Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4032/2022 по иску Зинатулиной Кульбану Валиевны к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным, включении в стаж периода ухода за ребенком, учебы, перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Зинатулиной Кульбану Валиевны на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 03 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав Зинатулину К.В, ее представителя Гадаеву О.В, настаивавших на доводах кассационной жалобы, представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области Темирбаеву А.М, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зинатулина К.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОПФР по Челябинской области), с учетом уточнений, о признании незаконными решения от 07 ноября 2017 года о перерасчете страховой пенсии по старости, решения от 15 июня 2021 года об отказе в перерасчете пенсии, включении в трудовой стаж периода обучения в ТУ-86 с 20 сентября 1979 года по 31 июля 1980 года, периода ухода за ребенком продолжительностью 2 месяца 08 дней, перерасчете пенсии с 25 апреля 2017 года из заработка за период с 01 января 1997 года по 31 декабря 2001 года, выплате недополученной пенсии за период с 25 апреля 2017 года по день вынесения решения.
В обоснование заявленных требований Зинатулина К.В. сослалась на то, что с 25 апреля 2017 года является получателем страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 07 ноября 2017 года решено произвести ей перерасчет размера пенсии с 25 апреля 2017 года из заработка за период работы с 01 ноября 1991 года по 31 октября 1996 года на основании справки от 22 февраля 2017 года запрошенной ответчиком, в результате перерасчета размер пенсии увеличился и составил 8 924, 67 руб. В последствии она неоднократно обращалась к ответчику по вопросам размера пенсии, в том числе 18 мая 2021 года, представив архивную справку о заработной плате за период работы с 1997 года по 2001 год. На ее заявление ей был дан ответ, что в результате перерасчета с учетом данного заработка размер ее пенсии составит 13 763, 07 руб, однако, 15 июня 2021 года она получила письмо и решение ответчика об отказе в перерасчете пенсии, в связи с тем, что имеются расхождения сведений о размере заработка в представленной ей архивной справке со сведениями о размере ее заработка за этот же период в индивидуальном лицевом счете. Решение ответчика от 07 ноября 2017 года о перерасчете пенсии считает незаконным, так как расчет пенсии произведен как неработающему пенсионеру, тогда как она работает по настоящее время, в связи с чем реальный перерасчет размера пенсии не был произведен. Решение об отказе в перерасчете пенсии считает незаконным, поскольку пенсия должна быть рассчитана из заработка за 1997-2001 годы по архивной справке, что должно привести к ее увеличению, между тем ответчик безосновательно отказал в таком перерасчете, а также произвел уменьшение размера пенсии.
Представитель ОПФР по Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований, указав на то, что первоначально размер пенсии истца был определен с учетом заработка за период работы с 01 сентября 1980 года по 31 декабря 1988 года. На основании решения от 07 ноября 2017 года на основании заявления истца и протокола заседания комиссии от 10 октября 2017 года пенсия истцу была пересчитана из заработка за период работы с 01 ноября 1991 года по 31 октября 1996 года с даты назначения - 25 апреля 2017 года, что привело к увеличению размера пенсии. В мае 2021 года истец обратилась с заявлением о перерасчете ей пенсии исходя из заработка за период с 01 января 1997 года по 31 декабря 2001 года, представив архивную справку от 09 декабря 2020 года. Поскольку справка содержала недостоверные сведения о заработной плате, исходя из заработной платы истца за указанный период по данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица перерасчет пенсии не вел к увеличению ее размера, то в таком перерасчете истцу было отказано. Кроме того, в ходе проверки сведений о заработной плате истца за период с 1991 года по 1996 год выявились несоответствия, в связи с чем истцу был произведен перерасчет пенсии из заработка за 2000-2001 годы по наиболее выгодному для нее варианту.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 03 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 января 2023 года, Зинатулиной К.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Зинатулина К.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены решения и апелляционного определения не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что с 25 апреля 2017 года Зинатулиной К.В. была назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Оценка пенсионных прав истца при назначении пенсии ответчиком была произведена по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-Федерального закона. При этом продолжительность общего трудового стажа истца на 31 декабря 2001 года составила 19 лет 01 месяц 04 дня (начиная с 20 сентября 1979 года по 31 декабря 2016 года). В указанный стаж включен период учебы истца с 10 сентября 1979 года по 31 июля 1980 года. Период работы истца с 21 апреля 1983 года по 13 августа 1984 года был заменен периодом ухода за ребенком, 21 апреля 1983 года рождения, до достижения им полутора лет (с 21 апреля 1983 года по 21 октября 1984 года) и учтен в виде дополнительных баллов (2, 7) для увеличения индивидуального пенсионного коэффициента. Заработок для расчета пенсии был принят за период с августа 1980 года по декабрь 1988 года (за 60 полных месяцев), соотношение заработка составило 0, 662, размер пенсии истцу был установлен 7 858, 65 руб. (л.д. 69, 72, 74, 209-211 том 1).
