Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3526/2023 по административному исковому заявлению... о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлениями Правительства Москвы N 1574-ПП от 26 ноября 2019 года, N 2044-ПП от 24 ноября 2020 года, N 1833-ПП от 23 ноября 2021 года, N 2564-ПП от 22 ноября 2022 года в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП внесены изменения, которыми названный Перечень (Приложение 1) определен, соответственно, на 2020-2023 годы.
Постановление Правительства Москвы N 1574-ПП от 26 ноября 2019 года опубликовано 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещено 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановление Правительства Москвы N 2044-ПП от 24 ноября 2020 года опубликовано 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещено 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановление Правительства Москвы N 1833-ПП от 23 ноября 2021 года опубликовано 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещено 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановление Правительства Москвы N 2564-ПП от 22 ноября 2022 года размещено на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликовано в изданиях "Вестник Москвы", соответственно, 23.11.2022 и 06.12.2022 (N 67, том 1).
В Перечень на 2020 год под пунктом 18144 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0005012:1073, расположенное по адресу: адрес.
Это же здание включено в Перечень на 2021 год под пунктом 22846, в Перечень на 2022 год под пунктом 20989, в Перечень на 2023 год под пунктом 20032.
... а Т.М. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2020-2023 годы, ссылаясь на то, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником помещения в спорном здании (далее - Здание), в отношении которого ввиду включения последнего в Перечни на 2020-2023 годы для... Т.М. увеличено налоговое бремя; собственник уплачивает налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости принадлежащего ей помещения по повышенной налоговой ставке.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменного отзыва.
Исследовав материалы административного дела и представленные в них письменные доказательства, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора об удовлетворении требований, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что административному истцу на основании договора купли-продажи от 14 ноября 2019 года на праве собственности принадлежит помещение, площадью 64, 8 кв.м.; данное помещение расположено в Здании с кадастровым номером 77:09:0005012:1073 по вышеуказанному адресу; площадь Здания - 5 163, 1 кв.м.
Никем не оспаривается, что административный истец уплачивает в отношении Помещения налог на имущество физических лиц исходя из его кадастровой стоимости по повышенной налоговой ставке, так как оно находится в Здании, которое включено в Перечни; это свидетельствует о праве... Т.М. на обращение в суд с настоящими требованиями.
Также установлено, что оспариваемое в части постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на налоговые периоды 2020-2023 годов определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2020-2023 годы официально опубликованы и размещены на официальном сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на 2020-2023 годы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) вида его фактического использования (с учетом площади здания).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
В соответствии с положениями данного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4.).
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, Акт, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6.).
При этом офисом для целей Порядка признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов (пункт 1.4.).
Объяснениями представителя административного ответчика подтверждается, что Здание включено в Перечни на 2020-2023 годы исходя из фактического использования Здания.
Административный ответчик ссылается на акт Госинспекции от 28 апреля 2016 года N 9094474, согласно выводам которого Здание фактически используется под цели, поименованные в статье 378.2 НК РФ; согласно расчетной части 38, 12 % общей площади Здания занято под размещение офисов.
Вместе с тем, выводы указанного акта являются крайне противоречивыми, поскольку, как видно из приведенного в данном акте описания нежилой площади Здания, к офисам отнесены помещения жилых апартаментов, расположенные на 2-5 этажах Здания (порядка 1 000 кв.м.).
Допрошенный судом в качестве свидетеля Грушецкий А.В, будучи предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ, подтвердил что Здании на дату обследования (28 апреля 2016 года) располагались жилые апартаменты, о чем им и было указано в акте N 9094474.
При рассмотрении административного дела действительно установлено, что большая часть помещений Здания на 2-5 этажах переоборудована под апартаменты для проживания; один из которых и приобрела административный истец на основании договора от 14 ноября 2019 года.
