Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-405/2022 (УИД 55RS0011-01-2022-000555-64) по иску Поповой Татьяны Васильевны к администрации Горьковского муниципального района Омской области об установлении пенсии за выслугу лет в определенном размере, взыскании задолженности в виде недоначисленной пенсии, по кассационной жалобе Администрации Горьковского муниципального района Омской области на решение Горьковского районного суда Омской области от 27 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попова Татьяна Васильевна (далее по тексту - Попова Т.В, истец) обратилась в суд с иском к Администрации Горьковского муниципального района Омской области об установлении пенсии за выслугу лет в определенном размере, а также взыскании задолженности в виде недоначисленной пенсии.
Требования мотивированы тем, что с 29 января 2016 г. является получателем страховой пенсии по старости. Распоряжением Главы Горьковского муниципального района Омской области N от 31 января 2018 г. ей установлена пенсия за выслугу лет в размере 2562 рубля, размер которой в нарушение пункта 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, утвержденного Решением двадцать первой сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011 г. N 113 не соответствует размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
С учетом уточненных требований просила установить размер пенсии за выслугу лет в связи с наличием стажа муниципальной службы с 27 декабря 2017 г. в размере 4982, 90 рубля в месяц, произвести перерасчет установленной пенсии, исходя из изменения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплатить недоначисленную сумму пенсии до момента вступления в силу решения тридцатой сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N 251.
Решением Горьковского районного суда Омской области от 27 октября 2022 г. исковые требования удовлетворены, на Администрацию Горьковского муниципального района Омской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, выплачиваемую Поповой Т.В. за период с 27 декабря 2017 г. до дня вступления в силу Решения тридцатой сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N 251, выплатить недоначисленную сумму пенсии за указанный период.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 февраля 2023 г. решение Горьковского районного суда Омской области от 27 октября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Администрация Горьковского муниципального района Омской области просит отменить решение Горьковского районного суда от 27 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 февраля 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Поповой Т.В. представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанции незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, с 29 января 2016 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 22 декабря 2017 г. Попова Т.В. освобождена от занимаемой должности в связи с увольнением по собственному желанию (приказ Комитета финансов и контроля Администрации Горьковского муниципального района Омской области от 22 декабря 2017 г. N 36).
На основании распоряжения Главы администрации Горьковского района Омской области от 31 января 2018 г. N Поповой Т.В. как лицу, замещавшему должность муниципальной службы заместителя председателя - начальника бюджетного отдела комитета финансов и контроля администрации Горьковского муниципального района Омской области, в соответствии с Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, утвержденном Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011 г. N 113, с 27 декабря 2017 г. установлена пенсия за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы 20 лет 4 месяца 9 дней в размере 2562 рубля ежемесячно. Указанный размер пенсии установлен к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, в размере 13895, 69 рублей в месяц, исходя из общей суммы пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, и пенсии за выслугу лет в размере 11498, 65 рублей составляющей 57% денежного содержания.
В соответствии с представленными ответчиком расчетом следует, что с декабря 2017 г. по июнь 2022 г. Поповой Т.В. начислено и выплачена пенсия в размере 2562 рубля ежемесячно.
Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011 г. N 113 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, которое было изменено Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N 110.
Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N 110 внесены изменения в Положение о порядке установления выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Горьковском муниципальном районе, согласно которому, статья 6 предусматривает, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной части 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом коэффициента индексации.
Решением XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N 251 утверждено новое Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, а Положение от 16 декабря 2016 г. N 110 признано утратившим силу.
Согласно пункту 6 Положения, утвержденному решением XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N 251, размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 2562 рублей.
При этом, установленный Поповой Т.В. распоряжением Главы Горьковского муниципального района Омской области 31 января 2018 г. N размер пенсии в период с 2017 г. по 2022 г. не изменялся.
В свою очередь Попова Т.В. полагает, что Администрацией Горьковского муниципального района Омской области в нарушение закона неправильно установлен размер пенсии за выслугу лет, причитающейся ей с 2017 г. в связи с наличием стажа муниципальной службы.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Горьковском муниципальном районе Омской области, установив отсутствие изменений после 2017 года, установив факт выплаты истцу пенсии ответчиком не в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами дана надлежащая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения и предполагает общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1; статья 131, часть 1 Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти.
Наличие у органов местного самоуправления полномочий на осуществление правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, свидетельствует, что они вправе с учетом бюджетных возможностей вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному Федеральному закону (пункт 4).
Кроме того, размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не должен превышать максимального размера пенсии за выслугу лет по соответствующей должности государственного гражданского служащего Омской области и не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом коэффициента индексации, до внесения изменений в положение не ниже установленной пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Пунктом 8 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 5 августа 2009 г. N 89 (ред. от 28 сентября 2021г.) "О реализации отдельных положений статей 19, 47.1, 50 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, статьи 3 Закона Омской области "О введении в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" определено, что размер пенсии за выслугу лет, не может быть ниже установленного в соответствии с федеральным законодательством размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).
На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, определен в сумме 2562 рублей в месяц.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующей с 1 января 2015 г, предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии установлена в сумме 4383, 59 рубля в месяц.
При этом с момента вступления в силу внесенных изменений в Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Горьковском муниципальном районе Омской области, а именно с 19 декабря 2016г. размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации составлял 4558, 93 рублей, с 1 февраля 2017 г. - 4805, 11 рублей, с 1 января 2018 г. - 4982, 90 рубля, с 1 января 2019 г. - 5334, 19 рубля, с 1 января 2020 г. - 5686, 25 рублей, с 1 января 2021 г. - 6044, 48 рубля, с 1 января 2022 г. - 6564, 31 рубля, с 1 июня 2022 г. - 7220, 74 рублей.
Из материалов дела следует, что Поповой Т.В. назначена пенсия за выслугу лет в размере 2562 рубля, в указанном размере пенсия за выслугу лет выплачивалась с декабря 2017 года по июнь 2022 г.
Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N 110, в пункт 6 Положения внесены изменения, вступившие в силу с 19 декабря 2016 г. (дата обнародования правового акта), предусматривающие выплату пенсии не ниже определенного Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размера фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом коэффициента индексации.
Таким образом установлено, что Администрацией Горьковского муниципального района Омской области, несмотря на наличие требования Положения о том, что пенсия за выслугу лет по соответствующей должности государственного гражданского служащего Омской области не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом коэффициента индексации, такая пенсия выплачивалась Поповой Т.В. в размере ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В спорных правоотношениях права Поповой Т.В. подлежат восстановлению путем возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, выплачиваемую Поповой Т.В. за период с 27 декабря 2017 г. до дня вступления в силу Решения XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N 251, а также выплаты истцу недоначисленную сумму пенсии за указанный период.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что при принятии бюджета Горьковского муниципального района на 2017-2020 гг. и на 2020-2023 гг. увеличение бюджетных ассигнований на выплаты пенсии муниципальным служащим не принималось, поскольку нарушают гарантированное право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение по выслуге лет.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе рассмотрения дела, тогда как этим доводам судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горьковского районного суда Омской области от 27 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Горьковского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.