Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Кретовым С.А. с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а- 4837 /202 3 по административному исковому заявлению Болявина Андрея Петровича о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28.12.2016 N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям"
УСТАНОВИЛ:
28 декабря 2016 года Правительством Москвы принято постановление N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям".
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 47, 30 декабря 2016 года, на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 11 января 2017 года.
На дату рассмотрения административного дела по существу постановление N 954-ПП действовало с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Москвы от 28 февраля 2023 года N 289-ПП, которые вступили в силу с 01 марта 2023 года.
Названным постановлением установлено, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.
Пунктом 2 постановления утвержден Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение) (далее - Порядок).
09 января 2023 года в Московский городской суд поступило заявление Болявина Андрея Петровича о признании недействующими с момента принятия пункта 2.2, пункта 2.4 и пункта 2.4.2 Порядка оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. N 954-ПП "О введении имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям".
В соответствии с оспариваемым пунктом 2.2. Порядка (в редакции, действовавшей на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка) при оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:
- состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети (п.п. 2.2.1);
- одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети (п.п. 2.2.2).
В соответствии с оспариваемыми пунктами 2.4. и 2.4.2. Порядка м еры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относится приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.
В обоснование административного иска а административный истец указал на несоответствие оспариваемых норм положениям статьи 31 и 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту "д" пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", а также статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации.
Административный истец полагает, что оспариваемые нормативные положения, послужившие основанием для отказа ему в назначении ежемесячной выплаты на детей, нарушают его права и законные интересы, поскольку противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании административный истец, имеющий высшее юридическое образование, административный иск поддержал полностью, настаивал на его удовлетворении, пояснил, что оспаривает нормативный правовой акт в редакции, действующей на дату принятия, поскольку указанной редакцией руководствовался суд при разрешении гражданского дела N 2-3244/2022 по его иску к УСЗН ВАО города Москвы о признании незаконными решений, установлении фактов, имеющих юридическое значение, принятие решения Московским городским судом, по мнению административного истца, позволит ему обратиться в районный суд за пересмотром принятых судебных актов.
Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали по доводам письменного отзыва.
Изучив административного исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив положения оспариваемого нормативного правового акта на соответствие положениям нормативным правовых актов, имеющих большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим отклонению, суд приходит к следующему.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснил, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В судебном заседании административный истец пояснил, что оспаривает нормативный правовой акт в редакции, которая действовала до принятия постановления Правительства Москвы от 28 февраля 2023 года N 289-ПП, которым с 01 марта 2023 года в оспариваемые положения были внесены изменения.
Из материалов дела усматривается, что административный истец является субъектом спорных правоотношений, положения нормативного правового акта в оспариваемой им редакции применялись к правоотношениям с участием административного истца. Так, решением Преображенского районного суда города Москвы от 18 мая 2022 года отказано в удовлетворении требований Болявина А.П. к УСЗН ВАО города Москвы о признании незаконными решений, которыми отказано истцу в назначении ежемесячно выплаты и ежемесячного пособия на детей ввиду отсутствия дополнительного критерия нуждаемости семьи административного истца для назначения мер социальной поддержки, который установлен оспариваемыми истцом положениями постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. N 954-ПП. Решение Преображенского районного суда города Москвы оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 07 сентября 2022 года.
Факт применения нормативного правового акта именно в оспариваемой административным истцом редакции к правоотношениям с участием административного истца в период его действия подтверждается материалами настоящего дела и административным ответчиком не оспаривается, следовательно, оспариваемые административным истцом положения постановлени Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. N 954-ПП "О введении имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям" в редакции до 28 февраля 2023 года не перестали затрагивать права и законные интересы административного истца.
Таким образом, тот факт, что оспариваемые положения нормативного правового акта утратили силу в связи с внесением в него изменений, не может служить препятствием для его оспаривания в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и рассмотрения судом дела в названной выше части по существу.