Применительно к пункту 1.4. Порядка признать данные нежилые помещения офисами, то есть помещениями, оборудованными стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемыми для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов, и тем самым используемыми под цели статьи 378.2 НК РФ, не представляется возможным.
Ввиду изложенного, к выводам акта N 9094474 суд относится критически и с приведенным в нем расчетом согласиться не может; при, исключении из числа офисных помещений апартаментов менее 20% общей площади Здании используется под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1. Закона г. Москвы N64.
Правильность такой оценки фактического использования Здания подтверждается актом N 91230656/ОФИ от 15 декабря 2022 года, согласно которому эти же апартаменты для проживания к офисам уже отнесены не были, в связи с чем в акте сделан вывод о том, что Здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; так как из его расчетной части видно, что для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ используется только 10, 93 % общей площади Здания; остальные площади - апартаменты, здравоохранение, технические помещения, спорт - представляются собой иные цели (не в соответствии со статьей 378.2 НК РФ).
Оснований не доверять этому акту (от 2022 года) суд не имеет; он составлен уполномоченными на то должностными лицами, выводы акта подтверждаются приложенными к нему фототаблицами и никем не опровергнуты; акт подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний; отраженные в акте выводы ясны, конкретны, однозначны и непротиворечивы, согласуются с его содержанием и другими собранными по делу доказательствами о фактическом использовании Здания в спорные налоговые периоды не опровергнуты. В акте есть необходимое описание проведенных обследований, поэтажный план и экспликация здания, иллюстрации и фотографии, подтверждающие выводы о том, что в Здании в основном размещаются жилые апартаменты.
Само по себе то, что акт Госинспекции от 2022 года составлен после утверждения всех оспариваемых Перечней, правового значения не имеет; поскольку фактическое использование спорного имущества может быть подтверждено любыми доказательствами, отвечающими требованиям статьи 59 КАС РФ; оснований полагать указанный акт недопустимым доказательством, оценивать его критически по настоящему делу не имеется.
Никаких иных объективных данных об использовании Здания в спорные налоговые периоды под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1. Закона г. Москвы N 64, в частности, под офисы и объекты торговли, административным ответчиком, вопреки статьям 213, 62 КАС РФ, не представлено, а судом не установлено.
Ссылки Правительства Москвы на информацию из Сети Интернет об организациях, расположенных в Здании, судом во внимание не принимаются, поскольку эти аргументы опровергаются как Актом 2022 года о том, что для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ используется только порядка 10% общей площади Здания, оснований не доверять которому не имеется, так и актом 2016 года с учетом его вышеприведенной оценки, исключающей жилые апартаменты из числа офисов.
При рассмотрении дела также установлено, что Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005012:65, вид разрешенного использования (осуществление научно-исследовательский и производственной деятельности) также не предусматривает размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
По данным технической документации на Здание помещения в нем в основном имеют учрежденческое назначение; в то же время кабинеты не тождественны офисам; площадь помещений, имеющих торговое предназначение превышает 20% общей площади здания, вместе с тем, само по себе это не свидетельствует о фактическом использовании Здания под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ в спорные налоговые периоды; кроме того, согласно статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 на спорные налоговые периоды предназначение помещений критерием включения Здания в Перечень не являлось.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных Перечни, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания или бытового обслуживания, установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств в настоящем деле не представлено, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), приходит к выводу об удовлетворении обоснованно заявленных административным истцом требований - признании недействующими:
с 01 января 2020 пункта 18144 Перечня на 2020 год, с 01 января 2021 пункта 22846 Перечня на 2021 год, с 01 января 2022 пункта 20989 Перечня на 2022 год, с 01 января 2023 пункта 20032 Перечня на 2023 год, а также о взыскании с Правительства Москвы в пользу административного истца на основании статьи 111 (часть 1) КАС РФ в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 -180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление... удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2020 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 18144.
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 22846.
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 20989.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 20032.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www.mos.ru. в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу... в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд
Мотивированное решение изготовлено 5 апреля 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.