Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г, Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петриковой Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю, поступившей с делом 25 января 2023 г, на решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 7 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Петрикову Е.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Петрикова Е.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ ОПФР по Краснодарскому краю, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ГУ ОПФР по Краснодарскому краю от 3 ноября 2021 г. N 210000613965/849557/21 ей было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности педагогического стажа. При этом в ее специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не учтены следующие периоды: работа в должности воспитателя в МДОУ N 233 г. Краснодара с 15 марта по 30 июня 1999 г. (3 месяца и 15 дней), работа в должности воспитателя в негосударственном ДОУ "Детский сад комбинированного вида N 203 "Березка" с 10 октября 2002 г. по 31 декабря 2004 г. (2 года 2 месяца и 21 день), с 21 февраля по 25 февраля 2005 г. (5 дней), с 24 ноября по 25 ноября 2005 г. (2 дня), 1 декабря 2005 г. (1 день), с 1 января по 2 мая 2006 г. (4 месяца и 1 день) и с 1 июля по 31 декабря 2020 г. (5 месяцев и 30 дней). Исключая из специального (льготного) стажа истца вышеперечисленные периоды работы, пенсионный орган указал, что работодатель не подтвердил факт работы в должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготной профессии.
Полагая свои права нарушенными, истец просила суд возложить на ответчика обязанность зачесть в ее в страховой стаж указанные периоды работы и назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 7 июля 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
На государственное учреждение - Отделение Пенсионного фона Российской Федерации по Краснодарскому краю возложена обязанность зачесть в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в стаж педагогической деятельности Петриковой Е.В, следующие периоды - в должности воспитателя в негосударственном ДОУ "Детский сад комбинированного вида N 203 "Березка" с 10 октября 2002 г. по 31 декабря 2004 г. (2 года 2 месяца и 21 день), с 21 февраля по 25 февраля 2005 г. (5 дней), с 24 ноября по 25 ноября 2005 г. (2 дня), 1 декабря 2005 г. (1 день), с 1 января по 2 мая 2006 г. (4 месяца и 1 день) и с 1 июля по 31 декабря 2020 г. (5 месяцев и 30 дней).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 октября 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, дополнена резолютивная часть решения следующим: "возложить на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фона Российской Федерации по Краснодарскому краю обязанность назначить Петриковой Е.В. страховую пенсию по старости с 24 апреля 2022 г.".
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты, как незаконные. В обоснование доводов указывает на неправильное применение судами норм материального права.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2023 г. произведена замена ответчика государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Ответчик - представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 20 июля 2021 г. Петрикова Е.В. обратилась в Отдел установления пенсий N 1 ОПФР по Краснодарскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 210000613965/849557/21 от 3 ноября 2021 г. истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно решению пенсионного органа страховой стаж истца с учетом Постановления Конституционного суда N 2-П составил 33 года 5 месяцев 1 день, без учета названного постановления - 32 года 8 месяцев 26 дней. Стаж на соответствующих видах работ составил 22 года 7 месяц 10 дней.
При этом оценивая пенсионные права истца, пенсионный орган не учел в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Петриковой Е.В. в должности воспитателя в МДОУ N 233 г. Краснодара с 15 марта по 30 июня 1999 г. (3 месяца и 15 дней), в должности воспитателя в негосударственном ДОУ "Детский сад комбинированного вида N 203 "Березка" с 10 октября 2002 г. по 31 декабря 2004 г. (2 года 2 месяца и 21 день), с 21 февраля по 25 февраля 2005 г. (5 дней), с 24 ноября по 25 ноября 2005 г. (2 дня), 1 декабря 2005 г. (1 день), с 1 января по 2 мая 2006 г. (4 месяца и 1 день) и с 1 июля по 31 декабря 2020 г. (5 месяцев и 30 дней), поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготной профессии за указанные периоды.
Также не учтены в стаж истца периоды ее нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 19 по 30 июля 1999 г, с 18 по 22 декабря 2000 г, с 13 по 14 июня 2002 г.
Решением пенсионного органа N 220000009803/849557/21 от 19 января 2022 г. в досудебном порядке в оспариваемое решение внесены изменения, согласно которым период работы истца с 15 марта по 30 июня 1999 г. в должности воспитателя МДОУ N 233 г. Краснодара учтен в специальный стаж. В связи с чем, специальный стаж Петриковой Е.В. определен пенсионным органом 22 года 10 месяцев 26 дней.
Из копий Уставов МДОУ детского сада N 233 в редакции от 23 июля 1996 г. и от 5 марта 2002 г. следует, что данное учреждение в качестве основной цели своей деятельности осуществляло реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования, то есть являлось образовательным учреждением, отвечающим требованиям раздела 1.8 "Наименование учреждений" Списка N781.
