Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Сергеевой О.В, с участием прокурора Мещерякова И.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3172/2023 по административному исковому заявлению... об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлениями Правительства Москвы N 911-ПП от 28 ноября 2017 года, N 1425-ПП от 27 ноября 2018 года, N 1574-ПП от 26 ноября 2019 года, N 2044-ПП от 24 ноября 2020 года, N 1833-ПП от 23 ноября 2021 года, в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП внесены изменения, которыми названный Перечень (Приложение 1) определен, соответственно, на 2018-2022 годы.
Вышеозначенные постановления Правительства Москвы о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" размещались на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, и были опубликованы.
Так, - постановление от 28 ноября 2017 года размещено на сайте 29.11.2017, опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, тома 1-5, 14.12.2017, - постановление от 27 ноября 2018 года размещено на сайте 29.11.2018, опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, тома 1-2, 13.12.2018, - постановление от 26 ноября 2019 года размещено на сайте 27.11.2019, опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, тома 1-3, 10.12.2019, - постановление от 24 ноября 2020 года размещено на сайте 25.11.2020, опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, тома 1-3 08.12.2020, -постановление от 23 ноября 2021 года размещено на сайте 24.11.2021, опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, тома 2-6, 07.12.2021.
В Перечень на 2018 год под пунктом 17391 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0003003:1076 по адресу: адрес (далее - Здание).
Это же Здание включено в Перечень на 2019 год под пунктом 18828, в Перечень на 2020 год под пунктом 19725, в Перечень на 2021 год под пунктом 17622, в Перечень на 2022 год под пунктом 16751.
Хард Ю. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2018-2022 годы, ссылаясь на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником Здания, в отношении которого ввиду включения последнего в оспариваемые пункты Перечней для него увеличено налоговое бремя; собственник уплачивает налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости Здания с учетом повышенной налоговой ставки.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики г. Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменного отзыва.
Исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора об удовлетворении требований, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит Здание с кадастровым номером 77:07:0003003:1076 по вышеуказанному адресу, общей площадью 2 304, 8 кв.м.
Никем не оспаривается, что административный истец уплачивает в отношении Здания налог на имущество физических лиц исходя из его кадастровой стоимости по повышенной налоговой ставке, что свидетельствует о праве... Ю. на обращение в суд с настоящими требованиями.
Также установлено, что оспариваемое в части постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на налоговые периоды 2018-2022 годов определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2018-2022 годы официально опубликованы и размещены на официальном сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на спорные периоды налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв.м. и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) вида его фактического использования (с учетом площади здания).
При этом, как справедливо обращено внимание в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 N46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", в системе действующего правового регулирования не предполагается возможность определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения); в случае установления в отношении земельного участка нескольких видов разрешенного использования, для отнесения расположенных на таком участке зданий к объектам, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, необходимо оценить, используются ли фактически здания в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Объяснениями представителя административного ответчика подтверждается, что Здание включено в оспариваемые Перечни на 2018-2022 годы по виду разрешенного использования земельных участков:
- с кадастровыми номерами 77:07:0003003:3836, 77:07:0003003:3837 и 77:07:0003003:1 (на периоды 2018-2019 годов);
- с кадастровыми номерами 77:07:0003003:3836, 77:07:0003003:3837 (на периоды 2020-2022 годов).
Действительно, как следует из выписок из ЕГРН на указанные земельные участки и Здание, а также подтверждено ППК "Роскадастр" между ними на названные налоговые периоды установлена связь (статус - актуальная); при этом земельные участки имеют следующие виды разрешенного использования:
- "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); участки размещения жилищно-коммунальных объектов: объекты размещения помещений гаражей боксового типа (1.2.3); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5); земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами (1.2.14)" (77:07:0003003:3836);
- "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); участки размещения жилищно-коммунальных объектов: объекты размещения помещений гаражей боксового типа (1.2.3); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5); земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами (1.2.14)" (77:07:0003003:3837);
- "эксплуатация автомоечного комплекса замкнутого цикла" (77:07:0003003:1).
Земельные участки с кадастровыми номерами 77:07:0003003:3836, 77:07:0003003:3837 переданы административному истцу в аренду на 49 лет на основании договора от 15 декабря 2016 года для целей эксплуатации здания; в соответствии с пунктом 1.5 Договора аренды на земельных участках расположено Здание, принадлежащее административному истцу.
