Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Сергеевой О.В, с участием прокурора Триполевой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3750/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "ОПТРОН" об оспаривании отдельных положений Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято Постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлениями Правительства Москвы N 1574-ПП от 26 ноября 2019 года, N 2044-ПП от 24 ноября 2020 года, N 1833-ПП от 23 ноября 2021 года в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП внесены изменения, которыми названный Перечень (Приложение 1) определен, соответственно, на 2020, 2021, 2022 годы.
Вышеозначенные постановления Правительства Москвы о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП также размещены на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, опубликованы в изданиях "Вестник Москвы".
В Перечни на 2020-2022 годы под пунктами, соответственно, 22014, 5711, 9424 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0003018:1021, расположенное по адресу: адрес.
Акционерное общество "ОПТРОН" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2020-2022 годы, ссылаясь на то, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе в спорные налоговые периоды фактически не использовалось в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения объектов торговли и бытового обслуживания.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений в здании, в отношении которых ввиду включения последнего в оспариваемые пункты Перечней для организации увеличено налоговое бремя; собственник уплачивает налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменного отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, об уважительных причинах неявки не сообщили; судом на основании ст.ст. 150, 152, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела и представленные в них письменные доказательства, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об удовлетворении требований, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административных истцов или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении административного дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения в вышеуказанном здании, площадью 14 114, 8 кв.м.; общая площадь принадлежащих административному истцу нежилых помещений превышает 10 580 кв.м.
Поскольку нежилые помещения расположены в спорном здании, АО "ОПТРОН" уплачивает налог на имущество организаций, исходя из их кадастровой стоимости, что свидетельствует о праве юридического лица на обращение в суд с настоящими требованиями.
Оспариваемое в части постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на налоговые периоды 2020-2022 годов определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
АО "ОПТРОН" не оспаривает полномочия Правительства Москвы, не заявляет о несоблюдении административным ответчиком формы и вида нормативного правового акта, не указывает на нарушение процедуры его принятия, правил введения в действие, официального опубликования и вступления в силу.
Учитывая положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд также приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2020-2022 годы официально опубликованы и размещены на официальном сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Проверяя соответствие постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемого термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на спорные периоды налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) вида его фактического использования, при том, что в указанном случае площадь здания должна превышать 1000 кв.м.
При этом, как справедливо обращено внимание в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 N46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", в системе действующего правового регулирования не предполагается возможность определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения); в случае установления в отношении земельного участка нескольких видов разрешенного использования, для отнесения расположенных на таком участке зданий к объектам, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, необходимо оценить, используются ли фактически здания в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 НК РФ.
Материалами дела и объяснениями представителя административного ответчика, заинтересованного лица подтверждается, что здание включено в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003018:83.
Действительно, как следует из выписок из ЕГРН на указанные земельный участок, нежилые помещения истца и здание (в целом), а также исходя из ответов ППК "Роскадастр", между ними установлена связь (статус на спорные периоды - актуальная); земельный участок при этом имеет вид разрешенного использования - "объекты размещения научных организаций (1.2.7); объекты размещения офисных помещений (1.2.5); объекты смешаного размещения производственных объектов различного вида (1.2.9); объекты размещения складских предприятий (1.2.9); объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров (1.2.5); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В частности, разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной:
- приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (приказ признан утратившим силу с 30 октября 2017 года на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N470) (далее - Приказ N 39);
- приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Приказ N 540).
Причем, частью 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование участков, установленное до дня утверждения в соответствии Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Приказом N 39 были определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе, подпадающие по цели статьи 378.2 НК РФ:
- 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- 1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Из утвержденного приказом N540 классификатора под цели 378.2 НК РФ подпадают виды разрешенного использования земельных участков:
по коду 3.3 "бытовое обслуживание". Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро), а также по группе, содержание которой включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.1-4.10, в частности:
- по коду 4.1. "деловое управление". Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности);
- по коду 4.2. "объекты торговли" (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг и т.д.;
- по коду 4.4. "магазины". Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.;
- по коду 4.5. "банковская и страховая деятельность". Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые услуги;
- по коду 4.6. "общественное питание". Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)
- по коду 4.9.1 "объекты дорожного сервиса". Размещение зданий и сооружений дорожного сервиса. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4, в том числе - "Автомобильные мойки". Размещение автомобильных моек а также размещение магазинов сопутствующей торговли (код 4.9.1.3); "Ремонт автомобилей". Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли (код 4.9.1.4.).
