Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3749/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлениями Правительства Москвы N 786-ПП от 26 ноября 2015 года, 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, N 1425-ПП от 27 ноября 2018 года, N1574-ПП от 26 ноября 2019 года, N 1833-ПП от 23 ноября 2021 года в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП внесены изменения, которыми названный Перечень (Приложение 1) определен, соответственно, на 2015-2020 и 2022 годы.
Вышеозначенные постановления Правительства Москвы о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" размещались на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликованы в изданиях "Вестник Москвы".
Так, - постановление от 26 ноября 2015 года размещено на сайте 27.11.2015, опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 01.12.2015;
-постановление от 29 ноября 2016 года размещено на сайте 29.11.2016, опубликовано в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, тома 2-4, 30.12.2016;
- постановление 28 ноября 2017 года размещено на сайте 29.11.2017, опубликовано в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, тома 1-5, 14.12.2017;
- постановление от 27 ноября 2018 года размещено на сайте 29.11.2018, опубликовано в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, тома 1-2, 13.12.2018;
- постановление от 26 ноября 2019 года опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27.11.2019, в изданиях: "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10.12.2019 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10.12.2019 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10.12.2019 (приложение 1 (окончание), приложение 2);
- постановление от 23 ноября 2021 года опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24.11.2021, в "Вестнике Москвы", N 31 (тома 2-6), 7.12.2021.
В Перечень на 2016 год под пунктом 3202 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0024030:1047, расположенное по адресу: адрес (далее - Здание).
Это же Здание включено в Перечень на 2017 год под пунктом 8359, в Перечень на 2018 год под пунктом 8596, в Перечень на 2019 год под пунктом 9537, в Перечень на 2020 год под пунктом 15 829 и в Перечень на 2022 год - под пунктом 8540.
Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2016-2020 и 2022 годы, ссылаясь на то, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником Здания, в отношении которого ввиду включения последнего в оспариваемые пункты Перечней для организации увеличено налоговое бремя; собственник уплачивает налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости Здания.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменного отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Исследовав материалы административного дела и представленные в них письменные доказательства, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора об удовлетворении требований, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежи Здание с кадастровым номером 77:02:0024030:1047 по вышеуказанному адресу, общей площадью 15 362, 6 кв.м.
Никем не оспаривается, что административный истец уплачивает в отношении Здания налог на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости, что свидетельствует о праве АО "ЦНИИАГ" на обращение в суд с настоящими требованиями.
Также установлено, что оспариваемое в части постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на налоговые периоды 2016-2020, 2022 годов определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2016-2020, 2022 годы официально опубликованы и размещены на официальном сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых, в том числе с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на спорные периоды налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) (общей площадью свыше 3000 кв. метров - до 1 января 2017 года) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 3000 кв. метров (с 1 января 2017 года - свыше 1 000 кв.м.) и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) вида его фактического использования (с учетом площади здания).
При этом, как справедливо обращено внимание в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 N46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", в системе действующего правового регулирования не предполагается возможность определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения); в случае установления в отношении земельного участка нескольких видов разрешенного использования, для отнесения расположенных на таком участке зданий к объектам, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, необходимо оценить, используются ли фактически здания в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Объяснениями представителя административного ответчика подтверждается, что Здание включено в оспариваемые Перечни на 2019 и 2022 годы по виду разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0024030:20 и 77:02:0024030:43, а также в Перечни на 2016-2020, 2022 годы исходя из фактического использования Здания.
Действительно, как следует из выписок из ЕГРН на указанные земельные участки и Здание, а также подтверждено ППК "Роскадастр" между ними 29 и 30 июня 2021 года установлена связь (статус на 1 января 2022 года и в настоящее время - актуальная); земельный участок с кадастровым номером 77:02:0024030:20 при этом имеет вид разрешенного использования - "эксплуатация помещений административного здания; эксплуатация помещений административного здания"; вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024030:43 - "использование территории и дальнейшей эксплуатации здания под административные цели".
Кроме того, как следует из ответа ППК "Роскадастр" 7 июня 2017 года установлена связь Здания и земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024030:37 (статус связи актуальная), вид разрешенного использования земельного участка - использование территории и дальнейшей эксплуатации зданий научно-исследовательского института).
Земельный участок с кадастровым номером 77:02:0024030:37 находится в собственности у Административного истца с 2012 года; земельно-правовые отношения на другие два вышеуказанных участка у административного истца не оформлены.
