Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ошхунова З.М.
судей Усмановой Г.Ф, Росиной Е.А.
с участием прокурора ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Буденновского межрайонного прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "адрес" "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N", Министерству здравоохранения "адрес" о возложении обязанности обеспечить финансированием и выполнить мероприятия по функционированию сотрудников охранных организаций и оборудованию системой видеонаблюдения, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения "адрес", поданной представителем ФИО1 на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 23 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 16 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Усмановой Г.Ф, выслушав объяснения представителей ответчиков ФИО4, ФИО5 (посредством видеоконференцсвязи), возражения прокурора, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
и.о. Буденновского межрайонного прокурора "адрес" обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Министерство здравоохранения "адрес" обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "адрес" "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N", (далее - ГБУЗ СК "Краевой центр СВМП N") достаточным финансированием на выполнение мероприятий по функционированию сотрудников охранных организаций: оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; о возложении на ГБУЗ СК "Краевой центр СВМП N" обязанности после поступления соответствующего финансирования выполнить мероприятия по функционированию сотрудников охранных организаций: оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В обоснование требований прокурором указано на то, что проведенной проверкой в деятельности ГБУЗ "Краевой центр СВМП N "адрес"" и Министерства здравоохранения "адрес" выявлены нарушения федерального законодательства. ГБУЗ "Краевой центр СВМП N "адрес"" является социальным объектом с пребыванием граждан, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Важной характеристикой учреждения, как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью. Собственник должен передать учреждению в управление здание и территорию, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных среде на эти цели. Таким образом, выполнение требований по антитеррористической безопасности находится в прямой зависимости от надлежащего финансирования учреждения. Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения медицинских организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. По результатам проведенной проверки установлено, что в состав ГБУЗ "Краевой центр СВМП N" входит 30 объектов, из которых 3 объекта 2 категории (стационар, городская и детская поликлиники), 9 объектов 3 категории (психоневрологический, кожно-венерологический, наркологический диспансеры, женская консультация, стоматологическая поликлиника, 2 амбулатории, 2 участковые больницы).
Ответчиками в полном объеме не принимается комплекс мер, направленных на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения, оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца. На указанных объектах (территориях) не обеспечена охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащение объектов (территорий) инженерно- техническими средствами и системами охраны в соответствии с потребностями. Охрана объектов осуществляется штатными работниками охраны. Причинами невыполнения требований к антитеррористической защищенности объектов является недостаточное финансирование учреждения на указанные цели Министерством здравоохранения "адрес". Допущенные нарушения законодательства о противодействии терроризму создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 23 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 16 ноября 2022 г. требования и.о. Буденновского межрайонного прокурора Ставропольского края удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерства здравоохранения "адрес", поданной представителем ФИО1, ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неверное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При этом нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений прокурора "адрес", Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. (далее - Концепция), основными задачами противодействия терроризму в Российской Федерации является: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; приоритеты защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, в том числе несовершеннолетних.
Согласно названной Концепции, противодействие терроризму, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с частью 3 статьи 5 указанного Федерального закона N 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. п. "а, б" пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии пунктом 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения медицинских организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 13 января 2017 г. N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Пунктами 16 (1), 17 Требований предусмотрено, что на объектах (территориях), которым присвоена вторая и третьи категории, предусмотрен конкретный перечень мероприятий антитеррористической направленности.
По результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что в состав ГБУЗ "Краевой центр СВМП N" в нарушение статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ, пунктов 16, 16(1), 17 Требований не обеспечена охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащение объектов (территорий) инженерно- техническими средствами и системами охраны в соответствии с потребностями.
Как правильно установили суды, удовлетворяя требования прокурора, допущенные нарушения законодательства о противодействии терроризму не обеспечивают антитеррористическую безопасность с ГБУЗ "Краевой центр СВМП N" и создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Достижение цели обеспечения безопасности посетителей во время пребывания в организации, осуществляющей медицинскую деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в медицинском учреждении, должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Суды правомерно возложили на Министерство здравоохранения "адрес" обязанность по обеспечению финансирования указанных в решение суда мероприятий по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности, поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к компетенции указанного ведомства, как главного распорядителя бюджетных средств края.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобе не усматривается. Переоценка обстоятельств и доказательств по делу в суде кассационной инстанции не допускается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 23 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 16 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения "адрес", поданную представителем ФИО1, - без удовлетворения.
Председательствующий З.М. Ошхунов
Судьи Г.Ф. Усманова
Е.А. Росина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.