27 июля 2017 года Зинатулина К.В. обратилась с заявлением о перерасчете пенсии по справке о заработной плате от 22 февраля 2017 года N С-1443 за период работы с 1987 года по 1991 года и по справке о заработной плате от 22 июля 2017 года N С-1444 за период с 1992 года по 1996 года.
На основании протокола заседания комиссии УПФ в Тракторозаводском районе г. Челябинска от 10 октября 2017 года N 813 и решения от 07 ноября 2017 года N 283116/В Зинатулиной К.В. произведен перерасчет пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, исходя из общего трудового стажа истца за период с 01 августа 1980 года по 31 декабря 2001 года 19 лет 06 месяцев 15 дней (без учета периода учебы с 20 сентября 1979 года по 31 июля 1980 года). Период ухода за ребенком, 21 апреля 1983 года рождения, имел место в период работы истца в трамвайном депо с 01 августа 1980 года по 13 августа 1984 года, указанный период работы учтен ответчиком в общий трудовой стаж. Период же ухода за ребенком до достижения им полутора лет с 14 августа 1984 года по 21 октября 1984 года продолжительностью 02 месяца 08 дней учтен в баллах. Для определения размера пенсии был учтен заработок истца за период работы с 01 ноября 1991 года по 31 октября 1996 года (за 60 месяцев), отношение заработка составило 0, 912, размер пенсии был определен ответчиком 8 924, 67 руб. Учитывая, что пенсионный орган на 25 апреля 2017 года располагал справкой о заработке истца за период с 1991 года по 1996 год, однако не принял ее во внимание, с учетом данного заработка размер пенсии был выше, чем размер определенный первоначально, то перерасчет пенсии произведен был с 25 апреля 2017 года (л.д. 37-39, 80-87, 91, 124-125, 126, 127-128, 130, 133-134, 136 том 1).
Получив архивную справку от 09 декабря 2020 года N С-13991 о заработке за период с января 1997 года по декабрь 2001 года, истец представила ее в пенсионный орган, в ответ на обращение Зинатулиной К.В. ответчик 03 марта 2021 года сообщил, что ей произведен расчет пенсии с учетом заработка за период с ноября 1991 года по октябрь 1996 года с определением отношения заработка 0, 912. Перерасчет пенсии из заработка за период с января 1997 года по декабрь 2001 года, сведения о размере которого имеются в ее индивидуальном лицевом счете, производить не выгодно, поскольку отношение заработка составит менее 0, 912. В связи с тем, что сведения о размере заработка за период с января 1997 года по декабрь 2001 года в представленной архивной справке от 09 декабря 2020 года значительно расходятся со сведениями о заработке за этот период времени в индивидуальном лицевом счете, сделан запрос в архив о предоставлении лицевых счетов (л.д. 43-44 том 1).
