Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шумаковой Ю.М, судей Омарова О.М. и Коняева И.Б, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гаврильченко Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело с кассационной жалобой осужденной Буш А.В. на приговор Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18.05.2018, согласно которому
Буш "данные изъяты", гражданка Российской Федерации, ранее не судимая, осуждена по:
- п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 10 лет;
- ч.2 ст.228 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний назначено Буш А.В. окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 10 лет 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Приговором разрешены вопросы о мере пресечения в отношении осужденной до вступления приговора в законную силу, о сроке исчисления наказания, о зачете в срок наказания времени содержания осужденной под стражей, а также о вещественных доказательствах по делу.
В апелляционном порядке оспариваемый приговор не обжаловался и вступил в законную силу.
Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2020 отказано в передаче кассационной жалобы осужденной Буш А.В. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2022 кассационная жалоба осужденной Буш А.В. передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции вместе с материалами уголовного дела.
Заслушав доклад судьи Омарова О.М, выступление осужденной Буш А.В. в режиме видеоконференц-связи и ее защитника - адвоката Белого Я.Ф, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Сыровицкой М.Д, полагавшей необходимым состоявшийся в отношении осужденной приговор изменить, судебная коллегия
установила:
Буш А.В. признана виновной в незаконном сбыте наркотического средства, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, а также в незаконном хранении без цели сбыта наркотических средств, в крупном размере.
Преступления совершены осужденной Буш А.В. во временной период и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденная Буш А.В. выражает несогласие с приговором. Утверждает, что текст приговора является копией обвинительного заключения, что ставит под сомнение справедливость и беспристрастность судебного разбирательства. Считает, что выводы суда не подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами. Обращает внимание, что оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление причастности ее к незаконному сбыту, в частности "проверочная закупка", в отношении нее не проводились, иных доказательств, подтверждающих сбыт ею наркотиков, по делу не представлено, что препятствовало суду признать ее виновной в незаконном сбыте наркотиков. Полагает, что по делу имеет место добровольный отказ от преступления, что подтверждается показаниями многочисленных свидетелей. Анализирует оценку, данную судом показаниям свидетелей, и приходит к выводу, что свидетели являются заинтересованными по делу лицами, поскольку выступали инициаторами возбуждения и расследования уголовного дела, при этом отмечает, что сотрудник органа дознания не может выступать свидетелем по делу, по которому он участвовал в составе следственно-оперативной группы. Просит переквалифицировать ее действия с п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ на ч.5 ст.33, ч.4 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ и смягчить наказание с применением ст.64 УК РФ и ч.6 ст.15 УК РФ.
Выслушав мнения участников процесса, проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также основания, послужившие передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст.401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационной жалобы суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
Исходя из этих положений уголовно-процессуального закона, предметом проверки в суде кассационной инстанции является лишь законность вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда; обоснованность же этих судебных решений, соответствие сформулированных в них выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам при производстве в кассационном порядке проверке не подлежат.
Утверждения в жалобе о том, что приговор построен на предположениях, недостоверных доказательствах и противоречивых выводах, не основаны на материалах дела.
Обстоятельства, при которых Буш А.В. совершила преступления и которые в силу ст.73 УПК РФ подлежали доказыванию, установлены правильно, выводы суда не содержат каких-либо предположений.
В приговоре, как это предусмотрено ст.307 УПК РФ, содержится описание преступных действий осужденной с указанием места, времени, способа их совершения, формы вины и мотивов совершенных преступлений, изложены доказательства виновности осужденной.
В ходе судебного разбирательства тщательно исследованы все доказательства, на основании которых были установлены обстоятельства совершения Буш А.В. противоправных деяний.
Выводы суда о доказанности вины осужденной в совершении инкриминируемого ей преступления являются обоснованными, соответствует фактическим обстоятельствам дела, и подтверждаются совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, а именно: показаниями самой Буш А.В, свидетелей, экспертными заключениями, протоколами следственных действий и другими письменными материалами дела.