На момент принятия оспариваемых Перечней действовали Правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Москвы, группировки которых приведены в таблице 1 "Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства".
Согласно названным Правилам указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании Приказа N540.
Коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, группировки которых приведены в таблице 1 "Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", образованы путем добавления последней дополнительной цифры к кодам видов разрешенного использования, предусмотренным названным классификатором, в частности: цифры "0" - в случае сохранения группировки видов разрешенного использования, предусмотренной указанным классификатором; иных цифр - в случае детализации данной группировки применительно к видам разрешенного использования объектов капитального строительства.
В силу закрепленных в статье 3 НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Из буквального содержания статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 один из видов разрешённого использования земельного участка должен прямо предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому, торговому центру (комплексу), должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей НК РФ.
Установленный в отношении земельного участка под спорным зданием на 1 января 2020 года, 1 января 2021 года, 1 января 2022 года вид его разрешенного использования нельзя признать определенным, непосредственно предусматривающим размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; с учетом его буквального толкования он допускает использование на земельном участке объекта недвижимости для различных, в том числе некоммерческих целей (производство, склад), из чего следует, что в настоящем случае вид разрешенного использования является смешанным, обладающим признаками множественности, что не позволяет однозначно отнести расположенное на нем спорное здание к административно-деловым и (или) торговым центрам без учета его фактического использования и предназначения в спорные периоды в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 НК РФ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок определения вида фактического использования).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
В соответствии с положениями данного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4.).
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, Акт, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекци, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6.).
При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что вышеуказанными уполномоченными органом и учреждением мероприятия по определению вида фактического использования здания административного истца проводились в марте 2017 года и сентябре 2022 года.
Из представленного в материалы дела акта N 9031443/ОФИ от 30 марта 2017 года следует, что здание не используется для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ; согласно расчетной части акта 91, 56% общей площади здания не используется для целей установленных налоговым указанным законодательством.
Согласно акту N 91228877/ОФИ от 12 сентября 2022 года здание также не используется для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ; согласно расчетной части акта 88, 06% общей площади здания не используется для целей установленных налоговым указанным законодательством.
Оснований не доверять актам у суда не имеется; они составлены уполномоченными на то должностными лицами, выводы актов подтверждаются приложенными к ним фототаблицами и никем не опровергнуты; акты подписаны всеми участниками обследования без каких-либо замечаний. Отраженные в актах выводы ясны, конкретны, однозначны и непротиворечивы, согласуются с их содержанием. В актах есть необходимое описание проведенных обследований, поэтажный план и экспликация здания, иллюстрации, подтверждающие выводы о том, что Здание, в том числе в спорные налоговые периоды, фактически не использовалось для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Оценивая представленную административным ответчиком информацию по спорному зданию с точки зрения плательщиков торгового сбора, суд обращает внимание на то, что:
- согласно открытым данным ЕГРН площадь нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0003017:3991 составляет 265, 5 кв.м, - площадь торгового зала в спорном здании у плательщика торгового сбора АМ Винмаркет согласно сведениям специализированной базы Департамента экономической политики и развития г. Москвы составляет 102 кв.м, - торговый зал упомянутой административным ответчиком в возражениях аптеки (снята с налогового учета по данному адресу 15 марта 2020 года) составляет 20 кв.м.
- другие аптеки (ООО "ИЮЛЬ" и ООО "Аптека- А.В.Е.") имеют торговые залы около 60 кв.м. и 87 кв.м.;
- площадь торгового зала ООО "Амортизаторы Monroe" - 50 кв.м;
- площадь торгового зала АО "Дикси-ЮГ" - от 338 кв.м. до 364 кв.м. (с учетом уведомлений об изменении);
- площадь торгового зала магазина "Разливное пиво" - 16 кв.м.;
- площадь торгового зала магазина "Юрьев-Польский мясокомбинат" (ООО АРИСТОКРАТ") - 29 кв.м.
Учитывая эти данные, а также то, что ООО "Арома Маркет" это юридическое лицо, которое под маркой АМ Винмаркет осуществляет торговлю алкогольной продукцией в вышеозначенном магазине, нельзя прийти к выводу о том, что совокупная занимаемая под торговлю площадь помещений в Здании в спорные периоды превышала 20% от общей площади здания
.