Проверяя оспариваемые административным истцом положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
На основании пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. N 954-ПП) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 упомянутого Закона, а также пунктом 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", вступившего в законную силу с 1 января 2023 года, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу пункта 2.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, части 8 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости. По указанным вопросам органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Частью 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с пунктами 1, 10, 10.1 статьи 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", в рамках возложенных полномочий Правительство Москвы разрабатывает и осуществляет городскую политику в области социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, а также в других областях социальной сферы, разрабатывает и реализует программы социальной поддержки населения, а также устанавливает критерии нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.
В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Статьей 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что правовые акты Правительства Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Москвы" (электронной версии данного издания) или на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Первоначальный текст постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. N 954-ПП опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 47, 30 декабря 2016 г, на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 11 января 2017 г.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах своей компетенции, введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Кроме того, порядок принятия нормативного правового акта проверен судом в рамках административного дела N 3а-1714/2023, в котором оспаривались иные положения этого же нормативного правового акта.
Проверяя оспариваемые административным истцом положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований согласиться с доводам административного истца о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", утратившим силу с 1 января 2023 года в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей", в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющих детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Указа высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было рекомендовано до 1 июля 2020 года обеспечить, в частности, установление требований, в соответствии с которыми семьи, имеющие детей, признаются нуждающимися в поддержке в целях предоставления им ежемесячной выплаты.
Во исполнение пункта 4 данного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, действовавшего до 31 декабря 2022 года, были утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной денежной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении (далее - Основные требования).
Согласно подпункту "д" пункта 13 Основных требований одновременно с заявлением заявителем представляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации, в том числе, документы (сведения) о факте обучения заявителя или членов его семьи младше 23 лет в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения. Доводы административного истца о противоречии пункта 2.2 Порядка подпункту "д" пункта 13 Основных требований основаны на неверном толковании действующего законодательства, поскольку определение порядка и условий назначения денежной выплаты Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом Основные требования представляют собой общие правила установления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, на основании которых в каждом субъекте Российской Федерации разрабатываются и утверждаются свои порядки и условия, которые зависят от социально-экономических условий региона.
Кроме того, Федеральным законом от 21 ноября 2022 г. N 455-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в том числе статья 4 дополнена частью 6, предусматривающей, что в случае, если полномочия субъекта Российской Федерации по назначению и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются субъектом Российской Федерации самостоятельно, финансовое обеспечение расходов на выплату указанного пособия производится исключительно за счет их собственных средств. При этом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут устанавливаться иные и (или) дополнительные условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, а также особенности назначения и выплаты указанного пособия. В городе Москве данная выплата реализуется самостоятельно за счет средств бюджета города Москвы, в связи с чем применяются нормативные акты города Москвы, устанавливающие критерии оценки имущественной обеспеченности.
Как следует из пункта 1 постановления Правительства Москвы от 12 апреля 2022 года N 553-ПП "О ежемесячных пособиях на детей в городе Москве" (вместе с "Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячных пособий на детей в городе Москве", "Положением о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячных пособий на детей и подтверждения доходов членов семьи", "Административным регламентом предоставления государственных услуг по назначению ежемесячных пособий на детей в городе Москве") ежемесячные пособия в городе Москве назначаются и выплачиваются за счет средств бюджета города Москвы.
Таким образом, учитывая, что в городе Москве ежемесячные денежные выплаты семьям с детьми осуществляются без привлечения федеральных средств, Правительство Москвы вправе установить требования к имущественной обеспеченности и нуждаемости семей, а оспариваемые положения Порядка соответствуют приведенным выше положениям действовавшего на дату возникновения спорных правоотношений Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей".
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", статьей 2 которой установлено, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащего им имущества на праве собственности. Учет имущества при решении вопроса об оказании государственной социальной помощи позволяет выявлять действительно нуждающихся в социальной поддержке граждан.
Необоснованным является довод административного истца о противоречии оспариваемых положений статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку положения названной статьи регулируют права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем последнему жилом помещении, следовательно, к спорным правоотношениям не применимы, а также статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанная норма регулирует жилищные правоотношения, связанные с вопросами жилищного учета в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2016 года N 954-ПП соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Болявина Андрея Петровича о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28.12.2016 N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.