Согласно сведениям, содержащимся в копиях уставов частного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка детский сад N 203 "Березка" в редакциях от 11 июня 2002 г, от 10 апреля 2006 г, от 24 мая 2016 г. названное учреждение в качестве основной цели своей деятельности осуществляло реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования, то есть являлось образовательным учреждением, отвечающим требованиям раздела 1.8 "Наименование учреждений" Списка N781.
Факт работы истца в спорные периоды подтверждается записями ее трудовой книжки.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца о включении в специальный стаж спорных периодов ее работы в негосударственном ДОУ "Детский сад комбинированного вида N 203 "Березка", суд первой инстанции исходил из того, что в должности воспитателя в негосударственном ДОУ "Детский сад комбинированного вида N 203 "Березка" истец осуществляла педагогическую деятельность полный рабочий день на полную ставку в учреждении, которое относится к числу образовательных учреждений. Кроме того, судом отмечено, что не указание работодателем кода льготы при подаче сведений в пенсионный орган не может являться основанием для ущемления прав работника, поскольку Петрикова Е.В. на протяжении всех спорных периодов времени осуществляла педагогическую деятельность в названном учреждении для детей и ее трудовая функция не менялась.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы истца с 15 марта по 30 июня 1999 г. в должности воспитателя МДОУ N 233 г. Краснодара, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период в досудебном порядке учтен ответчиком в специальный стаж, в связи с чем, оснований для повторного возложения на пенсионный орган обязанности по включению названного периода в специальный стаж истца не усмотрел.
Установив, что с учетом зачтенных периодов и периодов, включенных пенсионным органом, специальный стаж истца составляет менее 25 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у истца на момент обращения в пенсионный орган не возникло.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции относительно обоснованности включения спорный период работы истца в льготный страховой стаж. Вместе с тем, пришла к выводу о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с 24 апреля 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г.;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктами 1 и 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, служба в составе Вооруженных Сил СССР, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного профессионального и профессионально-технического образования.
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачёта в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
С 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачёта таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретённого ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. У таких граждан сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Из приведённых выше нормативных положений в их взаимосвязи следует, что согласно действующим в спорный период нормативным правовым актам время работы в должности старшей пионервожатой в школе засчитывалось в стаж работы по специальности, при наличии на день обращения не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением N1397.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определённых настоящими Правилами.
В силу пункта 6 указанных Правил, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
При этом указанные выше нормы не содержат ограничений для включения в специальный стаж работы по совместительству. Юридическое значение для определения возможности включения спорного периода работы в льготный стаж имеет лишь факт осуществления функций учителя в сельской местности без учёта, является ли такая работа основной либо работой по совместительству.
Из пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с названным кодексом.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшим в спорные периоды педагогической деятельности истца, было установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (пункт 1 статьи 12 названного закона).
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
В силу пункта 4 статьи 12 указанного Закона к образовательным учреждениям относятся, в том числе, учреждения общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (подпункты 2 и 5 статьи 12 Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившем в силу с 1 сентября 2013 г, в части 1 статьи 22 которого установлено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений, образовательная организация является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, в том числе в форме учреждения, которое в зависимости от того, кем оно создано, может быть государственным, муниципальным или частным.
Таким образом, суд первой инстанции, приняв во внимание, что в представленных в материалы дела Уставах частного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка детский сад N 203 "Березка", указано, что основной целью организации является осуществление дошкольного образования и имеет право осуществлять образовательную деятельность, пришел к обоснованным выводам, что названное учреждение являлось образовательным учреждением, отвечающим требованиям раздела 1.8 "Наименование учреждений" Списка N781, в котором истец осуществляла трудовую деятельность в должности, также предусмотренной Списком N 781.
Из содержания оспариваемого решения пенсионного органа следует, что истцом представлены выданные ЧДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 203 "Березка" уточняющие справки, подтверждающие факт работы Петриковой Е.В. в спорные периоды в должности воспитателя, беспрерывно, на условиях полного рабочего дня с полной педагогической нагрузкой, и об отсутствии сведений о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком.
Кроме того, ЧДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 203 "Березка" предоставил сведения о том, что в настоящее время образовательное учреждение деятельность не осуществляет, ликвидировано.
Вместе с тем, принимая решение об отказе в назначении пенсии, а также корректирующее решение, пенсионный орган указал, что единственным основанием для признания спорных периодов неподлежащими учету в специальный стаж Петриковой Е.В. явилось то, что согласно сведениям, отраженным в выписке из индивидуального (персонифицированного) учета спорные периоды указаны работодателем без кода льгот, при этом указанные сведения работодателем не скорректированы. Кроме того пенсионный орган самостоятельно определилпериод трудовой деятельности Петриковой Е.В. с 1 января по 2 мая 2006 г, как декрет.