К сведениям Правительствам Москвы о деятельности в спорном здании ИП Гурылев Ю.В. применительно к спорным налоговым периодам суд отнесится критически, учитывая, что данные о предпринимателе были внесены в систему учета плательщиков торгового сбора в 2017 году и более не обновлялись; указанный индивидуальный предприниматель снят с учета 7 декабря 2020 года и при этом никаких объективных данных о его нахождении и осуществлении торговой деятельности в Здании (в том числе с обозначением площади торгового зала, вывески, характера реализуемой продукции) применительно к спорным периодам 2020-2022 года суду административным ответчиком не представлено; наряду с этим сведения об этом лице конкретно не представлены и ни в одном из актов Госинспекции (для целей возможной идентификации занимаемой им торговой площади); в то же время согласно этим же актам вся совокупная занимаемая под торговлю площадь помещений в здании согласно выводам и расчетам инспекторов не превышала 20% от общей площади здания.
Что касается доводов административного ответчика о размещенной в сети Интернет информации о магазинах по спорному адресу, то она повторяет сведения Правительства Москвы о плательщиках торгового сбора, в связи с чем сами по себе эти доводы о ведении в спорном здании деятельности исходя из целей в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и в установленном законом размере (площади), по убеждению суда, не свидетельствуют.
Таким образом, из возражений административного ответчика не следует, что здание более чем 20% в спорные налоговые периоды использовалось для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Наряду с этим установлено, что более 10 500 кв.м. нежилых помещений в здании принадлежат административному истцу и используется для собственных нужд в производственно-складских целях. Никем не оспаривается, что основным видом деятельности АО "ОПТРОН" является производство.
Кроме того, согласно сведениям технической документации, торговых помещений в здании всего 756, 9 кв.м, остальные - по большей части производственные и складские; в числе прочих помещений ни офисов и торговых залов не установлено.
Таким образом относимых и допустимых доказательств использования здания в период с 2020 по 2022 годы в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи с чем, исходя из критериев, установленных статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64, нельзя полагать, что оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Правового значения не имеют доводы административного ответчика о том, что административный истец не обращался в Департамент городского имущества г.Москвы за изменением вида разрешенного использования земельного участка; материалами дела (выпиской из ЕГРН) подтверждается, что он передан в пользование административному истцу на основании договора аренды; собственниками помещений в здании являются помимо административного истца и иные лица; в здании располагается ряд объектов торговли, а потому представляется, что фактов нецелевого использования земельного участка не установлено.
Ссылки административного ответчика на то, что по имеющейся в распоряжении Департамента экономической политики и развития г. Москвы информации в здании располагаются больше число индивидуальных предпринимателей и организаций, которые подали уведомления о постановке на учет в качестве плательщиков торгового сбора и ведущие деятельность по адресу спорного здания, также во внимание быть приняты не могут, поскольку из доводов Правительства Москвы не следует, что, как уже указывалось выше, площадь таких объектов торговли превышает 20% от общей площади здания; объективных данных, опровергающих выводы актов о процентном соотношении помещений в здании используемых под те или иные цели, административным ответчиком, не представлено.
Акт от 12 сентября 2022 года, вопреки аргументам административного ответчика, несмотря на дату его составления, в качестве доказательства отвечает требованиям относимости и допустимости; изложенное в нем оценивается в совокупности с другим собранными по делу доказательствами, в частности, с актом от 2017 года, которому акт от 2022 года не противоречит.
Таким образом, поскольку, вопреки требованиям части 9 статьи 213 КАС РФ, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для их включения в Перечень не представлено, не содержится их и в материалах дела, при таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований; с 1 января каждого из оспариваемых налоговых периодов подлежат признанию недействующими оспариваемые административным истцом пункты Перечней на 2020-2022 годы.
На основании статьи 111 (часть 1) КАС РФ суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца 4 500 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликованию в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180, 215-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества "ОПТРОН" удовлетворить.
Признать недействующим с 01 января 2020 года пункт 22014 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 01 января 2021 года пункт 5711 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП"
Признать недействующим с 01 января 2022 года пункт 9424 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru).
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "ОПТРОН" в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 9 марта 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.