18 мая 2021 года Зинатулина К.В. обратилась с заявлениями о перерасчете пенсии на основании архивной справки о заработной плате от 09 декабря 2020 года N С-13991 за период работы с января 1997 года по декабрь 2001 года (л.д. 21, 161, 184-189 том 1).
Ответчиком по справке о заработке от 09 декабря 2020 года за период с января 1997 года по декабрь 2001 года 24 мая 2021 года были произведены расчеты пенсии на 01 июня 2021 года, отношение заработка определено 1, 117, в личном кабинете гражданина ПФР указано, что размер пенсии составит 13 763, 07 руб. (л.д. 22, 156-159 том 1). В указанном размере пенсия истцу не выплачивалась.
11 июня 2021 года ответчиком произведена проверка сумм заработной платы истца, отраженных в архивных справках N С-12551 от 10 июня 2016 года, С-13991 от 09 декабря 2020 года. Согласно справке документальной проверки от 11 июля 2021 года в лицевых счетах за период с 1994 года по 2000 года содержатся сведения о заработной плате с кодом "28", обозначающим не выплаченную заработную плату. При исключении сумм с кодом "28" в архивной справке от 09 декабря 2020 года N С-13991, сведения о заработной плате за период с января 1997 года по декабрь 2001 года полностью соответствуют сведениям, отраженным в выписке из индивидуального лицевого счета Зинатулиной К.В. (л.д. 198-201 том 1).
Решением УПФР в Тракторозаводском районе г. Челябинска N 366331/21 (л.д. 192 том 1) Зинатулиной К.В. отказано в перерасчете пенсии из заработка за период с января 1997 года по декабрь 2001 года, поскольку сведения о заработной плате, отраженные в данной справке, расходятся со сведениями индивидуального лицевого счета; перерасчет пенсии из заработка истца за указанный период за исключением из него сумм задолженности (под кодом 28) не влечет увеличение пенсии.
Решением от 15 июня 2021 года N 201 "Об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии" (л.д. 191 том 1) установлено, что размер пенсии истцу с 25 апреля 2017 года исходя из заработка за период с 01 ноября 1991 года по 31 октября 1996 года определен с ошибкой, поскольку размер заработка в принятой архивной справке N С-1443 от 22 февраля 2017 года определен с учетом шифра "28" (в начисленную истцу заработную плату за отработанный месяц включался долг по заработной плате за ранее отработанное время). Расчет пенсии из заработка за период с 01 ноября 1991 года по 31 октября 1996 года (с вычетом сумм под кодом 28) для истца является невыгодным. С учетом имеющихся сведений о заработной плате истца за период с 1980 года по 2001 год наиболее выгодным вариантом является расчет пенсии из заработка за 24 месяца за период с 01 января 2000 года по 31 декабря 2001 года.
Истцу с 01 июля 2021 года произведен перерасчет пенсии в связи с обнаружением ошибки на основании решения ответчика от 15 июня 2021 года по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, исходя из общего трудового стажа на 01 января 2002 года продолжительностью 19 лет 01 месяц 04 дня с учетом периода учебы с 20 сентября 1979 года по 31 июля 1980 года, за вычетом из стажа периода работы с 21 апреля 1983 года по 13 августа 1984 года и заменой его периодом ухода за ребенком, 21 апреля 1983 года рождения, до достижения им полутора лет (с 21 апреля 1983 года по 21 октября 1984 года) с преобразованием его в баллы (2, 7) для увеличения индивидуального пенсионного коэффициента. Заработок истца учтен за период с 01 января 2000 года по 31 декабря 2001 года, отношение заработка определено 0, 662, размер пенсии истца с 01 июля 2021 года определен в размере 8 379, 09 руб. (л.д. 72, 194-197 том 1, 41-43 том 2).