Для установления юридически значимых обстоятельств и в целях проверки доводов апеллянта судом апелляционной инстанции приобщена к материалам дела в качестве нового доказательства согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, представленная истцом копия свидетельства о рождении ребенка II-АГ N664306 выданного Отделом ЗАГС Прикубанского административного округа г. Краснодара управления ЗАГС Краснодарского края от 2 марта 2006 г, согласно которому у истца 2 марта 2006 г. родился сын - Петриков А.И.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае много плодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложнённых родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, следует, что в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учётом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведённого выше правового регулирования, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды таких отпусков также подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, учитывая дату рождения ребенка истца, а также признание, как работодателем, так и пенсионным органом того факта, что сведений о предоставлении истцу с 1 января по 2 мая 2006 г. отпуска по уходу за ребенком не имеется, судебная коллегия полагает, что в названный период истец находилась в отпуске, предоставленном ей в порядке статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание непрерывный характер работы истца в спорные периоды в одной и той же должности в - одном и том же образовательном учреждении, изменявшим лишь свое наименование и организационно-правовую форму, учитывая, что предшествующие спорным периодам и следующие за ними периоды работы истца включены ответчиком в специальный стаж, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что периоды работы истца в должности воспитателя в негосударственном ДОУ "Детский сад комбинированного вида N 203 "Березка" с 10 октября 2002 г. по 31 декабря 2004 г. (2 года 2 месяца и 21 день), с 21 февраля по 25 февраля 2005 г. (5 дней), с 24 ноября по 25 ноября 2005 г. (2 дня), 1 декабря 2005 г. (1 день), с 1 января по 2 мая 2006 г. (4 месяца и 1 день) и с 1 июля по 31 декабря 2020 г. (5 месяцев и 30 дней), также подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что в спорные периоды работодатель не представил соответствующих код льгот по занимаемой истцом должности не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку само по себе отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета об уплате работодателем страховых взносов не может вменяться в вину истцу и нарушать ее право на досрочное пенсионное обеспечение, так как обязанность по уплате в полном объеме страховых взносов лежит именно на работодателе. Неисполнение страхователем указанной обязанности при доказанности правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, не может служить основанием для отказа в реализации права лица на пенсионное обеспечение.
Установив, что на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости у истца отсутствовали основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить Петриковой Е.В. пенсию с даты обращения в пенсионный орган.
Судом апелляционной инстанции резолютивная часть решения дополнена указанием на дату возникновения у истца права на назначение пенсии.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к названному Федеральному закону.
Согласно Приложению 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на страховую пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" для лиц, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону.
Поскольку, с учетом периодов, включенных пенсионным органом в бесспорном порядке (22 года 10 месяцев 26 дней) и периодов, включенных судом в подсчет специального стажа истца (3 года 0 месяцев 20 дней), у Петриковой Е.В. 23 октября 1970 года рождения, на 23 октября 2020 г. имелся необходимый педагогический стаж 25 лет, в силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к названному Федеральному закону.
Указанным приложением предусмотрено увеличение на 24 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В Обзоре судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), указано, что рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Поскольку право истца на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью отложено на полтора года, то есть наступило после 25 апреля 2022 г, в период разрешения спора в суде, принимая во внимание, что истец заблаговременно обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно пенсии в июле 2021 года, полагая, что необходимый для того стаж у нее имеется, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности назначить Петриковой Е.В. пенсию с 24 апреля 2022 г, поскольку иное решение означало бы нарушение конституционного права истца на социальное обеспечение по возрасту, закрепленное в статье 39 Конституции Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Петриковой Е.В. правильно применили к спорным отношениям нормы пенсионного законодательства, регулирующие порядок установления и выплаты страховой пенсии, в том числе нормативные положения о назначении страховой пенсии со дня обращения за пенсией, но не ранее возникновения права на нее, учли разъяснения пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вследствие чего сделали обоснованный вывод о возложении на пенсионный орган обязанности по назначению и выплате истцу страховой пенсии по старости со дня возникновения у нее права на страховую пенсию по старости - 24 апреля 2022 г.
Учитывая, что право на досрочное назначение страховой пенсии Петриковой Е.В. на момент разрешения спора судом уже наступило, вывод судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия находит основанным на правильном применении норм материального права.
Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене обжалуемых судебных актов являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 7 июля 2022 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.