Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев протест заместителя прокурора Новосибирской области Дымолазова В.С. на вступившее в законную силу решение судьи Новосибирского областного суда от 21 февраля 2023г., вынесенное в отношении должностного лица - министра строительства Новосибирской области Колмакова Алексея Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 28 ноября 2022г. должностное лицо - министр строительства Новосибирской области Колмаков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 2000 рублей.
Решением судьи Новосибирского областного суда от 21 февраля 2023г. постановление судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 28 ноября 2022г. отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В протесте, поданном в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, прокурор настаивает на отмене решения областного суда как незаконного.
Колмаков А.В, уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче протеста прокурора в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в установленный срок возражения на протест не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста прокурора позволяет прийти к следующим выводам.
В силу положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре).
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет административную ответственности виновного лица.
Из материалов дела следует, что Новосибирской областной прокуратурой по результатам надзорного сопровождения реализации национальных проектов "Демография", "Здравоохранение", регионального проекта "Спорт-норма жизни", в рамках которых осуществляется строительство многофункциональной ледовой арены по ул. Немировича-Данченко в г. Новосибирске (далее - ледовая арена) и фельдшерско-акушерских пунктов, выявлено нарушение сроков введения объектов строительства в эксплуатацию: фельдшерско-акушерских пунктов - до 31 июля 2022г, ледовой арены - до 31 августа 2022г, тем самым не исполнены:
- представление прокурора от 1 февраля 2022г, вынесенное в адрес Губернатора Новосибирской области, согласно которому в рамках регионального проекта "развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" национального проекта "Здравоохранение" из запланированных в 2021г. строительством 31 объекта фельдшерско-акушерских пунктов по состоянию на 28 января 2022г. разрешение на ввод в эксплуатацию получено только в отношении 15 объектов, что является результатом отсутствия эффективного контроля за деятельность подрядчика заказчиком - ГКУ НСО "Управление капитального строительства", а за последним - главным распорядителем бюджетных средств министерством строительства Новосибирской области, и требует принятия в месячный срок безотлагательных мер реагирования на выявленные нарушения;
- представление прокурора от 20 июля 2022г, вынесенное в адрес Губернатора Новосибирской области, согласно которому в рамках регионального проекта "развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", национального проекта "Здравоохранение" из запланированных к сдаче и несданных в эксплуатацию в декабре 2021г. 10 объектов фельдшерско-акушерских пунктов имеется риск их не введения в эксплуатацию во вновь установленный Губернатором Новосибирской области срок до 31 июля 2022г. ввиду нарушения графика работы подрядчика и неэффективного контроля за исполнением контракта заказчиком - ГКУ НСО "Управление капитального строительства", а за последним - главным распорядителем бюджетных средств министерством строительства области, что требует принятия в месячный срок безотлагательных мер реагирования на выявленные нарушения;
- представление прокурора от 31 января 2022г, вынесенное в адрес министра строительства Новосибирской области Колмакова А.В, согласно которому в рамках регионального проекта "Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области" по двум государственным контрактам, заключенным "данные изъяты"" с "данные изъяты" от 5 июня 2019г. и 28 февраля 2020г, осуществляется строительство ледовой арены в г. Новосибирске. Сроки действия государственных контрактов истекли в декабре 2021г. и не продлены, однако исполнение обязательств по ним продолжено. Координация деятельности заказчика - "данные изъяты"", возложена на министерство строительства Новосибирской области как на ответственного исполнения государственной программы. Результаты исполнения государственных контрактов свидетельствуют о неэффективности такой координации, что требует принятия в месячный срок безотлагательных мер реагирования на выявленные нарушения;
- предостережение прокурора от 29 июля 2022г, вынесенное в адрес министра строительства Новосибирской области Колмакова А.В, согласно которому строительство ледовой арены в г. Новосибирске во вновь установленные сроки поэтапных работ ведется с нарушением таких сроков, проектирование фельдшерско-акушерских пунктов также ведется с нарушением сроков контрактов, что требует принятия министерством строительства Новосибирской области в месячный срок безотлагательных мер реагирования на выявленные нарушения.
На представления прокурора и предостережение представлены ответы с признанием выявленных нарушений и принятых мерах по усилению контроля за строительством объектов и исполнением обязательств сторонами государственных контрактов.
Полагая, что реальных мер к устранению допущенных нарушений министерством строительства Новосибирской области фактически не принято, поскольку сроки исполнения контрактов не соблюдены, прокурор вынес в отношении министра строительства Новосибирской области Колмакова А.В. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, от 21 сентября 2022г.
Судья районного суда при рассмотрении дела пришел к выводу о виновном неисполнении министром строительства Новосибирской области Колмакова А.В. своих должностных обязанностей и непринятии мер к своевременному вводу объектов строительства в эксплуатацию, что повлекло нарушение сроков исполнения государственных контрактов и вновь установленных сроков их исполнения. Вместе с тем признал Колмакова А.В. виновным в неисполнении представления прокурора от 31 января 2022г. и предостережения прокурора от 29 июля 2022г.
Судья областного суда, отменяя решение районного суда и прекращая производство по делу, указал, что несвоевременное исполнение государственных контрактов не свидетельствует об умышленном невыполнение требований прокурора о принятии мер по усилению контроля за соблюдением сроков исполнения государственных контрактов. Притом, отмечено областным судом, министерством строительства принимались необходимые меры, полагать их недостаточными оснований не имелось.
Оснований не согласиться с выводами областного суда не имеется.
Органы прокуратуры в силу положений ст. 26 Закона о прокуратуре не подменяют иные государственные органы и должностных лиц и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представления и предостережения прокурора, с мероприятиями, принятыми должностным лицом по результатам рассмотрения прокурорского реагирования на обстоятельства исполнения государственных контрактов, не может служить основанием для привлечения Колмакова А.В. к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ.
Доводы протеста о том, что областной суд принял во внимание только неисполнение представления прокурора от 31 января 2022г. и предостережения прокурора от 29 июля 2022г. нет оснований полагать обоснованными, поскольку областной суд при рассмотрении дела в порядке ст. 30.6 КоАП РФ исходил их объема обвинения, установленного районным судом. К тому же, Колмаков А.В. не является должностным лицом, которому были адресованы требования прокурора в представлениях от 1 февраля 2022г. и от 20 июля 2022г, в том числе в случае необходимости организовать и проконтролировать рассмотрение представлений прокурора и представить требуемую информацию министерством строительства Новосибирской области.
При таких обстоятельствах нет оснований согласиться с протестом прокурора, оснований для признания решения областного суда незаконным не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Новосибирского областного суда от 21 февраля 2023г. оставить без изменения, протест заместителя прокурора Новосибирской области Дымолазова В.С. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.