Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зиганшина А.Р, поданную от его имени представителем Леоновой Ю.А, поступившую в суд первой инстанции 15 марта 2023 года, на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Зиганшина А.Р. к Управлению государственной регистрации прав и кадастра Севастополя о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Зиганшина А.Р. по доверенности Леоновой Ю.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зиганшин А.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации прав и кадастра Севастополя о признании решения незаконным.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2022 года оставлено без изменения решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 апреля 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Зиганшина А.Р, по доверенности Леонова Ю.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимала участие принимала участие представитель Зиганшина А.Р. по доверенности Леонова Ю.А, доводы кассационной жалобы поддержала, обжалуемые судебные акты просила отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права вынесено в пределах его полномочий, оспариваемое решение в целом содержит законные основания для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, Зиганшин А.Р. на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи N92/66-н/92-2021-3-658 от 04 декабря 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 10 253+/-20 кв.м, расположенного за границами населенных пунктов Орлиновского сельского совета в соответствии со схемой разделения земель КСП "Красный Октябрь" с видом разрешенного использования - для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Данные обстоятельства также подтверждаются выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 декабря 2021 года.
30 декабря 2022 года Зиганшин А.Р. обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением NКУВД-001/2021-56610836 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении тринадцати участков, образованных в результате раздела принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N
Уведомлением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя NКУВД-001/2021-56610836/1 от 19 января 2022 года Зиганшину А.Р. сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, образуемых путем раздела участка с кадастровым номером N сроком до 19 апреля 2022 года по основаниям пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N218-ФЗ. Основанием послужил тот факт, что согласно части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 18 Закона N218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно материалам дела, заявление о регистрационных действиях в отношении земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющего вид разрешенного использования "для ведения товарного сельскохозяйственного производства" подано представителем Зиганшина А.Р. с целью образования из указанного земельного участка путем его раздела тринадцати самостоятельных земельных участков.
К указанному заявлению, а также к заявлению о предоставлении дополнительных документов представлены межевые планы, содержащие, в том числе, чертеж и схему расположения вновь образуемых земельных участков, а также их размер (от 722 кв.м), не предполагающие возможности использования каждого из образуемых земельных участков в соответствии с их целевым назначением и раздел указанного участка в соответствии с предложенными вариантами приведет к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
Так, в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При разделе вновь образованные земельные участки должны обеспечивать возможность их использования исходя из целевого назначения и разрешенного использования исходного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из указанного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному кодексу.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами либо определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами в отношении земельных участков, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, либо на которые не распространяется действие таких регламентов (подпункты 1 и 2 статьи 11.9 ЗК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), в том числе им предоставлено право устанавливать минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона N101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Названное право позволяет субъектам Российской Федерации, которые обладают сведениями о составе земель, их качественных и количественных характеристиках, организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики региона, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель (абзац 1 статьи 14 Федерального закона N78-ФЗ от 18 июня 2001 года "О землеустройстве"). Однако указанное право не является обязанностью, возложенной на субъект Российской Федерации, при этом само по себе отсутствие минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения должно быть соотнесено с устанавливаемыми ограничениями по владению, пользованию и распоряжению физическими и юридическими лицами земельными участками и обеспечивать их рациональное использование для осуществления сельскохозяйственного производства.
Несмотря на отсутствие на момент принятия оспариваемого решения в городе федерального значения Севастополе нормативного правового акта, устанавливающего минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, комплексное правовое регулирование земельных отношений, основывается, в том числе, на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункты 2 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Указанные принципы нашли свое отражение, в частности, в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, которым предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
В силу пункта 11 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Исходя из изложенного судами нижестоящих инстанций верно было указано, что особенности использования принадлежащего истцу земельного участка исходя из его целевого назначения предполагают, что в случае его раздела, самостоятельные земельные участки должны быть образованы в таком размере, который будет являться необходимым и достаточным для использования их исключительно по целевому назначению.
Соответствующего документа, свидетельствующего о том, что образование земельных участков с площадью 722 кв.м и более позволит их фактическое использование, исходя из вида разрешенного использования исходного земельного участка - сельскохозяйственное использование и не приведет к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране таких земель заявителем в регистрирующий орган не представлено, что послужило законным основанием для приостановления предоставления государственной услуги, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований было отказано.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 30 мая 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоВ.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.