Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрик Н.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Петрик Н.В. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 04 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым 12 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Петрик Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г..Саки и Сакском районе Республики Крым, уточнив который 23 марта 2022 г, просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от возраста в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях"; признать решение УПФ РФ в г..Саки и Сакском районе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; обязать УПФ РФ в г..Саки и Сакском районе Республики Крым включить в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды трудовой деятельности: с 01.08.1990 г..по 31.08.2001 г..- в должности медсестры Сакского центрального военного санатория; с 01.09.2001 г..по 15.03.2003 г..- в должности медсестры в санатории им. Н.Н. Бурденко дочернего предприятия "Сакикурорт"; с 16.03.2003 по 03.01.2015 - в должности медсестры в дочернем предприятии "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко" Закрытого акционерного общества "Укрпрофздравница"; с 04.01.2015 г..по 31.12.2019 г..- в должности медсестры 2-го неврологического отделения в ГАУ РК "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко; с 01.01.2020 г..по 26.04.2020 г..- в должности медсестры в ГАУ РК "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н.
Бурденко; с 01.02.1999 г..по 31.08.2001 г..- отпуск по уходу за ребенком; нерабочие/праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 г..N55-ЗРК/2014 N "О праздниках и памятных датах в Республике Крым" - 18.03.2015 г, 13.04.2015 г, 01.06.2015 г, 17.07.2015 г, 24.09.2015 г, 18.03.2016 г, 20.06.2016 г, 05.07.2016 г, 12.09.2016 г, 18.03.2017 г, 17.04.2017 г, 05.06.2017 г, 26.06.2017 г, 04.09.2017 г, 18.03.2018 г, 09.04.2018 г, 28.05.2018 г, 15.06.2018 г, 21.08.2018 г, 18.03.2019 г, 29.04.2019 г, 04.06.2019 г, 17.06.2019 г, 12.08.2019 г, 18.03.2020 r.v20.04.2020 г..; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч, 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента возникновения права на пенсию.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 04 мая 2022 г. иск Петрик Н.В. удовлетворен частично.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Петрик Н.В. на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28.12.2013 г. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения признано незаконным.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в подсчет специального стажа, дающего право на установление досрочной пенсии на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28.12.2013 г. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды трудовой деятельности Петрик Н.В.: с 16.03.2003 г. по 03.01.2015 г. - в должности медсестры в дочернем предприятии "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н.Бурденко" закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница"; с 04.01.2015 г. по 23.12.2018 г. (за исключением нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 11.01.2016 г. по 29.01.2016 г, с 18.12.2016 г. по 22.12.2016 г, с 28.01.2017 г. по 31.01.2017 г, с 20.12.2017 г. по 31.12.2017 г, с 01.01.2018 г. по 10.02.2018 г.) - в должности медсестры в Государственном автономном учреждении Республики Крым "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко"; нерабочие/праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 N55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым" - 18.03.2015 г, 13.04.2015 г, 01.06.2015 г, 17.07.2015 г, 24.09.2015 г, 18.03.2016 г, 20.06.2016 г, 05.07.2016 г, 12.09.2016 г, 18.03.2017 г, 17.04.2017 г, 05.06.2017 г, 26.06.2017 г, 04.09.2017 г, 09.04.2018 г, 28.05.2018 г, 15.06.2018 г, 21.08.2018 г.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым 12 декабря 2022 года решение Сакского районного суда Республики Крым от 04 мая 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Петрик Н.B. удовлетворены частично.
Решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа включить Петрик Н.В. периоды работы в подсчет специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", признано незаконным.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить Петрик Н.В. в специальный страховой стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 31.07.1990 г. по 31.01.1999 г. - в должности медсестры и медсестры - анастезистки Сакского центрального военного клинического санатория; с 01.09.2001 г. по 17.02.2001 г, с 23.02.2001 г. по 23.12.2002 г, с 2912.2002 г. по 10.01.2016 г, с 30.01.2016 г. по 1712.2016 г, с 23.12.2016 г. по 27.01.2017 г, с 01.02.2017 г. по 19, 12.2017 г, с 11.02.2018 г. по 23.12.2018 г, с 01.02.2019 г. по 26.04.2020 г. - в должности медсестры ГАУ РК "Специализированный спинальный санаторий им. Н.Н. Бурденко"; 18.03.2015 г, 13.04.2015 г, 01.06.2015 г, 17.07.2015 г, 24.09.2015 г, 18.03.2016 г, 20.06.2016 г, 05.07.2016 г, 12.09.2016 г, 18.03.2017 г, 17.04.20Г г, 05.06.2017 г, 26.06.2017 г, 04.09.2017 г, 18.03.2018 г, 09.04.2018 г, 28.05.2018 г, 15.06.2018 г, 21.08.2018 г, 18.03.2019 г, 29.04.2019 г, 04.06.2019 г, 17.06.2019 г, 12.08.2019 г, 18.03.2020 г, 20.04.2020 г. (26 дней) - нерабочие/праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 г. N55-ЗРК/2014 N "О праздниках и памятных датах в Республике Крым".
