Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Антошкиной А.А, Якимовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чумакова Ивана Владимировича на решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 января 2023 г. по гражданскому делу N 2-161/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" к Чумакову Ивану Владимировичу об устранении нарушений прав, заслушав доклад судьи Серебряковой О.И, пояснения представителя ООО "Газпром трансгаз Казань" - ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Газпром трансгаз Казань" обратилось с иском к Чумакову И.В. об устранении нарушений прав.
Требования мотивированы тем, что на территории Приволжского района г. Казани частично размещается магистральный газопровод Миннибаево-Казань, предназначенный для транспорта газа промышленным и коммунально-бытовым потребителям Казани, Чистополя, Зеленодольска, Йошкар-Олы и других населенных пунктов, расположенных на его трассе. Строительство газопровода было осуществлено в период с января 1962 г. по декабрь 1963 г. на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N, приказа Государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР N от ДД.ММ.ГГГГ Проектно-сметная документация на строительство газопровода была разработана проектным институтом "Южгипргаз" Газпрома СССР и утверждена начальником Газпрома СССР ДД.ММ.ГГГГ Титульный список капитальных работ был утвержден Главгазом Союза ССР ДД.ММ.ГГГГ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N Совет Министров ТАССР произвел отвод земель под строительство газопровода Миннибаево-Казань. Местоположение трассы газопровода было согласовано всеми землепользователями, органами государственной власти, иными заинтересованными лицами. Размещение газопровода было осуществлено с удалением на 12 метров от существовавшей на тот момент первой нитки газопровода Миннибаево-Казань, параллельно на трассе, ранее согласованной в установленном порядке. Актом государственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Председателем государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР ДД.ММ.ГГГГ комплекс магистрального газопровода был принят в эксплуатацию. По заключению государственной комиссии, строительство газопровода было выполнено в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами и отвечало требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов. Собственником газопровода в настоящее время является ПАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Казань" владеет газопроводом на основании договора аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ
Параллельно газопроводу, в одном техническом коридоре с ним, проходит магистральный этанопровод Миннибаево-Казань, принятый в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от ДД.ММ.ГГГГ N. Строительство этанопровода было произведено на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N. Магистральный этанопровод Миннибаево-Казань принят в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от ДД.ММ.ГГГГ N Принимая этанопровод в эксплуатацию, государственная комиссия установила, что строительно-монтажные работы по этанопроводу выполнены в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами, отвечают требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительных объектов, изложенным в соответствующих главах СНИП N, СНИП N, а также в Правилах, утвержденных Министерством газовой промышленности по согласованию с Госстроем СССР от ДД.ММ.ГГГГ На стадии проектирования было произведено согласование трассы этанопровода на всей его протяженности со всеми райисполкомами, управлениями сельского хозяйства и иными государственными структурами. В частности, ДД.ММ.ГГГГ трасса этанопровода была согласована с Министерством сельского хозяйства ТАССР, ДД.ММ.ГГГГ с главным архитектором города Казани. ДД.ММ.ГГГГ Пестречинский райисполком согласовал прохождение трассы магистрального продуктопровода Миннибаево-Казань по землям Пестречинского района параллельно существующему газопроводу и продуктопроводу, что подтверждается материалами Земельного дела по отводу земель под строительство этанопровода Миннибаево-Казань по Пестречинскому району Татарской АССР, находящемуся в Архивном отделе Исполкома Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. Собственником этанопровода является ООО "Газпром трансгаз Казань".
Трассы газопровода и этанопровода отнесены к категории опасных производственных объектов в соответствии со статьей 2 Закона "О промышленной безопасности производственных объектов".
Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии с требованиями СНиП ДД.ММ.ГГГГ-1985* "Магистральные трубопроводы", минимальное расстояние от оси газопровода 1 класса до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений составляет 150 метров, минимально допустимые расстояния до оси этанопровода (газопровод 2 класса) составляет 125 м.
В нарушение действующего законодательного запрета, Чумаков И.В. на недопустимом от газопровода расстоянии на земельном участке с кадастровым номером N в поселке Салмачи возвел двухэтажный жилой дом и баню.