Вид разрешенного использования данных двух земельных участков установлен распоряжениями Департамента городского имущества г. Москвы от 11 сентября 2014 года по заявлению прежнего их правообладателя (ООО "Русские охотничьи традиции").
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В частности, разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной:
- приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (приказ признан утратившим силу с 30 октября 2017 года на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N470) (далее - Приказ N 39);
- приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 12.02.2021 N 68) (далее - Приказ N 540);
- приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 (далее - Приказ N П/0412).
Причем, частью 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование участков, установленное до дня утверждения в соответствии Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору.
Из сравнительного анализа положений статьи 378.2 НК и вышеозначенных приказов следует, что виды разрешенного использования земельного участка, указанные для целей законодательства о налогах и сборах исходя из кадастровой стоимости соответствуют установленным приказом N 39 кодам 1.2.7. и 1.2.5, которые предусматривают, соответственно, что "земельные участки предназначены для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", "земельные участки предназначены для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Из утвержденных Приказами N540 и NП/0412 классификаторов под цели статьи 378.2 НК РФ, в частности, для размещения офисов и объектов торговли и бытового обслуживания, подпадают виды разрешенного использования:
Бытовое обслуживание
Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)
3.3
Предпринимательство
Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10
4.0
Деловое управление
Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности)
4.1
Общественное питание
Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)
4.6
На момент принятия оспариваемых Перечней 2018-2022 годов действовали Правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП.
Согласно названным Правилам в них используются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, не соответствующие классификатору видов разрешенного использования, применяются в соответствии с таблицей 1.
В силу закрепленных в статье 3 НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Из буквального содержания статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 один из видов разрешённого использования земельного участка должен прямо предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому, торговому центру (комплексу), должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей НК РФ.
Анализ содержания вида разрешенного использования земельных участков под Зданием позволяет заключить, что он прямо не соответствует видам разрешенного использования, установленным вышеназванными Приказами, то есть определенным, прямо предусматривающим размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не является; обладает признаками множественности и не исключает размещение объектов, используемых в иных, не предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ, целях.
Таким образом в настоящем случае критерий вид разрешенного использования не позволяет однозначно отнести Здание к административно-деловым и (или) торговым центрам без учета его фактического использования и предназначения в спорные периоды согласно тому предназначению земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 НК РФ и ей соответствует.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
В соответствии с положениями данного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4.).
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, Акт, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6.).
При этом офисом для целей Порядка признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов (пункт 1.4.).
При рассмотрении настоящего административного дела административным ответчиком также указывалось на то, что Здание соответствует критерию фактического использования; вышепоименованным уполномоченным органом мероприятия по определению вида фактического использования Здания проводились в 2015 году.
Согласно акту N 9077081 от 5 июня 2015 года Здание фактически используется под цели, поименованные в статье 378.2 НК РФ; согласно расчетной части 100% общей площади Здания занято под размещение офисов.
Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что акт составлен без доступа в Здание (в отсутствие каких-либо пояснений о причинах этому и препятствиях проходу и непосредственному обследованию помещений); на фототаблицах зафиксирован внешний облик Здания и конкретные данные о том, что в нем размещаются какие-либо организации отсутствуют; что касается содержащихся в нем расчетов фактического использования, то они основаны исключительно на данных технической документации на Здание о его общей и полезной площади, что безусловно верным в понимании Порядка при отнесении помещений к офисным, по убеждению суда, не является. При этом, как следует из сведений акта, помещения в Здании относились в указанных периодах не только к учрежденческому типу; хотя само по себе назначение площади помещений - "учрежденческое", равнозначным и тождественным офисному назначению, не является; деятельность офисов и учреждений имеет различный характер.
Кроме того, по убеждению суда, имеет значение и то обстоятельство, что выводы указанного акта относятся к дате его составления и без дополнительной проверки сами по себе распространены на спорные налоговые периоды 2018-2022 годов быть не могут.