В остальной части иска Петрик И.В. отказано.
В кассационной жалобе Петрик И.В. просила отменить указанные судебные акты в части отказа удовлетворения ее требований о включении в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода работы с 01.08.1990 по 31.08.2001, с применением льготного порядка исчисления стажа - 1 год работы как 2 года согласно ст. 60 Закона Украины от 05.11.1991 N 1788-ХП "О пенсионном обеспечении", действовавшего в период осуществления трудовой деятельности.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции истца в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом Петрик Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигнув возраста 49 лет, 27.04.2020 г. обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Саки и Сакском районе Республики Крым с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ в г. Саки и Сакском районе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ Петрик Н.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, а также в связи с увеличением пенсионного возраста в соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 г. N350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначении и выплаты пенсии".
При этом, из подсчета специального стажа в календарном исчислении исключены периоды работы:
с 01.09.1987 г. по 25.08.1988 г. - в Сакской районной больнице, так как должность "санитарка" не поименована Списками N и N;
с 31.07.1990 г. по 31.08.2001 г. - в Сакском Центральном военном санатории в качестве медсестры, медсестры- анестезиста- в связи с отсутствием документального подтверждения ведения лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, документального подтверждения лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической деятельности учреждения до 01.11.1999 г, отсутствием сведений, что учреждение относится к государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, отсутствием документального подтверждения профиля санатория после 01.11.1999 г, предусмотренного Списками, отсутствием сведений о выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы за периоды работы, начиная с 01.11.1999 г. в соответствии с п. 4 Правил;
с 01.09.2001 г. по 15.03.2003 г. - в санатории им. Н.Н. Бурденко ДП "Сакикурорт" в качестве медсестры процедурной - в связи с отсутствием документального подтверждения ведения лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, отсутствием документального подтверждения, что учреждение относится к государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, отсутствием документального подтверждения профиля санатория, предусмотренного вышеуказанными Списками, отсутствием сведений о выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку работной платы за периоды работы, начиная с 01.11.1999 г, в соответствии с п. 4 Правил;
с 16.03.2003г. по 03.01.2015 г. - в ДП "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко" ЗАО "Укрпрофздравница" в качестве медсестры, в связи с отсутствием документального подтверждения ведения лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, отсутствием документального подтверждения профиля санатория, предусмотренного Списками, отсутствием сведений о выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы за периоды работы, начиная с 01.11.1999 г, в соответствии с п. 4 Правил;
с 04.01.2015 г. по 31.12.2019 г. - в ГАУ РК "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко" в качестве медсестры - в связи с отсутствием документального подтверждения ведения лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения;
с 01.01.2020 г. по 26.04.2020 г. - в ГАУ РК "Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко" в качестве медсестры, в связи с отсутствием документального подтверждения ведения лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, отсутствием в выписке сведений об уплате страховых взносов за данный период работы;
с 01.02.1999 по 31.08.2001 - отпуск по уходу за ребенком;
с 18.12.2001-22.12.2001, 24.12.2002 - 28.12.2002, 11.01.2016 - 29.01.2016, 18.12.2016 - 22.12.2016, 28.01.2017 - 31.01.2017, 20.12.2017 - 31.12.2017, 01.01.2018 - 10.02.2018, 24.12.2018 -31.12.2018, 01.01.2019 - 31.01.2019 г. - отпуска без сохранения заработной платы;
18.03.2015г, 13.04.2015г, 01.06.2015г, 17.07.2015г, 24.09.2015г, 18.03.201 г, 20.06.2016г, 05.07.2016г, 12.09.2016г, 18.03.2017г, 17.04.2017г, 05.06.2017г, 26.06.2017г, 04.09.2017г, 18.03.2018г, 09.04.2018г, 28.05.2018г, 15.06.2018г, 21.08.2018г, 18.03.2019г, 29.04.2019г, 04.06.2019г, 17.06.2019г, 12.08.2019г, 18.03.2020г, 20.04.2020г. - нерабочие /праздничные/ дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/201- "О праздниках и памятных датах в Республике Крым".
