Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Акчуриной Г.Ж, судей Швецовой Н.А, Смородиновой Н.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.К.В. к индивидуальному предпринимателю С.Ю.А. о защите прав потребителя, по кассационной жалобе В.К.В.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Швецовой Н.А, судебная коллегия
установила:
В.К.В. обратился в суд с иском к ответчику ИП С.Ю.А. о защите прав потребителя, указав, что 15 мая 2020 года он в сервисном центре ИП С.Ю.А. приобрел и заказал услугу установки четырех колесных шин "Hankook 205/70R1596T Dynapro АТ-М RF10" на принадлежащий ему автомобиль SUZUKI JIMNY B74V. Общая сумма запчастей и работ составила 19594 руб, которые были оплачены им в полном объеме. Автомобиль по заказ - наряду N от 15 мая 2020 года принял мастер-приемщик. 16 мая 2020 года им при принятии работ были выявлены следующие недостатки: на всех четыре колесных дисках автомобиля имелись повреждения лакокрасочного покрытия дисков и металла дисков, локализованные в местах установки (под ними) за закраины колесных дисков балансировочных грузов. 17 мая 2020 года он обратился к ответчику с заявлением-претензией о возмещении ущерба, которая оставлена без удовлетворения. 18 мая 2020 года он обратился в ООО "Луидор Трейд" с целью установки и регулировки колес. Актом осмотра состояния транспортного средства установлено, что на момент заезда на автомобиле были установлены набивные грузы на литые диски на наружную сторону на все четыре колеса. Наличие повреждения ЛКП колесных дисков будет установлено после демонтажа грузов. Во избежание порчи внешнего вида рекомендуется использовать самоклеящиеся грузы. Согласно заключению эксперта ООО "Экспертно-консультационный центр "Независимость" N от 26 мая 2020 года на всех четырех колесных дисках SUZUKI JIMNY B74V имеются повреждения ЛКП дисков и металла дисков, локализованные в местах установки (под ними) на закраины колесных дисков балансировочных грузов с прижимной пружиной.
Причиной образования повреждений колесных дисков SUZUKI JIMNY B74V является проведение работ по балансировке колес по заказ-наряду N от 15 мая 2020 года ИП С.Ю.А. С учетом технологии ремонта, регламентированной заводом-изготовителем, для устранения повреждений колесных дисков SUZUKI JIMNY В 74V необходимо произвести замену поврежденных дисков с последующими работами по комплексному шиномонтажу. Стоимость устранения повреждений составляет 126000 руб.
Истец просил суд взыскать с ИП С.Ю.А. в счет возмещения ущерба 126000 руб, расходы на проведение досудебной экспертизы в размере 5000 руб, компенсацию морального вреда в размере 20000 руб, штраф, расходы на оплату услуг представителя 40000 руб.
Решением Советского районного суда г. Н.Новгорода от 22 марта 2022 года иск В.К.В. удовлетворен частично. С ИП С.Ю.А. в пользу В.К.В. взысканы стоимость устранения повреждений колесных дисков в размере 126000 руб, расходы на досудебное исследование в размере 5000 руб, компенсация морального вреда в размере 10000 руб, штраф в размере 68000 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28 февраля 2023 года решение суда первой инстанции изменено. С ответчика в пользу истца взысканы стоимость устранения повреждений колесных дисков в размере 25600 руб, расходы на досудебное исследование в размере 1000 руб, в счет компенсации морального вреда 5000 руб, штраф в размере 10000 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб.
В кассационной жалобе истец ставит вопрос об отмене судебного постановления суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15 мая 2020 года истец обратился в сервисный центр ИП С.Ю.А. с целью приобретения и установки на принадлежащий ему автомобиль SUZUKI JIMNY B74V, государственный регистрационный номер "данные изъяты", четырех колесных шин "Hankook 205/70R1596T Dynapro АТ-М RF10". Автомобиль был принят мастером-приемщиком.
Согласно заказ-наряду N от 15 мая 2020 года в отношении принадлежащего истцу автомобиля были согласованы следующие работы: мойка колеса (15-16) - 4 штуки, снятие/установка колеса (15-16) - 4 штуки, балансировка колеса (15-16) - 4 штуки. Так же были согласованы следующие запчасти и материалы: "Hankook 205/70R1596T Dynapro АТ-М RF10" - 4 штуки, грузик СМК 0060 F3(l/50) - 8 штук, пакет для упаковки шин - 4 штуки. Рукописным текстом указано: "груз навесной для AL дисков на внешние и внутренние части 4 дисков".
16 мая 2020 года при получении автомобиля истцом были обнаружены механические повреждения на четырех колесных дисках.
17 мая 2020 года истец обратился к ответчику с претензией о возмещении ущерба, которая оставлена без удовлетворения.
18 мая 2020 года истец обратился в ООО "Луидор Трейд" с целью установки и регулировки колес.
Актом осмотра состояния транспортного средства установлено, что на момент заезда в ООО "Луидор Трейд" на автомобиле были установлены набивные грузы на литые диски на наружную сторону на все четыре колеса. Наличие повреждения ЛКП колесных дисков будет установлено после демонтажа грузов. Во избежание порчи внешнего вида рекомендуется использовать самоклеящиеся грузы.