Разрешая возникший спор, суды, руководствуясь положениями статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оценив в совокупности доказательства по делу, проверив представленный ответчиком расчет размера пенсии истца, исходили из того, что при расчете пенсии Зинатулиной К.В. пенсионным органом был выбран наиболее выгодный для нее вариант по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с заменой части периодов работы нестраховыми периодами по уходу за детьми и с учетом периода учебы; нарушения прав истца действиями пенсионного органа не установлено, в связи с чем пришли к выводу, что для удовлетворения иска оснований не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы истца.
Так, основные доводы кассационной жалобы Зинатулиной К.В. в общем сводятся к тому, что ответчик при назначении ей пенсии 25 апреля 2017 года обязан был самостоятельно запросить справку о ее заработке за период работы с 1997 года по 2001 год, так же как и сведения о ее заработке за период с 1980 года по 1996 год; ответчик должен был с 25 апреля 2017 года назначить ей пенсию, приняв во внимание сведения о ее заработке за период с 1997 года по 2001 год; ответчик не наделен полномочиями по начислению заработной платы, в связи с чем не мог пересматривать размер ее заработка, размер ее пенсии должен быть определен исходя из заработка, указанного именно в представленных архивных справках. Данные доводы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно части 3, 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Действовавшим до 01 января 2015 года Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер трудовой пенсии по старости, по инвалидности поставлен в зависимость от продолжительности общего трудового стажа и среднемесячного заработка гражданина до 01 января 2002 года и суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателем за него в Пенсионный фонд Российской Федерации за все работы, начиная с 01 января 2002 года.
При установлении пенсии во внимание принимаются два вида стажа:
- при определении права на страховую пенсию - страховой стаж по состоянию на дату назначения пенсии;
- при определении размера пенсии - общий трудовой стаж по состоянию на 01 января 2002 года.
В общий трудовой стаж для исчисления размера трудовой пенсии засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, то есть по 31 декабря 2001 года включительно. После указанной даты во внимание принимается не трудовой стаж как таковой, а суммы произведенных страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ среднемесячный заработок застрахованного лица принимается за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую не включаются периоды обучения и периоды ухода за ребенком.
В соответствии с пунктом 4 части 30 указанного Федерального закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 и 10 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 04 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", составляет 1, 8. Коэффициент за полный календарный год иного периода (НПi), предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, составляет: 1) 1, 8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 2) 3, 6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 3) 5, 4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.
В случае, если периоды ухода, указанные в пунктах 1 - 3 части 12 настоящей статьи, совпадают по времени, коэффициент за полный календарный год указанных периодов (НПi) определяется как сумма коэффициентов, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 12 настоящей статьи соответственно.
В случае, если продолжительность иного периода (НПi) в соответствующем календарном году (в том числе иных периодов, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 12 настоящей статьи, совпадающих по времени) составляет менее полного года, коэффициент определяется исходя из фактической продолжительности соответствующего иного периода. При этом один месяц иного периода составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу части 2 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 01 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 01 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 01 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Из приведенных норм следует, что размер пенсии определяется с учетом продолжительности общего трудового стажа (стаж до 01 января 2002 года) и заработка, полученного застрахованным лицом до 01 января 2002 года, который подлежит расчету по двум вариантам: за период с 01 января 2000 года по 31 декабря 2001 года, либо за любые 60 месяцев подряд. С 01 января 2002 года на размер пенсии влияет размер страховых взносов.
Продолжительность общего трудового стажа истца до 01 января 2002 года, вопреки доводам кассационной жалобы, определена верно, что установлено судами на основании представленных в материалы дела доказательств. Продолжительность общего трудового стажа истца на 01 января 2002 года для расчета пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ составляет 19 лет 06 месяцев 15 дней (периоды работы с 01 августа 1980 года по 13 августа 1984 года, 11 октября 1985 года по 08 января 1986 года, с 08 сентября 1986 года по 21 сентября 1987 года, с 12 октября 1987 года по 30 июня 2003 года, с 20 июля 2005 года по 20 октября 2005 года, с 01 марта 2010 года по 09 мая 2011 года, с 10 мая 2011 года по 31 декабря 2016 года, период безработицы с 01 октября 2003 года по 14 октября 2004 года) без учета периода обучения и периода ухода за ребенком до достижения им полутора лет с 14 августа 1984 года по 21 октября 1984 года, который был учтен в виде баллов.