Все доказательства оценены с учетом правил, предусмотренных ст.88 УПК РФ, с точки зрения их допустимости, достоверности и относимости к рассматриваемым событиям, а в совокупности - достаточности для признания Буш А.В. виновной в совершенных преступлениях.
Каких-либо противоречий в приведенных доказательствах, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда, не имеется. Заинтересованности со стороны свидетелей в исходе дела и оснований для оговора ими осужденной судом не установлено.
Оснований для вывода о наличии в действиях осужденной добровольного отказа от преступления и освобождения от уголовной ответственности, на чем настаивает автор жалобы, у суда не имелось, поскольку такие обстоятельства материалами дела не подтверждаются.
Действия осужденной Буш А.В. по ч.2 ст.228 УК РФ квалифицированы верно.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По данному делу допущены нарушения, подпадающие под указанные критерии.
В силу требований ст.297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, и признается таковым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
Указанные требования закона не в полной мере выполнены судом по настоящему уголовному делу.
Как следует из материалов дела, суд признал установленным, что при обстоятельствах, изложенных в приговоре, не позднее 17 час. 00 мин. 25 июня 2017 года, Буш А.В, из корыстных побуждений, имея умысел на незаконный сбыт наркотических средств, в соответствии с отведенной ей ролью в преступной группе, незаконно приобрела не менее 0, 82 грамм наркотического средства - производного метилового эфира 3-метил-2-(1-бензил-1Н-индазол-3-карбоксамидо) бутановой кислоты, в виде измельченного растительного вещества желтого цвета, в крупном размере, в "тайниковой закладке", после чего принесла наркотическое средство в свое жилище, где, используя электронные весы, взвесила его, расфасовала в полимерный пакет, сокрыла в изоляционной ленте, приготовив тем самым для дальнейшего незаконного сбыта.
Затем, продолжая осуществлять свои преступные намерения, в соответствии с отведенной ей преступной ролью, примерно в 18 час. 10 мин. 26 июня 2017 года, самостоятельно определив место сбыта, осуществила "тайниковую закладку" указанного наркотического средства в земле, под фрагментом шифера у забора "адрес" края, после чего произвела аудиозапись на диктофон собственного монолога с указанием местонахождения "тайниковой закладки" наркотического средства, фотографирование местонахождения "тайниковой закладки" для последующего информирования об этом адресе посредством программы "wickimessenger" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" неустановленного следствием лица, которое реализуя единый умысел преступной группы, направленный на незаконный сбыт наркотических средств, осуществляло на сайте "данные изъяты" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" непосредственный сбыт указанного наркотического средства. Однако 27 июня 2017 года это наркотическое средство было обнаружено и изъято сотрудниками УНК ГУ МВД России по Краснодарскому краю при проведении в период времени с 17 часов 30 минут по 18 часов 10 минут осмотра места происшествия.
Данные действия Буш квалифицированы судом по п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ как незаконный сбыт наркотического средства, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Между тем, согласно ст.29 УК РФ преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 14 (ред. от 16 мая 2017 года N17) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует понимать незаконную деятельность лица, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.) другому лицу (приобретателю). При этом сама передача лицом реализуемых средств, веществ, растений приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно, путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте, введения инъекции.
Незаконный сбыт следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств, веществ, растений независимо от их фактического получения приобретателем (п.13.1 Пленума)
Таким образом, сбыт наркотического средства путем размещения наркотического средства в закладке считается оконченным в том случае, если информация о месте ее хранения была доведена до приобретателя либо место размещения закладки было заранее обусловлено с приобретателем.
Однако каких-либо данных, свидетельствующих о том, что сведения о местонахождении указанного тайника-закладки с наркотическим средством были доведены Буш А.В. до неустановленного следствием лица либо до потенциальных приобретателей наркотического средства, из приговора и материалов уголовного дела не усматривается.
Более того, как следует из приговора, само наркотическое средство из указанного тайника-закладки было изъято сотрудниками правоохранительных органов при осмотре места происшествия.