Согласно экспертному заключению N от 26 мая 2020 года ООО "Экспертно-консультационный центр "Независимость" на всех четырех колесных дисках SUZUKI JIMNY B74V имеются повреждения ЛКП дисков и металла дисков, локализованные в местах установки (под ними) на закраины колесных дисков балансировочных грузов с прижимной пружиной. Причиной образования повреждений колесных дисков SUZUKI JIMNY B74V является проведение работ по балансировке колес указанного транспортного средства, выполненных по заказ-наряду N от 15 мая 2020 года ИП С.Ю.А. С учетом технологии ремонта, регламентированной заводом-изготовителем, для устранения повреждений колесных дисков SUZUKI JIMNY В74V необходимо произвести замену поврежденных дисков с последующими работами по комплексному шиномонтажу. Стоимость устранения повреждений колесных дисков составляет 126000 руб. Эксперт также указал, что объем работ, указанный в заказ-наряде N от 15 мая 2020 года ИП С.Ю.А. не соответствует фактически выполненному в части применения в процессе выполнения работ запасных частей и материалов, отличных от заявленных по заказ-наряду. Использованные запасные части (балансирные грузы) имеют принципиальные отличия от заявленных, как в конструкции, так и в способе их установки на колесные диски.
Определением суда первой инстанции от 21 апреля 2021 года по ходатайству ответчика была назначена экспертиза, производство которой поручено ООО "ПЭК".
Согласно заключению эксперта ООО "ПЭК" N С от 13 декабря 2021 года с технической точки зрения, при балансировке колес SUZUKI JIMNY B74V установка на легкосплавные диски грузов с прижимной пружиной технологии работ не противоречит. Установка на легкосплавные диски SUZUKI JIMNY B74V грузов с прижимной пружиной не влияет на безопасность движения транспортного средства. Устранить недостатки (царапины на месте прикрепления балансирующего груза) путем окраски диска колеса можно, стоимость работ по устранению недостатков составляет 25600 руб.
Согласно заключению дополнительной судебной экспертизы ООО "ПЭК" N от 24 февраля 2022 года стоимость всех затрат (работ, услуг, материалов) на устранение повреждений 4 колесных дисков составляет 25600 руб.
Суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, взяв за основу при вынесении решения заключение эксперта ООО "ЭКЦ Независимость", пришел к выводу об удовлетворении требований В.К.В. в части, взыскал с ответчика в пользу истца стоимость устранения повреждений колесных дисков в размере 126000 руб, расходы на досудебное исследование в размере 5000 руб, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб, штраф в размере 68000 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части определения размера взысканного с ответчика в пользу истца ущерба.
При этом суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 53818-2010 "Автомобильные транспортные средства. Грузы балансировочных колес. Технические требования и методы испытаний" балансировочные грузы, предназначенные для устранения дисбаланса колес с пневматическими шинами автомобилей, в зависимости от способа установки их на ободья колес автомобилей, изготавливают двух видов: балансировочные грузы с прижимной пружиной, предназначенные для установки на ободья стальных колес и колес из легких сплавов; балансировочные грузы с клеевой основой, предназначенные для установки на ободья колес из легких сплавов. Согласно ответу официального дилера автомобилей SUZUKI порядок проверки регулировки и балансировки колес при установке шин регламентирован руководством по ремонту автомобилей портала Сузуки Мотор Рус, а также руководством по эксплуатации - раздел "Проверки и техническое обслуживание" п. "Шины" и раздел "Эксплуатация автомобиля" п. "Перечень ежедневных проверок". Завод изготовитель устанавливает грузы с прижимной пружиной на внутренний обод легкосплавного диска. Установка на диски грузов с прижимной пружиной при регулировке/балансировке колес автомобиля заводом изготовителем не регламентируется. Установка грузов с прижимной пружиной на технические характеристики автомобиля при движении не влияет. То есть, осуществлять балансировку колес путём крепления на внешнюю сторону легкосплавного диска балансировочных грузов с прижимной пружиной не запрещено ни пунктом 4. 1 ГОСТ Р 53818-2010, ни заводом-изготовителем. Окраска колесных дисков для устранения повреждений заводом-изготовителем не предусмотрена. Однако запрета на проведение работ по окраске колесных дисков для устранения повреждений не установлено.
Дав оценку представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции при вынесении решения взял за основу заключение судебной экспертизы, в связи с чем решение суда первой инстанции изменил, взыскал с ответчика в пользу истца стоимость устранения повреждений колесных дисков в размере 25600 руб, расходы на досудебное исследование в размере 1000 руб, в счет компенсации морального вреда 5000 руб, штраф в размере 10000 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, так как они основаны на установленных по делу обстоятельствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно разъяснениям пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.
Из заключения судебной экспертизы ООО "ПЭК" NС от 13 декабря 2021 года следует, что с технической точки зрения устранить недостатки (царапины на месте прикрепления балансирующего груза) путем окраски диска колеса можно, стоимость ущерба по поврежденным дискам (4 штуки) с учетом работ по шиномонтажу составит 25600 руб.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 12, 55, 56, 59, 60, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дана надлежащая оценка всем представленным по делу доказательствам в их совокупности.
Оснований для другой оценки обстоятельств и доказательств, представленных в суды, судебная коллегия не усматривает.
Несогласие автора кассационной жалобы с данной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств и установленными обстоятельствами, иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не могут служить основанием для отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу В.К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.