Согласно ответа Управления Росреестра по Москве от 13 марта 2023 года связь Здания и земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024030:37 установлена на основании письма Департамента городского имущества г. Москвы от 18 мая 2017 года N ДГИ-И-23634/17; сведения о связи Здания с двумя другими земельными участками внесены в ЕГРН на основании межевых планов от 2 и 10 июня 2021 года, подготовленных в связи с уточнением местоположения их границы и (или) площади; имеются основание полагать о наличии реестровой ошибки (о связи земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0024030:20 и 77:02:0024030:43 со Зданием).
Из этих данных суду представляются сомнительными аргументы Правительства Москвы об обоснованности включения Здания в Перечни на 2019, 2022 годы исходя из критерия вида разрешенного использования земельного участка.
Так, согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В частности, разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной:
- приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (приказ признан утратившим силу с 30 октября 2017 года на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N470) (далее - Приказ N 39);
- приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 12.02.2021 N 68) (далее - Приказ N 540);
- приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 (далее - Приказ N П/0412).
Причем, частью 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование участков, установленное до дня утверждения в соответствии Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору.
Из сравнительного анализа положений статьи 378.2 НК и вышеозначенных приказов следует, что виды разрешенного использования земельного участка, указанные для целей законодательства о налогах и сборах исходя из кадастровой стоимости соответствуют установленным приказом N 39 кодам 1.2.7. и 1.2.5, которые предусматривают, соответственно, что "земельные участки предназначены для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", "земельные участки, предназначены для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Из утвержденных Приказами N540 и NП/0412 классификаторов под цели статьи 378.2 НК РФ, в частности, для размещения офисов, подпадает код 4.1.
Деловое управление
Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности)
4.1
На момент принятия оспариваемых Перечней на 2019, 2022 годы действовали Правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП.
Согласно названным Правилам в них используются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, не соответствующие классификатору видов разрешенного использования, применяются в соответствии с таблицей 1.
В силу закрепленных в статье 3 НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Из буквального содержания статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 один из видов разрешённого использования земельного участка должен прямо предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому, торговому центру (комплексу), должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей НК РФ.
Из наименования видов разрешенного использования земельных участков под Зданием усматривается, что прямо они не соответствуют видам разрешенного использования 4.1. и 1.2.7, установленным вышеназванными Приказами, но все же, что касается земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0024030:20 и 77:02:0024030:43, они возможно допускают использование на них объектов в целях, предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ; для земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024030:37 использование на нем объектов в целях, предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ, не предусмотрено и не предполагается.
При этом, как уже указывалось выше связь Здания с земельными участками 77:02:0024030:20 и 77:02:0024030:43 установлена только 2021 году, что свидетельствует о несостоятельности возражений Правительства Москвы о правомерности включения Здания в Перечень на 2019 год в соответствии с критерием вид разрешенного использования земельного участка.
Применительно к Перечню 2022 года касательно этого критерия суд прежде всего учитывает ответ Управления Росреестра по Москве о наличии реестровой ошибки (о связи Здания и с земельными участками 77:02:0024030:20 и 77:02:0024030:43); при этом, подготовкой межевых планов, на основании которых и произошло наложение границ земельных участков на контуры Здания административный истец не занимался и в отсутствие каких-либо прав на них для организации затруднительно произвести их корректировку и кадастровый учет изменений, своевременно исправить реестровую ошибку.
Из пояснений представителя административного истца следует, что для целей эксплуатации Здания Институт использует в соответствии с разрешенным использованием принадлежащий организации на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 77:02:0024030:37. Оснований не доверять этим объяснениями суд не имеет.
Кроме того, и сам установленный для земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0024030:20 и 77:02:0024030:43 вид их разрешенного использования нельзя признать определенным, прямо предусматривающим размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; из их буквального толкования не исключается размещение на них объектов, используемых в иных, не предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ целях.
Таким образом в настоящем случае и к 2022 году критерий вид разрешенного использования не позволяет однозначно отнести Здание к административно-деловым и (или) торговым центрам без учета его фактического использования и предназначения в спорный период (по состоянию на 1 января 2022 года) в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано и в статье 378.2 НК РФ и ей соответствует.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
В соответствии с положениями данного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4.).
