Дело N 88-14101/2023
N дела суда 1-й инстанции 2-2521/2022
УИД 23MS0121-01-2022-003021-29
г. Краснодар 21 апреля 2023 г.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Песоцкого В.В, рассмотрев единолично без проведения судебного заседания гражданское дело по иску Некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате взноса за капитальный ремонт по кассационной жалобе Некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на решение мирового судьи судебного участка N 121 Апшеронского района Краснодарского края от 5 октября 2022 года, апелляционное определение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - НКО "Фонд капитального ремонта МКД") обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт.
В обоснование своих требований истец указал на то, что ФИО1 является собственником "адрес", расположенной по адресу: "адрес". Данный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта, в связи с чем, у собственников помещений в многоквартирном доме возникла обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт. Между тем, ответчик свои обязанности не исполняет, в связи с чем образовалась задолженность.
Истец просил взыскать с ответчика задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 136, 19 рублей, пеню в размере 3 486, 67 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 439, 33 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N 121 Апшеронского района Краснодарского края от 5 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе НКО "Фонд капитального ремонта МКД" поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
На основании абзаца 1 части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного гражданского дела не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит "адрес", расположенная по адресу: "адрес"
Постановлением главы администрации (губернатора) "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в ходе актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес", на 2014 - 2043 годы, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"А, включен в перечень многоквартирных домов (под N), подлежащих капитальному ремонту в соответствии с утвержденной ранее региональной программой.
Постановление N (которым в программу включен спорный адрес) было официального опубликовано в декабре 2015 года на официальном сайте администрации "адрес", а также на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov, следовательно, у собственников помещений в спорном МКД с ДД.ММ.ГГГГ возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края N 310 от 18 мая 2016 года внесены изменения в постановление администрации Хадыженского городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Хадыженского городского поселения, собственники помещений которых, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта", которыми в реестр многоквартирных домов под N N многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес"А, что явилось основанием для формирования фонда капитального ремонта в отношении данного дома на счете регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта МКД".
Вступившим в законную силу решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 1 июня 2021 года постановление администрации Хадыженского городского поселения "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в реестр многоквартирных домов, расположенных на территории Хадыженского городского поселения "адрес", собственники помещений, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес"А (п. 55 реестра), признано недействующим со дня вступления в законную силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, ввиду принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете с нарушением положений статей 44, 46, 170, 176 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края от 15 сентября 2022 года N 499 пункт 55 исключен из приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Хадыженского городского поселения собственники помещений которых, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, мировой судья исходил из того, что у истца отсутствует право требования от ответчика исполнения обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт, поскольку до настоящего времени органом местного самоуправления не принято надлежащее решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного "адрес", по "адрес", в "адрес". Собственники помещений в данном доме не принимали решения о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих инстанций не имеется.
В целях формирования на территории "адрес" долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов, на основании распоряжения главы администрации (губернатора) "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р, создан фонд, а Постановлением главы администрации (губернатора) "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес", на 2014 - 2043 годы.
На основании пункта 1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-K3 "Об организации проведения капитальною ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес"" региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов подлежит актуализации не реже одного раза в год.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников смещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены способы формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее, чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 5.1).
В силу части 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта - при том, что оно должно быть проведено не позднее чем за месяц до окончания установленного частями 5 и 5.1 той же статьи срока принятия соответствующего решения.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Органом местного самоуправления не принято надлежащее решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении спорного адреса; собственники помещений в данном доме решения о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета не приняли.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для формирования соответствующего счета в фонде и последующего начисления платежей собственникам помещений в спорном многоквартирном доме, поскольку правовые основания для подобных действий отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в судах нижестоящих инстанций, по существу сводятся к несогласию с оспариваемыми судебными постановлениями, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали оспариваемые выводы суда.
Каких-либо доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, настоящая кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 121 Апшеронского района Краснодарского края от 5 октября 2022 года, апелляционное определение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу НКО "Фонд капитального ремонта МКД" - без удовлетворения.
Судья В.В.Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.