Данное нарушение зафиксировано Актом определения расположения земельных участков, зданий и строений, находящихся на этих участках, ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом на участке Чумакова И.В. расположен на расстоянии 81, 49 м. от оси газопровода и 98, 37 м. от оси этанопровода, баня расположена на расстоянии 79, 78 м. от оси газопровода и 96, 65 м. от оси этанопровода. Возведенное в зоне минимально допустимых расстояний строение обладает признаками самовольного строения.
В соответствии со статьей 32 Закона "О газоснабжении в Российской Федерации" здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Ссылаясь на изложенное ООО "Газпром трансгаз Казань" просило обязать Чумакова И.В. за свой счет снести двухэтажный жилой дом и баню на земельном участке с кадастровым номером N в поселке "адрес"
Заочным решением Приволжского районного суда г. Казани от 2 мая 2017 г. исковые требования ООО "Газпром трансгаз Казань" к Чумакову И.В. об устранении нарушений прав удовлетворены, на Чумакова И.В. возложена обязанность за свой счет снести жилой дом и баню, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N в поселке "адрес" Приволжского района г. Казани.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2021 г. Чумакову И.В. восстановлен срок для обращения с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам вышеуказанного заочного решения суда, заявление Чумакова И.В. о пересмотре заочного решения суда по новым обстоятельствам удовлетворено, вышеуказанное заочное решение отменено в порядке пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам.
Решением Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 21 июля 2022 г. исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" к Чумакову Ивану Владимировичу об устранении нарушений прав удовлетворены.
Суд обязал Чумакова Ивана Владимировича за свой счет снести объекты недвижимости - двухэтажный жилой дом и баню, расположенные в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода "Миннибаево-Казань" на земельном участке с кадастровым номером N в поселке "адрес" Приволжского района города Казани.
Взысканы с Чумакова Ивана Владимировича в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Республики Татарстан от 9 января 2023 г. решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 21 июля 2022 г. оставлено без изменения.
Чумаков Иван Владимирович не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 января 2023 г. отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Газпром трансгаз Казань" - ФИО7 возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалованных по делу судебных постановлений, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что решением Салмачинского Сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Яруллину Р.Ф. был выделен земельный участок для строительства жилого дома и выращивания сельхозпродукции на территории Салмачинского Сельского Совета.
Решением Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ за Яруллиным Р.Ф. признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 0, 20 га, расположенный по адресу: "адрес".
В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ 1/4 доля в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок была приобретена Чумаковым И.В.
ДД.ММ.ГГГГ между собственниками долей вышеуказанного земельного участка был заключен договор реального раздела, согласно которому в собственность Чумакова И.В. перешел земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 500 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на момент рассмотрения дела собственником земельного участка с кадастровым номером N является ответчик.
На принадлежащем ответчику земельном участке с кадастровым номером N в "адрес" Чумаковым И.В. возведен двухэтажный жилой дом и баня. Право собственности на баню зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Татарстан, на дом право собственности не зарегистрировано.
Согласно акту, составленному комиссией в составе представителей ООО "Газпром трансгаз Казань" Константиновского ЛПУМГ, ООО "Газпром трансгаз Казань" СПКР ИТЦ, Приволжского управления Ростехнадзора, Средне-Волжского управления ООО "Газпром надзор", Исполнительного комитета г. Казани, администрации Приволжского района города Казани, Палаты имущественных и земельных отношений г. Казани, МЧС России по Республике Татарстан, а также собственников земельных участков и строений, в "адрес" были осмотрены объекты недвижимости и строения, которые расположены в зоне минимально-допустимых расстояний (согласно СП 36.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* "Магистральные трубопроводы") относительно магистрального газопровода Миннибаево-Казань и магистрального этанопровода Миннибаево-Казань на 247-250 км (по трассе газопровода), расстояние от газопровода Миннибаево-Казань до границы земельного участка - 78, 06 метров, до строений 81, 49 м, 79, 78 м, от этанопровода Миннибаево-Казань, до границы земельного участка - 94, 95 м, до строений, расположенных на данном участке - 98, 37 и 96, 65 м.