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, Акт, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6.).
При этом офисом для целей Порядка признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов (пункт 1.4.).
При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что вышеуказанными уполномоченными органом и учреждением мероприятия по определению вида фактического использования Здания проводились в 2015 и 2022 годах.
Согласно актам N 9026359 от 2 июля 2015 года, N 91228244/ОФИ от 19 августа 2022 года Здание фактически используется для размещения офисов.
Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что акты составлены без доступа в Здание (в отсутствие у инспекторов справок о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, предписания на проведение проверки); на фототаблицах зафиксирован внешний облик Здания и данные о том, что в нем размещается АО "ЦНИИАГ"; что касается содержащихся в них расчетов фактического использования, то они основаны исключительно на данных технической документации на Здание о его общей площади, что верным в понимании Порядка при отнесении в настоящем случае помещений к офисным, по убеждению суда, не является.
Кроме того, как установлено вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 24 октября 2022 года, в акте 2015 года инспекторами ошибочно к офисным помещениям отнесены кабинеты, в которых располагается персонал административного истца; по своей сути спорное здание представляет собой лабораторно-производственный и административно-конструкторский корпус, является частью производственного комплекса предприятия, оборудованного контрольно-пропускным пунктом ведомственной охраны Государственной корпорации "Ростех". Применительно к части 2 статьи 64 КАС РФ данные обстоятельства не требуют доказывания вновь и не подлежат оспариванию в настоящем деле.
При рассмотрении административного дела также установлено, что АО "ЦНИИАГ" является особорежимным объектом, который охраняется ведомственной охраной ГК "Ростех", Институт имеет лицензии на осуществление космической деятельности, разработку, производство, испытания, установку, монтаж космического оборудования, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, авиационной техники, а также проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну особой важности, в том числе в месте осуществления по адресу спорного здания; Общество включено в Перечень стратегических организаций Российской Федерации по линии Минпромторга России; из все этого, очевидно, что свободный доступ в Здание, использование его помещений иными кроме административного истца организациями, в частности, коммерческими, для целей размещения в них офисов своих компаний, не просто ограничен, а категорически исключен.
При таких данных, суд приходит к выводу о необходимости критической оценки вышеуказанных актов; ими, вопреки аргументам Правительства Москвы, не подтверждено фактическое использование здания в соответствии с целями, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ, в частности более 20% от общей площади здания в самостоятельных офисных целях, в спорные налоговые периоды; по делу не установлено, что помещения в здании в юридически значимые периоды сдавались сторонним организациям под размещение офисов, напротив, материалами дела подтверждается, что они использовались исключительно административным истцом в целях осуществления производственной деятельности.
Других доказательств о фактическом использовании здания административным ответчиком не представлено.
То, что согласно экспликации к поэтажному плану более чем на 20% помещения в Здании предназначены для общественного питания, само по себе о фактическом использовании Здания, под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ не свидетельствует, а согласно статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 указанные обстоятельства, связанные с предназначением помещений, критерием включения Здания в Перечни на 2016-2020, 2022 годы в г. Москве не являлись.
Никаких иных объективных данных об использовании Здания в спорные налоговые периоды под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1. Закона г. Москвы N 64, в частности, под офисы, административным ответчиком вопреки статьям 213, 62 КАС РФ не представлено, а судом не установлено.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также то, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемые пункты Переченней, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания или бытового обслуживания, установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств в настоящем деле не представлено, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), приходит к выводу об удовлетворении обоснованно заявленных административным истцом требований - признании недействующими:
с 01 января 2016 года пункта 3202 Перечня на 2016 год, с 1 января 2017 года пункта 8359 Перечня на 2017 год, с 1 января 2018 года пункта 8596 Перечня на 2018 год, с 1 января 2019 года пункта 9537 Перечня на 2019 год, с 1 января 2020 года пункта 15 829 Перечня на 2020 год, с 1 января 2022 года пункта 8450 Перечня на 2022 год, а также о взыскании с Правительства Москвы в пользу административного истца на основании статьи 111 (часть 1) КАС РФ 4500 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 -180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2016 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 3202.
Признать недействующим с 1 января 2017 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 8359.
Признать недействующим с 1 января 2018 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 8596.
Признать недействующим с 1 января 2019 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 9537.
Признать недействующим с 1 января 2020 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 15829.
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 8450.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины 4 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 7 апреля 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.