При таких обстоятельствах действия Буш А.В, направленные на сбыт наркотических средств, образуют покушение на сбыт наркотических средств организованной группой по предварительному сговору в крупном размере, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") и подлежат переквалификации с п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ на ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ.
На основании изложенного приговор в отношении Буш А.В. подлежит изменению, ее действия по инкриминированному преступлению, предусмотренному п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ, следует квалифицировать по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ как покушение на сбыт наркотических средств организованной группой по предварительному сговору в крупном размере, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), а назначенное Буш А.В. наказание как за данное преступление, так и назначенное осужденной на основании ч.3 ст.69 УК РФ - смягчить.
Кроме того, в соответствии ст.6 УК РФ наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть справедливым. В силу ч.3 ст.60 УК РФ при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Данные положения закона в отношении Буш А.В. выполнены судом не в полной мере.
Так, в соответствии с п.30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" активное способствование раскрытию и расследованию преступления следует учитывать в качестве смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. "и" ч.1 ст.61 УК РФ, если лицо о совершенном с его участием преступлении либо о своей роли в преступлении представило органам следствия информацию, имеющую значение для раскрытия и расследования преступления.
Как следует из материалов уголовного дела и приговора, Буш А.В, будучи допрошенной на стадии предварительного следствия, дала подробные показания об обстоятельствах покушения на незаконный сбыт наркотического средства, в частности о способе расфасовки наркотического средства, о местах расположения закладок наркотических средств, то есть сообщила сведения, до этого неизвестные органам расследования, которые нашли свое отражение в обвинительном заключении, а по результатам рассмотрения дела в приговоре при описании преступного деяния, с указанием места, времени и способа его совершения.
Данных о том, что сообщенные Буш А.В. сведения были известны сотрудникам правоохранительных органов до получения от нее указанных сведений, материалы дела не содержат.
Изложенное свидетельствует о том, что Буш А.В. активно способствовала раскрытию и расследованию совершенного ею преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ.
Однако свое решение об отсутствии оснований для признания в соответствии с п. "и" ч.1 ст.61 УК РФ данного обстоятельства смягчающим, суд никак не мотивировал.
В силу этого в качестве обстоятельства, смягчающего наказание Буш А.В, судебная коллегия признает активное способствование раскрытию и расследованию преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ. В связи с этим следует применить в отношении Буш А.В. по указанному преступлению положения ч.1 ст.62 УК РФ и смягчить наказание.
Кроме того, при назначении Буш А.В. наказания по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ судебная коллегия учитывает характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности виновной, влияние наказания на исправление осужденной и условия жизни ее семьи, смягчающие наказание обстоятельства, такие как: полное признание Буш А.В. своей вины в совершенных преступлениях и раскаяние в содеянном, состояние здоровья, а также отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
Также при определении размера наказания Буш А.В. за преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ, судебная коллегия руководствуется требованиями ч.3 ст.66 УК РФ.
Принимая во внимание все имеющиеся по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о невозможности исправления Буш А.В. без изоляции от общества, в связи с чем назначает ей наказание в виде реального лишения свободы.
При этом каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновной, ее поведением во время или после совершения преступлений, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступлений, по делу не имеется, в связи с чем оснований для назначения Буш А.В. наказания с применением положений ст.ст.64 и 73 УК РФ, а также для изменения категории совершенных преступлений на менее тяжкие в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осужденной Буш А.В. - удовлетворить частично.
Приговор Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18.05.2018 в отношении Буш "данные изъяты" изменить.
Переквалифицировать действия Буш А.В. с п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ на ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ.
В соответствии с п. "и" ч.1 ст.61 УК РФ признать активное способствование раскрытию и расследованию преступления обстоятельством, смягчающим наказание осужденной Буш А.В. по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ, по которой смягчить наказание Буш А.В. до 9 лет 6 месяцев лишения свободы.
Окончательное наказание, назначенное Буш А.В. на основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ и ч.2 ст.228 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, определить в виде лишения свободы на срок 10 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В остальной части приговор в отношении осужденной Буш А.В. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.