По подсчетам пенсионного органа страховой стаж Петрик Н.В. составил 31 год 28 дней, специальный стаж работы у истицы отсутствует.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Петрик Н.В о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, спорных периодов ее работы, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения пенсионного органа, в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и обязал ответчика включить в указанный стаж периоды трудовой деятельности Петрик Н.В. с 16.03.2003 г. по 03.01.2015 г, с 04.01.2015г. по 23.12.2018г. (за исключением отпусков без сохранения заработной платы), а также нерабочие/праздничные дни, установленные Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/201- "О праздниках и памятных датах в Республике Крым".
При проверке правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции об отказе Петрик Н.В. во включении в её специальный стаж периодов её работы в должности медицинской сестры санатория до 1999 года, и частичном удовлетворении требований Петрик Н.В. о включении в специальный стаж периодов ее работы в качестве медицинской сестры санатория с профилем деятельности учреждения в частности, последствия травм и заболеваний позвоночника и спинного мозга, опорно - двигательного аппарата после 1999 года, а также в части нерабочих/праздничных дней, установленных Законом Республики Крым от 29.12.2014 г. N55-ЗРК/2014 N "О праздниках и памятных датах в Республике Крым", признав решение в указанной части незаконным отменил его и принял новое решение, которым частично удовлетворил требования Петрик Н.В.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они мотивированы, постановлены на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении правовых норм, и отсутствии процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловную отмену состоявшегося судебного постановления в кассационном порядке.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. (нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Петровой Т.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При этом, с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу, в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066, а именно после ДД.ММ.ГГГГ, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Из материалов дела, в частности, трудовой книжки N N, заполненной 01.09.1987 г. на имя Петрик (Черняковой) Н.В, усматривается, что 31.07.1990 г. истица принята на должность медсестры 1-го неврологического отделения Сакского военного санатория; 11.08.1993 г. переведена на должность медсестры-анастезистки; 31.08.2001 г. уволена в связи с переводом в санаторий им.Бурденко.
Из справки Сакского центрального военного клинического санатория от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что в период с 28.09.1990 г. по 03.02.1992 г, с 04.02.1992 г. по 03.08.1993 г, с 01.02.1999 г. по 31.08.2001 г. Петрик Н.В. находилась в отпусках по уходу за детьми.
Прияв во внимание нормы материального права, регулирующие порядок досрочного пенсионного обеспечения, а также установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что период работы Петрик Н.В. в должности медсестры Сакского центрального военного клинического санатория с 31.07.1990 г. по 31.01.1999 г. (в том числе время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 28.09.1990 г. по 03.02.1992 г, с 04.02.1992 г. по 03.08.1993 г.) подлежит включению в специальный страховой стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 г. N464 (действовал до 01 ноября 1999 г.) право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда апелляционной инстанции содержащийся в оспариваемом судебном акте соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основан на правильной оценке подлежащих применению норм материального права, и отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Довод жалобы Петрик Н.В. в части необходимости зачета периода работы с 01.08.1990 г. по 31.08.2001 г. в кратном исчислении - 1 год работы за 2 года согласно ст. 60 Закона Украины от 05.11.1991 г. N1788-ХП "О пенсионном обеспечении" не основан на законе и правомерно отклонён судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы.
Так, статья 60 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" устанавливала, что в двойном размере в стаж работы засчитывалась работа в лепрозорных и противочумных учреждениях охраны здоровья, в заведениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных ВИЧ в иных инфекционных заведениях (отделениях охраны здоровья, в патологоанатомических и реанимационных отделениях заведений охраны здоровья, а также в психиатрических заведениях охраны здоровья.
Поскольку в учреждениях охраны здоровья населения указанного профиля Петрик Н.В. не работала, работа в должности медсестры-анастезистки Сакского центрального военного клинического санатория не дает истице право на кратное исчисление специального стажа.
В своей совокупности доводы кассационной жалобы истца не содержат оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, в деле не имеется.
Доводы кассационной жалобы истца об отмене решения суда первой инстанции, судебной коллегией не рассматривались, и судебный акт на предмет законности не проверялся, поскольку апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 12 декабря 2022 года, решение Сакского районного суда Республики Крым от 04 мая 2022 года отменено в полном объеме, в связи с чем оснований для проверки отмененного решения не имелось.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым 12 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Петрик Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.