Строительство газопровода Миннибаево-Казань было осуществлено в период с января 1962 г. по декабрь 1963 г, на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N, приказа Государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР (далее - Газпрома СССР) N от ДД.ММ.ГГГГ Проектно-сметная документация на строительство газопровода была разработана проектным институтом "Южгипрогаз" Газпрома СССР и утверждена начальником Газпрома СССР ДД.ММ.ГГГГ Титульный список капитальных работ был утвержден Главгазом Союза ССР ДД.ММ.ГГГГ
Актом государственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Председателем государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР ДД.ММ.ГГГГ, комплекс магистрального газопровода был принят в эксплуатацию. По заключению государственной комиссии, строительство газопровода было выполнено в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами и отвечало требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Собственником газопровода в настоящее время является ПАО "Газпром", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Газпром трансгаз Казань" владеет газопроводом на основании договора аренды.
Параллельно газопроводу, в одном техническом коридоре с ним, проходит магистральный этанопровод Миннибаево-Казань, принятый в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от ДД.ММ.ГГГГ N. Строительство этанопровода было произведено на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N.
Магистральный этанопровод Миннибаево-Казань принят в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от ДД.ММ.ГГГГ N
Принимая этанопровод в эксплуатацию, государственная комиссия установила, что строительно-монтажные работы по этанопроводу выполнены в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами, отвечают требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, изложенным в соответствующих главах СНИП N, СНИП N а также в Правилах, утвержденных Министерством газовой промышленности по согласованию с Госстроем СССР от ДД.ММ.ГГГГ
На стадии проектирования было произведено согласование трассы этанопровода на всей его протяженности со всеми райисполкомами, управлениями сельского хозяйства и иными государственными структурами. ДД.ММ.ГГГГ трасса этанопровода была согласована с Министерством сельского хозяйства ТАССР, ДД.ММ.ГГГГ - с главным архитектором г. Казани.
ДД.ММ.ГГГГ Пестречинский райисполком согласовал прохождение трассы магистрального продуктопровода Миннибаево-Казань по землям Пестречинского района параллельно существующему газопроводу и продуктопроводу, что подтверждается материалами земельного дела по отводу земель под строительство этанопровода Миннибаево-Казань по Пестречинскому району Татарской АССР, находящемуся в Архивном отделе Исполкома Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ управление сельского хозяйства Пестречинского райисполкома считает возможным отвести 15.94 га земли для строительства этанопровода Миннибаево-Казань из земель Пестречинского района ТАССР.
Собственником этанопровода является ООО "Газпром трансгаз Казань", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно письму "Таттрансгаз" от ДД.ММ.ГГГГ, направленного директору АО "Салмачи", главе администрации Пестречинского района, прокурору Пестречинского района, работниками Казанского линейного производственного управления магистральных газопроводов, было обнаружено, что АО "Салмачи" выделены земельные участки под строительство индивидуальных коттеджей в непосредственной близости (110-110 м) от магистральных газопродуктопроводов Миннибаево-Казань от магистральных газопродуктопроводов Миннибаево-Казань на участке 247 км. Выделенные участки находятся в районе бывшего лагеря труда и отдыха подростков. Согласно СНиП 2.05.06-85 расстояние от границ отведенных территорий под строительство коттеджей, с учетом развития территории до магистральных газопроводов должно быть не менее 200 метров, во избежание несчастных случаев при возникновении аварий на них.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что материалами дела установлено, что принадлежащий истцу газопровод, этанопровод относятся к числу опасных производственных объектов, строительство ответчиком спорного жилого дома и бани без согласования с истцом в зоне минимально допустимых расстояний является нарушением запрета, установленного нормами действующего законодательства, создает угрозу для жизни и здоровья, что в силу закона является основанием для его сноса ответчиком, их возводившим, допустившим такие нарушения.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и правовому регулированию спорного правоотношения.
