Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н. и Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Широковой П.А. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности, по кассационной жалобе Широковой П.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Широкова П.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ГУ ОПФР по Волгоградской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что решением пенсионного органа от 9 сентября 2021 г. N ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа (30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом оценивая ее пенсионные права, в специальный стаж не были учтены периоды командировок: с 25 октября по 27 октября 2005 г, с 12 сентября по 17 октября 2009 г, с 8 ноября по 15 ноября 2009 г, с 23 октября по 30 октября 2011 г, с 29 октября по 30 ноября 2014г, с 27 октября по 28 ноября 2019 г.; а также работа с 1 сентября 1993 г. по 30 июля 1994 г. в качестве врача-интерна кафедры детских болезней N 1 Волгоградской медицинской академии (далее - ВМА).
Полагая свои пенсионные права нарушенными, истец просила суд признать незаконным и отменить решение пенсионного органа от 9 сентября 2021 г. N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в части исключения из специального стажа спорных периодов; обязать включить данные периоды в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости на день возникновения права на пенсию, то есть 1 сентября 2021 г.
Решением Советского районного суда г. Волгограда от 25 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены.
Решение государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 от 9 сентября 2021 года N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Широковой П.А. в части невключения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Широковой П.А. периодов её работы: с 25 октября 2005 года по 27 октября 2005 года, с 12 сентября 2009 года по 17 октября 2009 года, с 8 ноября 2009 года по 15 ноября 2009 года, с 23 октября 2011 года по 30 октября 2011 года, с 29 октября 2014 года по 30 ноября 2014 года, с 27 октября 2019 года по 28 ноября 2019 года - периоды нахождения в командировке, с 1 сентября 1993 года по 30 июля 1994 года - период прохождения подготовки в интернатуре врачом-интерном на базе кафедры детских болезней N1 Волгоградской медицинской академии, признано незаконным.
На государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области возложена обязанность включить в специальный стаж Широковой П.А. периоды работы: с 25 октября 2005 года по 27 октября 2005 года, с 12 сентября 2009 года по 17 октября 2009 года, с 8 ноября 2009 года по 15 ноября 2009 года, с 23 октября 2011 года по 30 октября 2011 года, с 29 октября 2014 года по 30 ноября 2014 года, с 27 октября 2019 года по 28 ноября 2019 года - периоды нахождения в командировке, с 1 сентября 1993 года по 30 июля 1994 года - период прохождения подготовки в интернатуре врачом-интерном на базе кафедры детских болезней N1 Волгоградской медицинской академии, назначить Широковой П.А. досрочную страховую пенсию по старости с 1 сентября 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 сентября 2022 года решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 от 9 сентября 2021 года N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода с 1 сентября 1993 года по 30 июля 1994 года прохождения подготовки в интернатуре врачом-интерном на базе кафедры детских болезней N1 Волгоградской медицинской академии, возложения на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области обязанности включить в специальный стаж указанный период и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 1 сентября 2021 года отменено, в отмененной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении названных требований отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части отмены решения суда первой инстанции, как постановленного в указанной части с нарушением норм материального и процессуального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ОПФР по Волгоградской области - Инякина М.В. полагала апелляционное определение законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы истца.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 01 сентября 2021 года Широкова П.А. обратилась в Центр ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области с заявлением о назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Решением Центр ПФР N 2 от 9 сентября 2021 года N Широковой П.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по причине отсутствия 30 лет специального стажа, требуемого для определения права на пенсию и несоблюдения срока установления страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Продолжительность специального стажа определена 29 лет 06 месяцев 16 дней.
При этом в специальный стаж Широковой П.А. не учтены периоды с 25 октября 2005 года по 27 октября 2005 года, с 12 сентября 2009 года по 17 октября 2009 года, с 8 ноября 2009 года по 15 ноября 2009 года, с 23 октября 2011 года по 30 октября 2011 года, с 29 октября 2014 года по 30 ноября 2014 года, с 27 октября 2019 года по 28 ноября 2019 года - периоды нахождения в командировке, с 1 сентября 1993 года по 30 июля 1994 года - период прохождения подготовки в интернатуре врачом-интерном на базе кафедры детских болезней N1 Волгоградской медицинской академии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что поскольку период прохождения истцом интернатуры подтверждается выполнением врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста, данный период может быть зачислен в льготном исчислении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; при этом периоды нахождения Широковой П.А. в командировках подлежат включению в специальный стаж с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации, так как за истцом сохранялось место работы, ей выплачивалась заработная плата, и за нее производились отчисления в пенсионный орган.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами районного суда о наличии правовых оснований для учета в специальный стаж истца периодов нахождения в командировках, приобщив в качестве нового доказательства представленную истцом архивную справку ФГБОУВО "Волгоградская медицинская академия" от 30 августа 2022 года N, в которой указано, что Широкова П.А. проходила обучение в интернатуре вуза с 1 сентября 1993 года по 30 июля 1994 года по специальности "педиатрия" на базе кафедры детских болезней N 1, по окончанию обучения ей присвоена квалификация врач-педиатр, 19 июля 1994 года выдано удостоверение об окончании интернатуры и 30 июля 1994 года она отчислена в связи с окончанием обучения, и дав самостоятельную оценку представленным в материалы дела доказательствам, признал ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода прохождения подготовки в интернатуре врачом-интерном на базе кафедры детских болезней N1 Волгоградской медицинской академии, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в указанной части, постановив по делу новое решение, которым отказал в удовлетворении названных требований.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что обучение истца в интернатуре на базе к кафедры детских болезней N1 Волгоградской медицинской академии протекало с выплатой стипендии, в штат лечебного учреждения она не зачислялась, заработная плата ей не выплачивалась, за нее не уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, следовательно, данный период не подлежит включению в специальный стаж истца. Поскольку без учета указанного периода интернатуры продолжительность специального стажа истца составляет менее требуемых 30 лет, суд апелляционной инстанции посчитал возможным отменить решение районного суда в части возложения на пенсионный орган обязанности по назначению истцу пенсии с 1 сентября 2021 года, постановив в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении названных требований.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 сентября 2022 года в части оставления без изменения решения суда первой инстанции не обжалуется, в связи с чем в соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
При этом судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение в части отмены решения районного суда принято с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665).
Подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (далее - Список N 781), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список N 1066), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Правила N 1066), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Список N 464), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Постановление N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Соответственно, к спорному периоду работы Широковой П.А. с 01 сентября 1993 года по 30 июля 1994 года в должности врача-интерна на базе кафедры детских болезней N1 Волгоградской медицинской академии отделения подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на назначение досрочной страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, являющегося приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре", утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 года, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 года) (далее - Положение об интернатуре) одногодичная специализация (интернатура) - это обязательная форма последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов с целью получения ими квалификации врача-специалиста.
Основанием для допуска к прохождению интернатуры являются выписка из приказа о направлении в интернатуру и диплом врача, предъявляемые врачом-выпускником органу здравоохранения (министерству здравоохранения автономной республики, краевому, областному отделу здравоохранения, территориальному подразделению медицинской службы министерства, ведомства и т.п.). Орган здравоохранения, на основании полученных документов, приказом направляет молодого специалиста в интернатуру в одно из учреждений здравоохранения, утвержденных в установленном порядке в качестве базы интернатуры. Руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности. После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на молодого специалиста (пункт 8 Положения об интернатуре).
Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
В период прохождения истцом интернатуры действовало постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 марта 1993 года N 62 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации.
В приложении N 1 к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел "специалисты", требование к квалификации - высшее медицинское образование без предъявления требований к стажу работы.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе, врачами анестезиологами-реаниматологами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора, является установление выполнения истцом функциональных обязанностей врача-специалиста при прохождении ею интернатуры в период с 1 сентября 1993 года по 30 июля 1994 года.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периода ее прохождения подготовки в интернатуре врачом-интерном на базе кафедры детских болезней N1 Волгоградской медицинской академии и отказывая в удовлетворении вышеназванных требований, суд апелляционной инстанции сослался на то, что период прохождения интернатуры является периодом послевузовского профессионального образования и образования профессиональной подготовки, при этом истицей не представлено доказательств выполнения ею функциональных обязанностей по должности врача-специалиста в лечебном учреждении в указанный период.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные статьей 60 ГПК РФ правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (статья 66), к документам, связанным с работой, отнесены копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое (статья 62).
Однако судом апелляционной инстанции положения приведенных норм права, устанавливающих порядок подтверждения, в том числе, в судебном порядке, специального стажа не учтены, обстоятельства, имеющие значение для дела, не установлены.
Так в материалах дела содержится запрос от 31 августа 2022 года в ГУЗ КБСМП N7 (л.д.193) о предоставлении в адрес суда сведений об осуществлении Широковой П.А. трудовой деятельности в штате ГУЗ КБСМП N 7 в период с 01.09.1993г. по 30.07.1994г. (период прохождения подготовки в интернатуре врачом интерном на базе кафедры детских болезней N1 Волгоградской медицинской академии), между тем решение судом апелляционной инстанции принято до получения ответа на указанный запрос.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не оказано содействие в сборе требуемых доказательств, на пенсионный орган не возложена обязанность подтвердить законность отказа во включении указанного периода в специальный стаж истца.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона судом апелляционной инстанции при разрешении спора выполнены не были. Также им не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Однако суд апелляционной инстанции, произвольно применив статью 56 ГПК РФ, нарушил требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в указанной части.
Ввиду изложенного, определение суда апелляционной инстанции в части отмены решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении исковых требований Широковой П.А. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы в качестве врача-интерна с 1 сентября 1993 года по 30 июля 1994 года на базе кафедры детских болезней N1 Волгоградской медицинской академии, установления необходимого стажа медицинской деятельности на 1 сентября 2021 года, подлежит отмене.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции необходимо принять во внимание указания суда кассационной инстанции, правильно применить материальный и процессуальный закон, разрешив исковые требования по существу в соответствии с установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 сентября 2022 года в части отмены решения Советского районного суда г.Волгограда от 25 апреля 2022 года в части удовлетворения исковых требований Широковой П.А. к ГУ-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 от 9 сентября 2021 года N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в части не включения в специальный стаж истца периода интернатуры, возложении на ГУ ОПФР по Волгоградской области обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода с 1 сентября 1993 года по 30 июля 1994 года прохождения подготовки в интернатуре врачом-интерном на базе кафедры детских болезней N1 Волгоградской медицинской академии и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 1 сентября 2021 года принятии в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований Широковой П.А. - отменить.
В отмененной части направить гражданское дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Волгоградский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 сентября 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.