Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Волчковой А.А. с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а- 4609/2023 по административному исковому заявлению Смирновой Оксаны Геннадьевны об оспаривании постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2022 года N 589-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 01 августа 2017 года N 497-ПП",
УСТАНОВИЛ:
15 апреля 2022 года Правительством Москвы принято постановление N 589-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП". Постановление опубликовано в официальном издании "Вестник Москвы", N 22, 19.04.2022г.
Данным постановлением утверждены следующие нормативные положения:
1. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 3 октября 2017 г. N 730-ПП, от 8 ноября 2017 г. N 827-ПП, от 12 декабря 2017 г. N 1009-ПП, от 6 февраля 2019 г. N 60-ПП, от 27 марта 2019 г. N 258-ПП, от 26 декабря 2019 г. N 1855-ПП, от 11 февраля 2020 г. N 87-ПП, от 15 декабря 2020 г. N 2215-ПП, от 21 сентября 2021 г. N 1455-ПП, от 23 ноября 2021 г. N 1830-ПП), дополнив пункт 4.3.1 приложения к постановлению абзацем в следующей редакции:
"При этом количество комнат в освобождаемом жилом помещении учитывается на дату ввода многоквартирного дома, включенного в Программу реновации, в эксплуатацию. Дата ввода многоквартирного дома в эксплуатацию определяется на основании копии разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (копии документа, содержащего информацию о дате начала эксплуатации многоквартирного дома) либо сведений о разрешении на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (сведений о документе, содержащем информацию о дате начала эксплуатации многоквартирного дома).".
2. Установить, что действие пункта 4.3.1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" (в редакции настоящего постановления) распространяется на граждан, с которыми договор социального найма в отношении равнозначного жилого помещения или договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, не был заключен в установленном Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" порядке на день вступления в силу настоящего постановления.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Бочкарева А.Ю.
Административный истец Смирнова О.Г. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривает указанное выше постановление Правительства Москвы ввиду его противоречия статье 7.3 Закона РФ от 15 апреля 1993 года "О статусе столицы Российской Федерации", статье 4 Закона города Москвы от 17 мая 2017 года N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", указывая, что принятым постановлением лишается права на получение равнозначного жилого помещения.
Административным истцом заявлены требования об оспаривании нормативного правового акта в полном объеме.
Определением Московского городского суда от 24 апреля 2023 года производство по настоящему административному делу прекращено на основании ст.128, ст.194 КАС РФ, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Московского городского суда от 26 мая 2022 года по делу N 3а-2032/2022, которым проверен пункт 2 постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2022 года N 589-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 01 августа 2017 года N 497-ПП". В удовлетворении административного иска отказано, решение вступило в законную силу.
Из текста оспариваемого нормативного правового акта видно, что он вносит изменения в Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).
В случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.
Если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
В судебном заседании представитель административного истца на вопрос суда пояснила, что по настоящему административному делу оспариваются как положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, то есть в постановление Правительства Москвы N 497-ПП, так и оспариваются сами основные нормативные положения, то есть пункты 1 и 3 постановления N 589-ПП, поскольку, по мнению административного истца, положения постановления N 589-ПП приняты в отсутствие полномочий Правительства Москвы на принятие соответствующего нормативного правового акта.
При этом, изменения, внесенные оспариваемым пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 589-ПП в постановление Правительства Москвы N 497-ПП, были предметом судебной проверки по административному делу 3а-2032/2022, решение Московского городского суда по данному делу вступило в законную силу. Названным решением Московский городской суд проверял внесенное в постановление Правительства Москвы N 497-ПП следующее нормативное положение: "При этом количество комнат в освобождаемом жилом помещении учитывается на дату ввода многоквартирного дома, включенного в Программу реновации, в эксплуатацию. Дата ввода многоквартирного дома в эксплуатацию определяется на основании копии разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (копии документа, содержащего информацию о дате начала эксплуатации многоквартирного дома) либо сведений о разрешении на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (сведений о документе, содержащем информацию о дате начала эксплуатации многоквартирного дома).". Данное нормативному положению дана оценка в решении Московского городского суда от 26 мая 2022 года по административному делу N 3а-2032/2022.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд вправе проверить лишь законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктами "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, жилищное законодательство, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 4 Закон РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, органы государственной власти города Москвы определяют содержание программы реновации жилищного фонда в городе Москве, утверждают программу реновации жилищного фонда в городе Москве.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в жилищной сфере, в области социальной защиты населения; разрабатывает направления и методы деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области обеспечения граждан жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах Правительство Москвы как высший исполнительный орган государственной власти города Москвы обладало достаточной компетенцией для принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов. Согласно части 1 статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Москвы. Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как предусмотрено частью 1 статьи 23 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" в правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт, в который необходимо внести изменения, если иной порядок не предусмотрен изменяемым правовым актом.
В соответствии с требованиями Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы постановление Правительства Москвы от 15 апреля 2022 года N 589-ПП подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд находит, что оспариваемые административным истцом нормативные положения введены в действие и опубликованы в установленном порядке, в связи с чем довод административного истца об отсутствии у Правительства Москвы полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта является несостоятельным.
С учетом изложенного, проверив законность положений (пункты 1 и 3 постановления Правительства Москвы N 589-ПП), вносящих изменения в основные нормативные положения постановления Правительства Москвы N 497-ПП, учитывая, что Правительство Москвы обладало необходимой и достаточной компетенцией для принятия этих нормативных положений, они в установленном порядке доведены до неопределенного круга лиц путем публикации, сами положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, то есть в постановление Правительства Москвы N 497-ПП, уже были проверены в рамках административного дела N 3а-2032/2022 и повторной проверке не подлежат, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Смирновой Оксаны Геннадьевны об оспаривании пунктов 1, 3 постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2022 года N 589-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 01 августа 2017 года N 497-ПП".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.