В силу статьи 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Охранные зоны газопроводов установлены законодательством Российской Федерации в административном порядке, они признаются существующими и юридически действительными с 1975 г. (на основании ранее действующих СНиП 11-4578 "Магистральные трубопроводы", правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Совета министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об усилении охраны магистральных трубопроводов"). Данные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Кроме того, как ранее возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничение по использованию земельного участка является в соответствии со статьей данного Закона, юридически действительными.
Особые условия использования земельных участков, находящихся в пределах минимально допустимых расстояний, установлены в рамках положений статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, одинаковы для всех землепользователей.
Императивные требования, предусмотренные пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьями 2, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктами 4.1, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N), пунктом 3.16 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* "Магистральные трубопроводы" (утв. Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ N) действуют вне зависимости от наличия или отсутствия в ЕГРН сведений о постановке на учет охранных зон.
В настоящее время зоны минимальных расстояний до магистральных с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", указаны как отдельные зоны с особыми условиями использования территорий (подпункта 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации) и подлежат внесению в ЕГРН не позднее 1 января 2025 г. (статья 71.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Ограничения, в использовании земельных участков, находящихся в пределах зон минимальных расстояний магистральных газопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, по смыслу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", существуют до 1 января 2025 г.
Требования по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в ЕГРН возникли на основании статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который вступил в силу с 1 января 2017 г.
Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", в редакции, действовавшей до 1 июля 2017 г, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий ранее относились к объектам землеустройства. В настоящее время, согласно пункту 12 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ, обязательства собственников магистральных газопроводов по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в ЕГРН должны быть выполнены до 1 января 2025 г.
Пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ установлено, что до 1 января 2022 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с пунктом 10 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Согласно правовой позиции, отраженной в преамбуле и пунктах 1, 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2021 г, до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации положений об охранных зонах трубопроводов и о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами N; Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N; Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N
Пунктом 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов). До ДД.ММ.ГГГГ зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до ДД.ММ.ГГГГ нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории. В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Строительными нормами и правилами СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* "Магистральные газопроводы", утверждёнными постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ N, таблицей 4, установлены минимальные расстояния от оси газопроводов до различных объектов, зданий и сооружений. В населенных пунктах установлено минимальное расстояние 150 м в обе стороны от оси магистрального газопровода, 125 м в обе стороны от оси магистрального этанопровода.
Аналогичные требования были предусмотрены ранее действующими СНиП II-45-75 "Магистральные трубопроводы", утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как видно из материалов дела, собственником газопровода в настоящее время является ПАО "Газпром", строительство газопровода Миннибаево-Казань было осуществлено истцом вопреки доводам апеллянта в соответствии с нормативными и технологическими требованиями, оснований полагать, что деятельность по промышленной транспортировке на территории населенного пункта осуществляется истцом незаконно, не имеется.
Отклоняя довод ответчика об отсутствии информирования населения со стороны истца о прохождении трубопроводов, суд апелляционной инстанции указал на следующее.
Согласно пунктам 1.4, 3.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон входящих в его состав коммуникаций и объектов, должны быть переданы в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользований.
Предприятия трубопроводного транспорта должны регулярно (не реже 1 раза в квартал) давать информацию через местное радио и печать о местах прохождения трубопроводов.
Трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами-указателями) высотой 1, 5-2 м от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500 м, и на углах поворота.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес мэра г. Казани ФИО9 КЛПУ магистральных газопроводов ОАО "Газпром" направлены материалы фактического расположения трубопроводов Константиновского ЛПУМГ (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон, входящих в состав коммуникаций и объектов, на основании "Правил охраны магистральных трубопроводов", утвержденных постановлением Гостройтехнадзора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно письму ОАО "Газпром" от ДД.ММ.ГГГГ комитету земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани были направлены картографические материалы с нанесенными трассами газопроводов, охранных зон и зон минимально безопасных расстояний, проходящих в черте г. Казани с учетом границ присоединенных территорий Высокогорского, Пестречинского и Лаишевского районов Республики Татарстан, обслуживаемых Константиновским ЛПУМГ.