Продолжительность общего трудового стажа истца по пункту 4 статьи 30 указанного Федерального закона на 01 января 2002 года составила 19 лет 01 месяц 04 дня (период обучения с 20 сентября 1979 года по 31 июля 1980 года, периоды работы с 01 августа 1980 года по 20 апреля 1983 года, 11 октября 1985 года по 08 января 1986 года, с 08 сентября 1986 года по 21 сентября 1987 года, с 12 октября 1987 года по 30 июня 2003 года, с 20 июля 2005 года по 20 октября 2005 года, с 01 марта 2010 года по 09 мая 2011 года, с 10 мая 2011 года по 31 декабря 2016 года, период безработицы с 01 октября 2003 года по 14 октября 2004 года), период работы истца с 21 апреля 1983 года по 13 августа 2084 года заменен нестраховым периодом ухода за ребенком с 21 апреля 1983 года по 21 октября 1984 года путем начисления баллов 2, 7.
Отказ истцу в удовлетворении требований о зачете в стаж периода учебы и периода ухода за ребенком судом первой инстанции мотивирован.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 10 Порядка подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, утвержденных приказом Минтруда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н, при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 22 указанных Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 31 октября 1997 года, работодателем Зинатулиной К.В. ОАО "Челябинский часовой завод Молния" были представлены сведения о заработной плате с января 1997 года. Сведения о заработной плате истца за период с 1980 года по 1996 год были запрошены пенсионным органом в архиве. При определении размера пенсии истца в апреле 2017 года и ее перерасчете в ноябре 2017 года пенсионный орган принял во внимание сведения о заработной плате истца, содержащиеся в архивных справках, поскольку расчет пенсии истцу с учетом заработка за 1997-2001 года, сведения о размере которого содержались в индивидуальном лицевом счете, был невыгоден. О недостоверности сведений о заработке истца за период с 1992 года по 2001 год в ранее представленных архивных справках пенсионному органу стало известно только после представления в 2021 году Зинатулиной К.В. архивной справки о ее заработке за период с 1997 года по 2001 год от 09 декабря 2020 года и проведенной 11 июня 2021 года проверки лицевых счетов о начислении заработной платы истцу.
Вопреки доводам кассационной жалобы пенсионный орган наделен полномочиями по проверке достоверности представленных документов для назначения (перерасчета) пенсии и исправлению ошибок, допущенных при назначении (перерасчете) пенсии, по причине представления ему недостоверных сведений, влияющих на размер пенсии, в том числе в сторону уменьшения размера пенсии. В данном случае ответчик не производил "начисление" Зинатулиной К.В. заработной платы, а при проверке первичных бухгалтерских документов (лицевых счетов) установилее действительный размер (без учета задолженности по заработной плате, образовавшейся у работодателя перед работником за ранее отработанное время). Кроме того, в ходе проверки ответчиком установлено, что размер заработной платы истца за период с 1997 года по 2001 год без учета долга по заработной плате соответствует сведениям индивидуального лицевого счета.
Ссылки истца на то, что решение пенсионного органа от 10 октября 2017 года о перерасчете пенсии с 25 апреля 2017 года не было исполнено, поскольку в расчете указано на то, что она не работает, тогда как по настоящее время она является работающим пенсионером, являются надуманными и не могут быть приняты во внимание.
Также не влекут отмену судебных актов доводы истца о том, что в различных документах указана различная продолжительность ее стажа и заработка, поскольку не опровергают выводы суда об отсутствии оснований для перерасчета истцу пенсии с 25 апреля 2017 года на основании архивной справки от 09 декабря 2020 года, содержащей недостоверные сведения о заработной плате за период с 1997 года по 2001 год.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 03 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зинатулиной Кульбану Валиевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.