Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Волчковой А.А, с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3355/2023 по административному исковому заявлению ООО НПП "ИНЖМЕТ" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2022 года.
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2023 года.
Административному истцу принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ---. Здание включено в Перечень на 2022 год под пунктом 10185, в Перечень на 2023 год под пунктом 9779.
Оспаривая указанные выше положения нормативных правовых актов, административный истец указал, что здани е расположен о на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здани е также не использу е тся для указанных целей.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали. Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта. Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ). Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Согласно пункту 1 статьи 1.1 приведенного закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как указал представитель Правительства Москвы, согласно данным единого государственного реестра недвижимости здание административного истца расположено на земельном участке с кадастровым номером ---, который имеет следующие виды разрешенного использования:
- производственная деятельность (6.0) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9), - деловое управление (4.1.) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)).
Однако исходя из договора аренды от 28 июня 1999 года N М-03-502800, а также дополнительного соглашения к нему от 25 октября 1999 года N 3099 здание административного истца расположено в границах земельного участка с кадастровым номером ---, земельный участок предоставлен по договору с целью использования его под эксплуатацию производственно-административного здания и благоустройство. При этом приложением N 2 к названному договору аренды является план земельного участка с кадастровым номером --- с указанием границ этого земельного участка.
При рассмотрении административного дела N 3а-1401/2019 по административному исковому заявлению ООО НПП "Инжмет" к Правительству Москвы о признании частично недействующим приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - Перечень) в редакциях на 2016 - 2019 годы в Верховном Суде Российской Федерации установлено, что сформированный по распоряжению Департамента городского имущества города Москвы, земельный участок с кадастровым номером --- имеет статус сведений "временные", дата истечения срока их действия 23 марта 2021 года. Указанный земельный участок сформирован в целях последующего оформления земельно-правовых отношений с собственником нежилого здания, расположенного на данном участке. Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2017 года по делу N А40-67418/17-181-505 установлено, что целью образования земельного участка с кадастровым номером ---- являлось понуждение административного истца заключить договор аренды в отношении указанного земельного участка. Однако данным решением Департаменту городского имущества города Москвы отказано в понуждении ООО НИИ "Инжмет" к заключению договора аренды земельного участка с названным кадастровым номером --.
Во исполнение названного решения арбитражного суда Департаментом городского имущества города Москвы от 4 июня 2019 года договор аренды земельного участка с кадастровым номером ---, заключенный с административным истцом 28 июня 1999 года, признан действующим и в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации возобновлен на неопределенный срок. В пункте 9 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (здесь и далее в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) закреплено, что в случаях, установленных названным федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном данным федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
С учетом того, что Департаменту городского имущества города Москвы в судебном порядке отказано в понуждении ООО НПП "Инжмет" к заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером ---, существование этого земельного участка в данном случае не имеет правового значения и он, в соответствии с пунктом 4 статьи 24 поименованного федерального закона, по истечении действия временного статуса подлежит снятию с учета.
Вместе с тем, сведения о земельном участке с кадастровым номером --- с видом разрешенного использования "под эксплуатацию производственно-административного здания и благоустройство", не предполагающим размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, 28 июня 1999 года внесены в ЕГРН, не изменялись и являются действующими, что указывает на нахождение нежилого здания, принадлежащего собственнику, на земельном участке с кадастровым номером ---, договор аренды которого во исполнение решения арбитражного суда в 2019 году был возобновлен на неопределенный срок.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено, что здание административного истца с кадастровым номером 77:03:0006007:1039 по адресу: город Москва, проспект Зеленый, дом 3б не располагалось на земельном участке с кадастровым номером ---, один из видов разрешенного использования которого установлен как деловое управление (4.1.) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)).
Здание административного истца расположено в границах земельного участка с кадастровым номером ---, который предоставлен по договору с целью использования его под эксплуатацию производственно-административного здания и благоустройство.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, поскольку имеет иное текстовое и смысловое содержание, отличное от пунктов 1.2.5, 1.2.7 Приказа Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не позволяет сделать вывод о размещении на нем объектов в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и, как следствие, диктует необходимость фактического обследования здания.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция). Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
В материалы дела представлен акт Госинспекции по недвижимости от 18 сентября 2020 года, согласно выводам которого здание на 100% используется для размещения офисов. Акт о фактическом использовании от 18 сентября 2020 года являлся предметом судебной проверки в рамках административного дела N 3а-1632/2021 по административному иску ООО НПП "ИНЖМЕТ" об оспаривании постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года в части Перечня на иные налоговые периоды, акт признан ненадлежащим доказательством. Решением Московского городского суда от 30 июля 2021 года требования истца удовлетворены. В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Таким образом, решение Московского городского суда от 30 июля 2021 года в части оценки акта о фактическом использовании нежилого здания от 30 июля 2021 года имеет преюдициальное значение в рамках настоящего спора.
В отношении здания административного истца составлен акт от 18 апреля 2022 года, согласно которому 26, 67% используется для размещения офисов. При этом, к офисным помещениям в разделе 2 акта отнесены помещения заводоуправления ООО ПНН "Инжмет" площадью 216, 1 кв.м. на первом этаже и 210, 2 кв.м. на втором этаже.
Вместе с тем, помещения, занимаемые заводоуправлением, не подлежат отнесению в состав офисных помещений, поскольку составляют инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта вспомогательного, административного назначения, отнесение его к объектам офисного назначения в том понимании, которое изложено в постановлении Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, является неправомерным.
При исключении из расчета Правительства Москвы помещений, относящихся к заводоуправлению, площадь помещений, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, не превысит 18%. Кроме того, административным истцом представлены договоры аренды и расчеты занимаемых площадей на каждый из периодов, из которых усматривается, что здание не используется для размещения офисов более чем на 20%.
Суд критически оценивает представленные Правительством Москвы в подтверждение своих возражений на заявленные требования выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и объявления из сети Интернет, поскольку из них не усматривается, используются ли фактически помещения, расположенные в здании, если используются, то в каких целях, а также когда и кем были даны названные объявления в сети Интернет, по состоянию на какую дату актуальны приведенные в них сведения. При таких обстоятельствах, включение здания в Перечни на 2022-2023 годы противоречит требованиям статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64. Поскольку Правительство Москвы не представило доказательств наличия оснований для отнесения здания к объектам налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска. На основании ст.111 КАС РФ в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2022 года пункт 10185 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2023 года пункт 9779 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО НПП "ИНЖМЕТ" расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.