется, в том числе, через стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым, отапливая как индивидуально квартиру, так и весь многоквартирный дом в целом.
Отсутствие в самой квартире радиаторов не свидетельствует о неоказании услуги по отоплению и не освобождает ответчиков от её оплаты.
Таким образом, при отсутствии доказательств перехода ответчиками на иной вид отопления, а также переустройство или демонтаж отопительных приборов, оформленных в установленном порядке, с внесением сведений в техническую документацию жилого помещения, у суда апелляционной инстанций не имелось оснований для освобождения ответчиков от уплаты задолженности по оплате потреблённой тепловой энергии.
Спор разрешен судом апелляционной инстанции в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона к возникшим спорным правоотношениям. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судом доказательств допущено не было.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального и процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемого судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 14 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пелиховой Н.Ф, Гаськова А.Н, Гаськовой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.