При проверке фактического использования Здания в 2018-2022 годах при рассмотрении административного дела установлено, что 28 февраля 2017 года административный истец заключил на 10 лет (с правом продления) договор аренды помещений в Здании с ООО "Дэрайс" в целях размещения и функционирования медицинского центра и иных организаций сопутствующих данному медицинскому профилю. Здание передано арендатору по акту в декабре 2017 года. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В соответствии с условиями данного договора в Здании с указанного времени располагается медицинский центр "СМ-Клиника", имеющий лицензии на осуществление в Здании медицинской деятельности, а также аптечный пункт - торговый объект (плательщик торгового сбора), при этом административным ответчиком в нарушение требований статьи 213 КАС РФ не представлено доказательств того, что площадь торгового зала ООО "Аптека-КВ" превышает 20% общей площади Здания.
Размещение в Здании медицинского центра с аптекой подтверждается Актом о фактическом использовании N 91221185/ОФИ от 7 декабря 2021 года по выводам которого Здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; из его расчетной части видно, что для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ используется только 8, 66 % общей площади Здания; 91, 34% общей площади здания используется для целей здравоохранения и связанных с ней.
Оснований не доверять этому акту суд не имеет; он составлен уполномоченными на то должностными лицами, выводы акта подтверждаются приложенными к нему фототаблицами и никем не опровергнуты; акт подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний; отраженные в акте выводы ясны, конкретны, однозначны и непротиворечивы, согласуются с его содержанием и другими собранными по делу доказательствами о фактическом использовании Здания в спорные налоговые периоды. В акте есть необходимое описание проведенных обследований, поэтажный план и экспликация здания, иллюстрации и фотографии, подтверждающие выводы о том, что в Здании размещается медицинский центр с аптекой.
Само по себе то, что указанный акт составлен после издания постановления, утвердившего последний из оспариваемых Перечней (на 2022 год), и после начала последнего их числа спорных налоговых периодов, правового значения не имеет; поскольку фактическое использование спорного имущества может быть подтверждено любыми доказательствами, отвечающими требованиям статьи 59 КАС РФ; оснований полагать указанный акт недопустимым доказательством, оценивать его критически по настоящему делу не имеется.
Акт Госинспекции от 2021 года, хотя и составлен после утверждения всех оспариваемых Перечней, но все же по убеждению суда, в совокупности с иными собранными по делу доказательствами подтверждает вид фактического использования здания и в юридически значимый период, поскольку полностью согласуется с вышеуказанным договором аренды, оснований не доверять которому у суда также не имеется.
Кроме того, установлено, что в техническую документацию МосгорБТИ на здание были внесены изменения, согласно экспликации помещения в связи с размещением в Здании медицинского центра имеют лечебно-санитарное назначение, что также свидетельствует о его не соответствии критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.
Упомянутое в возражениях Правительства Москвы со ссылкой на акт 2015 года размещение ООО "Русские охотничьи традиции" в Здании в спорные налоговые периоды объективно не установлено; исходя из имеющихся в материалах дела документов возможно заключить о том, что указанная организация являлась прежним правообладателем Здания и арендатором земельных участков.
Других доказательств о фактическом использовании Здания в спорные налоговые периоды под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1. Закона г. Москвы N 64, в частности, под офисы, объекты торговли и бытовое обслуживание, административным ответчиком, вопреки статьям 213, 62 КАС РФ, не представлено, а судом не установлено.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также то, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемые пункты Перечней, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания или бытового обслуживания, установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств в настоящем деле не представлено, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), приходит к выводу об удовлетворении обоснованно заявленных административным истцом требований - признании недействующими:
с 01 января 2018 года пункта 17391 Перечня на 2018 год, с 01 января 2019 года пункта 18828 Перечня на 2019 год, с 01 января 2020 года пункта 19725 Перечня на 2020 год, с 01 января 2021 года пункта 17622 Перечня на 2021 год, с 1 января 2022 года пункта 16751 Перечня на 2022 год, а также о взыскании с Правительства Москвы в пользу административного истца на основании статьи 111 (часть 1) КАС РФ в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 300 руб.
На основании статьи 333.40 НК РФ административному истцу надлежит вернуть излишне уплаченную государственную пошлину.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 -180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 -180, 215-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление... удовлетворить.
Признать недействующим с 01 января 2018 года пункт 17391 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 01 января 2019 года пункт 18828 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 01 января 2020 года пункт 19725 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 01 января 2021 года пункт 17622 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 01 января 2022 года пункт 16751 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru).
Взыскать с Правительства Москвы в пользу... в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины 300 рублей.
Вернуть... излишне уплаченную по платежному поручению N 175 от 14 октября 2022 года государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в сумме 1 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 2 марта 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.