На основании акта, составленного главным инженером Константиновским ЛПУМГ и председателем Пестречинского комитета по земельным ресурсам, переданы географические карты с нанесенными трассами магистральных газопроводов, проходящих по территории Пестречинского района Республики Татарстан.
ДД.ММ.ГГГГ на основании акта, подписанного представителем МУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани" и начальником Казанской ДЭС Константиновского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Казань", в адрес КЗИО ИКМО г. Казани предоставлены картографические материалы с нанесенными трассами газопроводов, охранных зон и зон минимально безопасных расстояний, проходящих через г. Казань с учетом границ присоединенных территорий Высокогорского, Пестречинского и Лаишевского районов Республики Татарстан.
Согласно материалам дела, ООО "Таттрансгаз" производило информирование населения о прохождении газопродуктопроводов, что подтверждается имеющимися публикациями в общественно-политической газете "Республика Татарстан", которая производилась один раз в квартал с 2009 г.
Между тем, как следует из ответа Управления градостроительных разрешений ИКМО г. Казани, разрешения на строительство (реконструкцию) и на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, не выдавались, уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) и об окончании строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства не поступали.
В силу вышеизложенного, до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускается только по согласованию с организацией - собственником трубопровода или уполномоченной им организацией.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от ДД.ММ.ГГГГ N N, которым отказано в признании недействующими пункта 3.16 и таблицы 4* Строительных норм и правил СНИП 2.05.06 -85* "Магистральные трубопроводы", строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами, при согласовании с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
В соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до изменений, внесенных Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства, застройщик должен был направить заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы были следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом, в соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка, в том числе, содержится информация:
о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (часть 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный план земельного участка выдается органами местного самоуправления (часть 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Чумаковым И.В. не представлено сведений об обращении за разрешением на строительство спорного объекта.
Установлено, что строительство жилого дома осуществлено им без получения предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов, соответственно ответчик не предпринял мер для получения информации о границах зон с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, материалами дела установлено, что принадлежащие истцу газопровод и этанопровод относятся к числу опасных производственных объектов, строительство спорного жилого дома без согласования с истцом в зоне минимально допустимых расстояний является нарушением запрета, установленного нормами действующего законодательства, создает угрозу для жизни и здоровья, что в силу закона является основанием для его сноса ответчиком, их возводившим, допустившим такие нарушения.
Исходя из материалов дела, возможности приведения спорного жилого дома в соответствие с ограничениями использования земельного участка по указанному адресу не имеется, о чем стороны по делу не отрицали.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих обязанность организации - собственника системы газоснабжения или эксплуатирующей организацией уменьшать расстояния охранной зоны и (или) зоны минимально допустимых расстояний магистральных трубопроводов путем строительства защитных конструкций.
Принимая во внимание, что в силу приведенных положений закона здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу физическими лицами, их возводившими, допустившими такие нарушения, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности возведения защитной конструкции не имеется.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (действовавшим на момент возведения спорного жилого дома) утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень).
Пунктом 40 Перечня предусмотрено, что применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" подлежат следующие части СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы": разделы 1, 2, 3 (пп. 3.1-3.15, 3.18-3.23, 3.25, 3.27), 4 (пп. 4.1, 4.2, 4.4-4.22), 6 (пп. 6.1-6.7, 6.9- 6.31*, 6.34*-6.37), 7- 10, 12 (пп. 12.1*, 12.2*, 12.4*, 12.5, 12.7, 12.12*, 12.15*, 12.16, 12.19, 12.20, 12.30-12.33*, 12.35*).
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. N 2318-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Осиповой Л.В. на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 28 и частью четвертой статьи 32 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в случаях планируемого строительства зданий и сооружений на земельных участках, входящих в охранную зону магистральных трубопроводов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств, указанные доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана правильная правовая оценка, они правомерно отклонены как несостоятельные. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что судами на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и сделаны правильные выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения судебных постановлений, не имеется.
Ссылки ответчика в кассационной жалобе на определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции по делу N 8г-22065/2022, не влекут отмену состоявшихся судебных постановлений, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чумакова Ивана Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи А.А. Антошкина
О.Н. Якимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.